Потомки старообрядцев деревни Макурино: практика сохранения идентичности (по материалам полевых исследований 2022 года)
Автор: Рублева А.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: т.XXVIII, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье поднимается вопрос о причинах сохранения этнокультурной идентичности потомками старообрядцев д. Макурино Юргинского р-на Кемеровской обл., с которыми быгли проведены ряд глубинных интервью в ходе этнографической экспедиции 2022 г. по населенным пунктам Юргинского р-на Кемеровской обл. Основным источником выступили интервью с представителями двух старообрядческих семей 1930-1970-х годов рождения. Потомки старообрядцев, рожденные в 1930-1970-е гг., не сохранив главных религиозных маркеров старообрядчества, до сих пор демонстрируют устойчивую этнокультурную идентичность, называя себя кержаками, на уровне бытовой и духовной культуры транслируют некоторые элементы старообрядческой культуры (двоеперстие, ситуативное чашничество и др.) и сохраняют память об истории своих семей, своей деревни и о предках-старообрядцах. Причиной трансляции и сохранения фрагментов бытовой и духовной культуры староверов их потомками стала культурная среда, в которой выросли информанты. Не имея возможности в полной мере приобщиться к старообрядческим канонам в советское время, в силу запрета религиозного воспитания со стороны советской власти, потомки старообрядцев-кержаков, будучи детьми, наблюдали за поведением своих старших родственников и частично перенимали транслируемые культурные нормы. Важным фактором сохранения этнокультурной идентичности потомками староверов д. Макурино стал образ предков-кержаков, который являлся для информантов морально-нравственным ориентиром, соответствие которому через культурные нормы в среде информантов до сих пор является позитивной практикой. Именно поэтому «быть кержаком» и сохранять элементы старообрядческой культуры для информантов является «почетным».
Притомье, вторая половинаxxв, старообрядцы, кержаки, этнокультурная идентичность
Короткий адрес: https://sciup.org/145146383
IDR: 145146383 | DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0921-0926
Список литературы Потомки старообрядцев деревни Макурино: практика сохранения идентичности (по материалам полевых исследований 2022 года)
- Колпаков Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. - 1995. - № 5. - С. 13-23.
- Липинская В.А. Об устойчивости малых конфессиональных групп в однонациональной среде (по материалам юга Западной Сибири) // Традиционная и духовная материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. - Новосибирск: Наука, 1992. - С. 213-217.
- Список населенных мест Российский империи. Вып. 60: Томская губерния: список населенных мест по сведениям 1859 года. - СПб., 1868. - 148 с.
- Список населенных мест Томской губернии на 1899 год. - Томск: Печатня С. П. Яковлева, 1899. - 781 с.
- Список населенных мест Сибирского края // Сибирский Краевой Исполнительный Комитет, Краевой финансовый отдел. - Т. 2: Округа Северо-Восточной Сибири, 1929. - 952 с.
- Фурсова Е.Ф. Этнографические группы восточных славян в Западной Сибири: типология, идентичность, межкультурные взаимодействия // Этнокультурное взаимодействие в Евразии. Кн. 1. - М.: Наука, 2006. -С. 427-441.