Повесть «Записки домового» О. И. Сенковского: в поисках истоков городской фэнтези

Бесплатный доступ

В поисках истоков жанра городской фэнтези автор статьи обращается к русской литературе XIX века. Объектом анализа становится повесть О. И. Сенковского «Записки домового» (1835). Выделены такие признаки жанра, как концентрация действий в контексте городского пространства, выведение на передний план темы смерти и персонажей загробного мира, сосредоточение внимания на внутреннем мире главного героя и его душевных переживаниях, использование онирических мотивов. В тексте фигурируют фольклорные персонажи - черти, домовой, покойники. Поэтика данной повести, в силу ее жанровой обусловленности, изображает представителей мира сверхъестественного неизмеримо сильнее человека, и, даже если смертный одерживает над ними верх в конкретной ситуации, эта победа носит лишь временный характер. Сатирическая ориентированность произведения и обращение к традиционной народной смеховой культуре позволяют говорить о том, что повесть обладает также и чертами юмористической фэнтези.

Еще

Городская фэнтези, онирический мотив, ужасное, смерть, кладбище, черт, смех

Короткий адрес: https://sciup.org/14751030

IDR: 14751030

Список литературы Повесть «Записки домового» О. И. Сенковского: в поисках истоков городской фэнтези

  • Сенковский О. И. Записки домового//Белое привидение: Русская готика. СПб.: Азбука-классика, 2007. С. 316-07
  • Белова Ю. Р. К вопросу о написании славянской фэнтези . Режим доступа: http://zhumal.lib. ru/b/belowa j_r/slavjandoc.slitml (дата обращения 7.02.2011).
  • Гончаров В., Мазова И. Мифология мегаполисов//Если. 2004. № 9. С. 275-286.
  • Греф A. Homo Primitivus. Петрушка как феномен примитивного сознания . Режим доступа: http://www.booth.ru/petrashka/articles/gref_homoprim.shtml (дата обращения 2.08.2015).
  • Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934. М.: Индрик, 1999. 352 с.
  • Лихачев Д. С. Смех в Древней Руси//Избранные работы: В 3 т. Л.: Худ. лит, 1987. Т. 2. С. 343-417.
  • Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.52с.
  • Лупанова И. И. Иванушка-дурачок в русской литературной сказке XIX века//Русская литература и фольклорная традиция: Сб. Волгоград: Изд-во ВЕЛИ им. А. С. Серафимовича, 1983. С. 16-36.
  • Невский Б. Жанры. Юмористическая фантастика. Эта веселая планета. Комическая фантастика//Мир фантастики. 2006. Июль. № 35 . Режим доступа: http://old.mirf.ru/Articles/printl383.htm (дата обращения 3.02.2016).
  • Неёлов Е. М. О жанровом содержании «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина//Евангельский текст в русской литературе ХѴПI-ХХ веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. трудов/Редкол.: В. И. Захаров и . IIетрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. С. 149-162.
  • Тозы якова Е. А. Традиции народной городской зрелищной культуры в «Фантастических путешествиях барона Брамбеуса» О. И. Сенковского . Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-naroc3noy-gorodskoy-zrelischnoy-kultury-v-fantasticheskih-puteshestviyah-barona-brambeusa-o-i-senkovskogo (дата обращения 23.07.2015).
  • Уваров М. С. Поэтика Петербурга: очеркипо философии культуры. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. 252 с.
  • Шарапенкова Н. Г. Роман «Москва» Андрея Белого: от Хаоса к Космосу: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 158 с.
Еще
Статья научная