Поволжско-приуральские татары Западной Сибири XVII - начала XX веков

Автор: Файзрахманов Гаптельбар Лутфиевич

Журнал: Регионология @regionsar

Рубрика: Региональная история и историография

Статья в выпуске: 2 (51), 2005 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется становление и развитие татарского этноса в Западной Сибири в XVII - начале XX веков. Особое внимание уделяется миграционным процессам приволжских и уральских татар в Сибирский регион и их взаимоотношениям с другими народами Сибири.

Короткий адрес: https://sciup.org/147222910

IDR: 147222910

Текст научной статьи Поволжско-приуральские татары Западной Сибири XVII - начала XX веков

ПОВОЛЖСКО-ПРИУРАЛЬСКИЕ ТАТАРЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ XVII — НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Казанские татары пришли в Западную Сибирь задолго до появления русских. Связи между населением Поволжья и Сибири очень древние и прослеживаются, по археологическим материалам, начиная с мезолита и неолита1, они носили постоянный характер и не прерывались и в последующие периоды.

Сибирские татары являются древними автохтонными тюрками Западной Сибири. Складывалась эта группа в течение длительного времени, поскольку в их среду вливались новые волны тюрков, пришедших в Сибирь позднее. Таким образом, основу этногенеза сибирских татар составили тюркские племена. В конце XI — начале XII вв. на р. Ишим было создано первое государство предков сибирских татар. Ставка правителя находилась в г. Кызыл Тура, недалеко от впадения Ишима в Иртыш. В 20-е гг. XIII в. образовалось второе государство сибирских татар — Тюменское ханство. Вначале оно находилось в орбите хозяйственных, духовных и этнических связей с Золотой Ордой и в некоторой зависимости от него, однако скоро стало самостоятельным. Сибирское ханство, образованное в 1495 г., стало преемником Тюменского ханства.

В конце XVI в. Сибирское ханство было завоевано Российским государством. Несмотря на негативные последствия для сибирских татар, после завоевания сибирские татары в составе огромного многонационального государства были вовлечены в русло новой хозяйственной жизни. Экономический прогресс России был весьма значителен. Активно развивались межэтнические контакты с русским

ФАЙЗРАХМАНОВ Гаптельбар Лутфиевич, старший научный сотрудник Института истории Академии наук Татарстана, кандидат историчес ких наук.

и другими народами, кроме того, вместе с поволжско-приуральскими и другими группами татар они оказались в составе единого государства. История сибирских татар не прекратилась с завоеванием Сибири. Приспосабливаясь к новым условиям жизни, они развивали свою материальную и духовную культуру, создавали материальные и духовные ценности, ставшие общим достоянием многонационального Российского государства.

После завоевания Казанского ханства Российским государством татарское население стало активнее мигрировать в «более спокойные» отдаленные районы. Немало татар, спасаясь от крещения, устремлялось в Западную Сибирь. Еще в 1594 г. в строительстве г. Тары участвовали 100 казанских и свияжских татар2. Уже в XVII в. Западной Сибири появились деревни казанских татар. С.В.Бахрушин писал, что они напоминали «татарскую колонизацию»3

В первой четверти XVII в. миграция поволжско-приуральских татар в Сибирь приняла устойчивый характер. В начале XVII в. казанские татары появились даже в таком отдаленном районе Западной Сибири, как Притомье. Их количество там увеличилось настолько, что в первой четверти XVII в. в г. Томске и Томском уезде существовали Казанские волости4 Ф.Т.Валеев на основании архивных данных пишет о том, что в переписной книге 1682 г. в татарских деревнях по Иртышу зарегистрировано 14 дворов казанских татар. В конце XVII в. поволжско-приуральские татары жили во многих юртах Тобольского уезда5. Оказавшись в Западной Сибири, они не оседали в русской среде, а стремились селиться в татарских юртах. Определенное количество пришлых татар жило в городах, где они составляли значительную часть татарского населения.

Развитие сибирских татар с XVII в. происходило в тесном взаимодействии с русскими, бухарцами и пришлыми поволжско-приуральскими татарами. Пришлые татары стремились обзавестись землей и с этой целью по истечении определенного времени оказывались в составе ясачных или служилых татар. Поволжско-приуральских татар-переселенцев XVII в., не сумевших получить земельные наделы, власти причисляли к категории захребетников. Так называли в Западной Сибири татар-переселенцев из- за Уральского хребта, работавших у служилых татар и не плативших ясак. В правовом отношении они ничем не отличались от захребетников Европейской России6 В документах XIX в. группа захребетных татар уже не выделялась, они постепенно получили земельные наделы и вошли в состав ясачных сибирских татар. Название «захребет-ные татары» сохранилось лишь в юртах Чикчинских Каше-гальской волости и в нескольких юртах других волостей7

Татар, переселившихся в XVIII — начале XIX вв. и не сумевших влиться в состав коренных ясачных или служилых татар не получивших землю, причисляли к сословию оброчных чувальщиков. Их называли так потому, что они платили половинный оброк по чувалу. В первые годы поселения они служили приказчиками у богатых татар и бухарцев, некоторые жили поденной работой, часто вынуждены были работать только за пищу и жилье. Часть их занималась торговлей и отхожими заработками в качестве чернорабочих. Отдельных селений у чувальщиков не было, проживали они совместно с татарами в 18 селениях. В XIX в. были причислены к оседлым сибирским татарам и наделены землей по месту проживания.

Пришлые татары стремились получить статус ясачных коренных татар, чтобы избежать несения воинской повинности, так как сибирские татары и бухарцы* были от нее освобождены и постепенно вливались в ряды коренных сибирских татар, но в статистических документах причислялись к сибирским татарам, к казанским не относились. Оброчные чувальщики составляли 6,8 % от общего количества сибирских татар Тобольской губернии8. В 1782 г. в Тобольской губернии насчитывалось 350 оброчных чувальщиков, кроме того, еще 100 казанских татар, не попавших в число оброчных чувальщиков, в Тобольске в том же году было 24 пришлых татар9.

Поволжско-приуральских татар, переселившихся во второй половине XIX — начале XX в. и получивших земельные наделы, приписали в сословие «татары-крестьяне». В правовом и фискальном отношении они не отлича- лись от русских крестьян10 Количество поволжско-приуральских татар в Западной Сибири к концу XIX в. приведено в таблице.

Таблица

Количество поволжско-приуральских татар в Западной Сибири в 1897 г.11

Губернии

В городах

В сельской местности

Всего

Тобольская

855

7

219

8

074

Томская

1

448

3

488

4

936

Всего

2

303

10

707

13

010

В начале XX в. миграция татар из Европейских губерний увеличилась и продолжалась вплоть до начала первой мировой войны. Некоторым пришлым татарам с целью получения льгот удалось влиться в ряды бухарцев.

В конце XIX в. пришлые татары проживали в 52 % поселений сибирских татар. Число селений с преобладанием пришлых татар составляло 6 %. К этим цифрам не относятся деревни с чисто казанско-татарским населением12 При экспедиции в Тюменскую область в 1990 г. Д.М.Исхаков выделил около двух десятков татарских населенных пунктов, где проживали в основном потомки поволжско-приуральских татар. Это количество он считает неполным. При анализе генеалогии барабинских татар выяснилось, что не смешанные с пришлыми татарами барабинцы составляли всего 43,6 % от их количества. Немногим отличалось этническое состояние и томских татар: в конце XIX в. татары из европейских губерний проживали практически во всех томских татарских деревнях. Их доля в татарских селениях составляла 29,4 %, в г. Томске — 82,1 % татарского населения. В городах Тюмени, Таре, Тобольске пришлые татары составляли 69 % всего татарского населения13

Этническое и конфессиональное родство, общность исторической судьбы, совместное хозяйствование, семейнобрачные отношения между местными и пришлыми татарами влияли на этногенетические процессы, проходившие в обеих группах татар, способствовали их сближению. На этот факт обратил внимание С.К.Патканов. Работая над материалами Всероссийской переписи населения 1897 г., он писал: «Деление татар Сибири на коренных жителей- инородцев и пришлых... можно признать лишь приблизительно верным». Свои выводы он аргументировал тем, что «пришлые ассимилировались со своими единоплеменниками»14 Несмотря на то, что многие пришлые татары разными путями причислялись к ясачным, а отдельные — к служилым, их количество в 1897 г. составляло 17 % от общего количества татар Западной Сибири. Однако это соотношение С.К.Патканов считал приблизительным. Фактически число поволжско-приуральских татар в Тобольской и Томской губерниях было значительно большим. Постепенно вливаясь в число сибирских татар, пришлые поволжско-приуральские татары стремились не раскрывать свое европейское происхождение, т.к. коренные татары имели больше преимуществ: не давали рекрутов, меньше платили налогов, имели больше земельных прав и т.д.

В сближении сибирских и пришлых татар значительную роль играли браки между ними, к чему особенно стремились бедные слои последних. Уже в конце XVIII в. свыше 40 % браков пришлых татар заключалось с местными сибирскими. В последующие периоды количество браков между этими двумя группами увеличилось.

Пришлые татары принесли более совершенную земледельческую культуру и технологию скотоводства. По их примеру местное татарское население стало выращивать картофель и овощи, строить утепленные помещения для зимнего содержания скота. Сохранив многие компоненты традиционного быта, сибирские татары переняли от пришлых татар, русских переселенцев, прогрессивные элементы их материальной культуры. Среди них имелось немало искусных плотников, столяров, мастеров металлообработки. Женщины славились умением ткать и шить. Интерьер их дома отличался яркостью, многоцветьем, полихромной раскраской фронтонов, наличников окон, фронтонов домов, ворот. Они прогрессивно влияли на строительство и содержание жилищ, надворных построек, а также на одежду и пищу сибирских татар, а зажиточная их часть старалась одеваться по-казански.

Волжско-уральские татары принесли в Сибирь свой фольклор, обычаи, народные знания, письменный литературный язык. Пришлые и сибирские татары взаимодей- ствовали в хозяйственной деятельности, бытовых и семейных отношениях, религии, языке, что и обусловило наличие большого количества схожих черт в материальной и духовной культуре двух крупных групп татарского народа.

Важная роль в сближении и нивелировании хозяйственно-бытового уклада и духовно-языковых различий принадлежала развитию просвещения и ислама. В начале XX в. большинство имамов и преподавателей медресе в Западной Сибири было из поволжско-приуральских татар, обучение в мектебах и медресе проходило на татарском литературном языке.

Влияние сибирских и пришлых татар было взаимным. Последние многое заимствовали от сибирских, например, занятие охотой, рыболовство, лыжи, отдельные блюда, элементы одежды, особенно повседневной рабочей.

Сибирские татары были вовлечены в мощную для того времени информационную сеть. Согласно данным А.Г.Кари-муллина, за 1851—1900 гг. было напечатано около 3,3 тыс. названий татарских книг тиражом около 27 млн экз. За 1901—1917 гг. — от 6,2 до 7 тыс. названий татарских книг тиражом от 41,3 до 47 млн экз. К 1913 г. татары по тиражу национальных книг в Российской империи вышли на второе место, уступив лишь русским. Во втором десятилетии XX в. в России издавалось более 150 наименований газет и журналов на татарском языке. В Томске в 1912—1913 гг. на татарском языке издавалась газета «Си-бирия». Безусловно, татарская книга и периодические издания на татарском языке распространялись среди сибирских татар и нашли своего читателя. В России после 1906 г. ежегодно издавалось около 8 тыс. книг на татарском языке, общим тиражом 5—6 млн экз. Доля светской литературы среди изданных на татарском языке книг составляет 83—85 %15 Однако, несмотря на наличие множества фактов, подтверждающих сближение и консолидацию сибирских татар с поволжско-приуральскими, до сих пор остается дискуссионным вопрос о принадлежности сибирских татар к татарскому этносу.

Ф.Т.Валеев считает, что консолидации сибирских татар «вокруг татарской буржуазной нации» не произошло. По его мнению, в конце XIX — начале XX вв. сибирские татары сложились «в буржуазную народность»16 Н.А.Томи- лов, хотя и не заявляет о формировании народности сибирских татар в начале XX в. или позднее, полагает, что «говорить о развитии консолидации западносибирских татар с формирующейся татарской нацией в дореволюционный период нет основания»17 Д.М.Исхаков делает вывод, что сибирские татары, наряду с поволжско-приуральскими, участвовали в формировании татарской нации18

Несмотря на разобщенность и чересполосное расселение с русскими, в России была взаимосвязь тоболо-иртышс-ких, барабинских и томских татар, создававшая прекрасную возможность для консолидации сибирских татар. Исследуя многовековые исторические связи волжских и сибирских татар, З.А.Тычинских пишет: «...близость языка, единая религия, общность политического положения сформировали единую культурную и образовательную тюркомусульманскую среду»19

Пришлые татары принимали участие не только в развитии материальной и духовной культуры сибирских татар, но и были активными участниками их этногенеза. В начале XX в. ускоряется интеграция сибирских и поволжско-приуральских татар. Казанские татары, ассимилировавшись с сибирскими, оказывали существенное влияние на их этническое сознание. Сибирские татары были вовлечены в процесс формирования татарского этноса, хотя сохранили языковые и некоторые этнографические различия. К началу 20-х гг. XX в. в материальной и духовной культуре сибирских и пришлых татар было больше сходства, чем различий. Имея древние общетюркские корни, поволжско-приуральские, астраханские и сибирские татары образовали многокомпонентный татарский этнос. Его родина — необъятные просторы Евразии, включающие Сибирь и Волго-Уральский регион.

Россия — многонациональное государство, населяющие ее народы имеют достойную уважения национальную самобытность, культурное наследие. В составе Российского государства они приобретали и развивали опыт межнационального общения. В истории взаимоотношений русского и народов Сибири было много сложных периодов, однако жизнь требовала их мирного сосуществования и содружества. Русский народ, обладая большим жизненным опытом и находясь на более высоком уровне общественного раз- вития, оказывал сибирским татарам и другим народам Сибири помощь в развитии их материальной и духовной жизни, устройстве быта. В то же время русские переняли от сибирских татар местные способы хозяйствования. Многонациональность — это неоценимое богатство российского государства, позволяющее народам взаимно обогащать этническое развитие друг друга. Поэтому история взаимоотношений русских, сибирских и поволжско-приуральских татар является органической частью истории России и Евразии.

Список литературы Поволжско-приуральские татары Западной Сибири XVII - начала XX веков

  • Бадер О.Н. Древнейшая история Прикамья. М., 1963. С. 41; Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М., 1969.
  • Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. I. M., 1937. С. 288.
  • Бахрушин С.В. Пути в Сибирь в XVI-XVII вв. // Научные труды. Т. III. Избранные работы по истории Сибири. Ч. 1. М., 1955. С. 95.
  • * Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XIX - начале XX в. Новосибирск, 1992. С. 91-92.
  • D Валеев Ф.Т. Сибирские татары: Культура и быт. Казань, 1992. С. 37. 8
Статья научная