Поворот России на восток: бизнес-ассоциации в процессе трансформации мирового порядка

Автор: Ежов Дмитрий Александрович, Баженова Мария Владимировна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политические процессы и практики

Статья в выпуске: 4, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрывается тема трансформации мирового порядка в условиях наложенных на Россию санкций и изменения характера международных торговых отношений. Авторы рассматривают ряд способов развития сферы российского предпринимательства на восточном рынке при поддержке бизнес-ассоциаций, деятельность которых направлена на малый и средний бизнес. В качестве основных направлений на рынке для развития делового климата выделены: повышение грамотности населения в сфере предпринимательства, оказание юридической поддержки, изучение специфики функционирования восточного рынка и практик ведущих компаний в условиях экономических санкций стран Запада, привлечение российских предпринимателей-экспатов.

Еще

Бизнес-ассоциации, мировой порядок, мировой товарный рынок, деловой климат

Короткий адрес: https://sciup.org/170195207

IDR: 170195207   |   DOI: 10.31171/vlast.v30i4.9123

Текст научной статьи Поворот России на восток: бизнес-ассоциации в процессе трансформации мирового порядка

С ложившиеся принципы взаимодействия государств в международной системе претерпевают трансформацию и коренным образом влияют на изменения в сфере не только мировой политики, но и международной торговли. Преобразование системы международной торговли затрагивает устоявшийся порядок сложившихся экономических отношений России с западными и восточными партнерами. Государства коллективного Запада, используя экономические санкции как инструмент внешней политики, неоднократно стремились ограничить российский потенциал в ведении бизнеса. Новый виток торговоэкономической конфронтации спровоцирован началом Россией специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, повлекшим молниеносную реакцию коллективного Запада, практически выразившуюся во введении беспрецедентных антироссийских санкций, что, в свою очередь, стало непосредственным поводом для значительного расширения перечня недружественных Российской Федерации государств. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2022 г. № 430-р в перечень входят 48 государств (включая 27 государств – членов Европейского союза). Давление на Россию со стороны недружественных стран, которое президент РФ В.В. Путин в выступлении на заседании Высшего евразийского экономического совета 27 мая 2022 г. назвал «практически агрессией»1, создает предпосылки не только для более тесной интеграции в рамках ЕАЭС, но и для интенсификации взаимодействия с другими государствами-партнерами, не поддерживающими антироссийскую риторику.

Тема влияния санкций на экономику РФ постоянно исследуется научным сообществом. Внешнеторговые показатели стран, которые ввели ограничения, и их влияние на Россию рассматривают Е.А. Федорова и Ю.А. Барихина [Федорова, Барихина 2015: 2-3]; перспективы деятельности иностранных компаний в России раскрываются в работе А.С. Линникова [Линников 2017: 142], развитие бизнеса и предпринимательства после 2014 г. рассматривается в работе Д.А. Поливанова [Поливанов 2015: 235-236]. Геополитические интересы мировых держав обусловливают сдерживание экономического развития России, снижение ее влияния на международной арене [Кулакова 2020: 78].

Новым вектором развития для бизнеса в условиях антироссийской политики Запада является пересмотр функционирования и определения эффективности деятельности бизнес-ассоциаций для выхода представителей малого и среднего бизнеса на еще не освоенные ими рынки. Переход на них требует качественной подготовки всех субъектов экономических отношений, поэтому уже имеющийся опыт ведения торговли с восточными партнерами в сфере тяжелой промышленности может положительно повлиять на скорость и процесс освоения рынков другими акторами. Рассмотрев структуру экспорта России с 2013 г., можно сделать вывод, что за последние 10 лет Китай стал одним из главных отечественных торговых партнеров1. Хотя он уже импортирует российские энергоресурсы, промышленное оборудование и военную технику, китайский рынок является все еще новым для продаж в секторах B 2 B и B 2 C .

Одной из причин неравномерного освоения внешних рынков является первоначальная постсоветская ориентация на Запад, проявляющая себя на фоне гармонизации взаимоотношений с новыми торговыми партнерами в условиях малоконструктивного диалога [Баталов 2003: 50]. В настоящее время европейские компании, ушедшие c российского рынка или временно приостановившие свою деятельность, оказали влияние не только на экономическую сферу, но и на социальную. Например, проводя корреляционный анализ экономического и эмоционального уровня депривации, К.В. Мохнаткина отмечает, что у россиян еще есть достаточный потенциал долготерпения, несмотря на повышающийся уровень озабоченности своим положением [Мохнаткина 2018: 173]. Также, комментируя ситуацию в сфере торговли и ее влияние на качество жизни населения, бывший советник министра экономического развития РФ Е. Надоршин отметил, что повышенный процент безработицы может сохраниться до конца 2022 г. в условиях отсутствия мер поддержки населения и ухода с рынка западных компаний2, например тех, которые официально полностью не ушли с российского рынка ( IKEA – 15 тыс. сотрудников, H&M group – 3,5 тыс. сотрудников и др.).

В новых экономических реалиях уход крупных европейских компаний можно воспринимать как потенциальную возможность для отечественного предпринимателя. Поэтому для численного увеличения класса малых и средних предпринимателей требуется не только формирование новых или использование имеющихся площадок для коммуникации с представителями власти, но и информирование населения о возможных мерах поддержки со стороны бизнес-ассоциаций. Защита прав предпринимателя, общественная поддержка бизнесменов, формирование гражданских инициатив в области развития дело- вого климата – векторы, направленные на достижение приоритетных задач Минэкономразвития РФ1.

Исходя из функций бизнес-ассоциаций, можно сделать вывод, что внедрение предпринимателей на новые рынки и их интеграция, определение стратегий развития, налаживание диалога между государственными органами и деловым сообществом – главные задачи в условиях трансформации мирового порядка2. Поэтому в процессе освоения восточного рынка бизнес-ассоциа-ции могут стать ключевым посредником для представителей малого и среднего бизнеса. Например, во внутренней среде расширение представительства бизнес-ассоциаций в Дальневосточном регионе позволит подготовить малых и средних предпринимателей к сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Во внешней среде создание и расширение представительств в Сингапуре, Гонконге, Сеуле и других крупных городах является подготовительным этапом в процессе выхода на рынок участников малого и среднего бизнеса (МСБ).

В условиях выхода на новые рынки требуется установление новых принципов ведения сотрудничества и функционирования компаний. Например, китайские IT- компании переходят на круглосуточную работу, что позволяет вести бизнес на постоянной основе в рабочее для клиента время. Поэтому институционализация лучших практик европейских и азиатских бизнесменов в сфере социального менеджмента увеличит число направлений взаимодействия для отечественных компаний. Помимо совместного формирования делового климата, следующей задачей является определение перспективных направлений экспорта товаров с учетом экспортной корзины четырех «Азиатских тигров» и других быстроразвивающихся стран. Например, структура импорта Южной Кореи в 2020 г. в основном состоит из товаров нефтяной и газовой промыш-ленности3. Рассмотрев также структуру импорта Китая, Ирана, Индии, можно отметить, что торговые отношения между странами складываются пока в основном на уровне крупных компаний в сфере тяжелой промышленности.

В процессе разработки стратегии для представителей малого и среднего бизнеса необходимо понимать вектор развития стран-партнеров. Например, в рамках 14-го пятилетнего плана Китая и приоритетных направлений развития до 2035 г. сделан акцент на наращивание инновационной активности4. При поддержке российского государства резиденты наукоградов могут работать не только внутри страны, но и за ее пределами, совершенствуя навыки социального менеджмента и производства в целом.

В рамках деятельности бизнес-ассоциаций также возможна работа с имеющимися отечественными представителями в восточных странах, например, бизнес-экспатами. Российские предприниматели, уехавшие за границу, уже имеют опыт в процессе выстраивания экономических отношений в другой стране. Данный вид сотрудничества сокращает период освоения рынка зарубежных стран за счет передачи уникальных знаний и не способствует расши- рению малоэффективного бюрократического аппарата. В настоящее время 35 послов «Деловой России» и «Опоры России» работают в странах Азии и Африки1. Несмотря на число представителей, рынки Сингапура, Гонконга и Сеула еще не задействованы, но перспективны для начала ведения бизнеса. Расширение сферы представительства российских компаний на конкретных восточных рынках влечет за собой развитие инфраструктуры между странами. Здесь можно упомянуть скоростную железную дорогу Ховахт – Шанхай, создание цифровой таможни, модернизацию, расширение магистральной инфраструктуры, обмен опытом и практиками. Поэтому в условиях трансформации мирового рынка требуется сосредоточение представительств компаний и работа бизнес-ассоциаций в точках роста, что будет способствовать расширению и повышению привлекательности бизнеса, уверенно функционирующего внутри страны.

Таким образом, коренное изменение дипломатических отношений между Россией и государствами Запада оказало влияние на трансформацию торговых отношений и поиск новых рынков для представителей отечественного бизнеса. Сложность выхода на восточный рынок для малого и среднего бизнеса заключается в определенной степени неизвестности в отношении специфики функционирования соответствующих подходов, принятых в других странах. Такие общероссийские общественные организации, как «Деловая Россия» и «Опора России», могут занять одну из ключевых позиций в процессе построения новой торговой системы РФ и стран Востока. Основываясь на опыте ведения бизнеса и национальных приоритетах стран-партнеров и адаптировав при этом лучшие практики зарубежных государств, можно рассчитывать на ускорение процесса освоения рынков и снижение потенциальных издержек в новой торгово-экономической реальности, сконструированной актуальными тенденциями переформатирования мирового порядка.

Список литературы Поворот России на восток: бизнес-ассоциации в процессе трансформации мирового порядка

  • Баталов Э.Я. 2003. Россия и Запад: эволюция российского общественного сознания. - Современная Европа. № 1(13). С. 39-51.
  • Кулакова Н.Н. 2020. Экономический рычаг геополитических трансформаций. - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 3. С. 74-78.
  • Линников А.С. 2017. Влияние международных санкций на деятельность иностранных компаний в России. - Вестник Финансового университета. № 3(99). С. 141-148.
  • Мохнаткина К.В. 2018. Экономическая и эмоциональная депривации россиян: корреляционный анализ. - Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология, политология. № 1. С. 169-173.
  • Поливанов Д.А. 2015. Влияние санкций на развитие предпринимательства и бизнеса. - Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. № 27. С. 234-238.
  • Федорова Е.А., Барихина Ю.А. 2015. Влияние санкций на экономику Российской Федерации. - Экономический анализ: теория и практика. № 37(436). С. 2-12.
Статья научная