Повышение эффективности предприятий геологоразведочной отрасли в условиях перехода к цифровой экономике

Автор: Гершанок А.А.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 12-1 (46), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются существующие проблемы организации и финансирования геологоразведочной отрасли в РФ. Обращено внимание на необходимость перехода отрасли от модели экономики роста к модели качественной экономики. Показаны существующие институциональные недостатки действующей модели управления отраслью. Предложена новая модель управления, основанная на синергетическом эффекте и горизонтальных связях субъектов рынка. На основе разработанной модели даны рекомендации по выходу из кризисной ситуации в геологоразведочной отрасли.

Экономическая система, развитие, факторы развития, открытые неравновесные экономические системы, порядок в системе, сложность в системе, знания, управление эффективностью, венчурный рынок, институциональное управление

Короткий адрес: https://sciup.org/170189763

IDR: 170189763   |   DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10228

Текст научной статьи Повышение эффективности предприятий геологоразведочной отрасли в условиях перехода к цифровой экономике

Актуальность проблемы по восстановлению достигнутого в 80 – е годы 20 века потенциала геологоразведочных работ в России всем очевидна, но многочисленные принятые меры ожидаемых результатов не дают. Финансирование геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета увеличилось практически в 4 раза. В действующее законодательство о недрах и различные подзаконные акты внесено множество поправок, призванных стимулировать активность геологоразведочной отрасли.

В настоящее время мощности значительно сократились – до 10% от прежнего советского уровня, и это при том, что геологическая изученность территории РФ составляет 40%. В последнем отчете Роснедра рапортуют о 400 действующих геологических предприятий в РФ как достижении, тогда как в США работают 10000, а в Канаде – 40000, причем объемы геологических работ в указанных странах в сотни раз превышают российские.

Основными причинами кризиса геологической отрасли в РФ являются: малая эффективность существующей организационной модели отрасли и как следствие отсутствие синергетического эффекта от работы предприятий; отсталость существующих институтов по геологии; техниче- ская отсталость отрасли; отсутствие инноваций; нефтяной и золотой крен видовой специализации в отрасли; неэффективная структура финансирования отрасли; отсутствие конкуренции в отрасли [2, 15].

Качественная экономика отличается от экономики роста преобладанием творческой компоненты. Процесс творчества имеет лучшее развитие в организации, ориентированной на горизонтальную творческую кооперацию, а не вертикально интегрированные модели управления. Сегодня в качественной экономике успех приносят самоорганизующиеся мобильные малые и средние предприятия за счет синергетического эффекта. В диссипативной среде они максимально эффективны.

Синергетика выступает сегодня в качестве методологической основы для прогностической и управленческой деятельности в современном мире. Синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы [3]. Для генерации синергетического процесса необходимо наличие диссипативной среды и открытой системы. Термин диссипация образован от латинского dissipatio - «рассеиваю», «разрушаю» [7].

Больший порядок приводит к меньшей энтропии (меньшим потерям энергии), и тем эффективнее работает отрасль. Порядок в геологической отрасли в первую очередь зависит от законов и нормативных актов, регулирующих отрасль (далее институтов) и степени исполнения этих институтов. Минимальная энтропия в системе свидетельствует о наличии качественных институтов и их безусловном исполнении. Следовательно, решение поставленных выше задач по восстановлению и наращиванию геологических работ в РФ во многом зависит от качества и исполнения институтов в системе, уровня техники и технологий в отрасли, объемов оборудования и работающих в отрасли и имеет следующую зависимость:

V = (A X B X U) X G X CPp

где: V – объемы открытых месторождений в денежном выражении; A – индекс качества институтов; B – индекс исполнения законов; G – уровень техники и технологий в отрасли; C – оборудование в отрасли в денежном выражении; P – количество работающих в отрасли, U – уровень открытости экономики.

По данным аналитического исследования Всемирного банка, в России за период с 2006 года по 2016 год индекс качества институтов (А) снизился с 40,2 до 30,7 (максимальное значение 100, в 2016 году индекс составлял: в США – 91,8, Великобритании – 95,2, Франции – 83,2, Германии – 96,2, Японии – 90,4).

Индекс исполнения законов (верховенства законов) в России за период с 2006 года по 2016 год увеличился незначительно - с 18,7 до 21,2 (максимальное значение 100, в 2016 году индекс составлял: в США – 92,3, Великобритании – 91,8, Франции – 89,4, Германии – 91,3, Японии – 88,5, Финляндии – 99) [17].

Приведённые индексы свидетельствуют о крайне низком уровне развития организационной системы в России, серьёзном отставании от развитых стран мира, и в целом – о низком уровне должного порядка в системе. Существующая организационная система в России не соответствует вызову современной экономики и отстала на 30-40 лет от требований времени.

Интегральный показатель порядка в России (среднее геометрическое индексов качества и исполнения законов) также имеет крайне никое значение 25,5, что свидетельствует о фактическом отсутствии должного порядка в экономической системе. В развитых странах, в т.ч. США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Финляндии, где экономический рост достигает 2-3% и более [4, с. 259], интегральный показатель порядка в системе составляет в среднем 91,7. Следовательно, ускорение темпов роста Российской экономики во многом зависит от качества и исполнения институтов в системе.

При повышении уровня институционального развития страны, можно говорить о росте размера ВВП на душу населения: Швейцария 79242 долл./чел, Норвегия – 70392 долл./чел, Исландия 59629 долл./чел, США 57436 долл./чел, Россия 8929 долл./чел [18].

Учитывая вышесказанное, путь повышения эффективности организационной модели отрасли лежит через организационную дифференциацию, а именно: нефтяная и газовая геологоразведка производится крупными компаниями, а геологоразведка твердых полезных ископаемых -компаниями среднего или малого бизнеса.

Международная практика таких стран как Канада, США, Австралия и ЮАР имеет институты протекционистских мер по отношению к геологоразведочным компаниям. В России действующий налоговый кодекс предусматривает финансирование любых геологоразведочных работ только из прибыли предприятий, в то время как во всех других сырьевых странах, включая Канаду, Австралию, ЮАР, такие затраты входят в себестоимость. Кроме того, в большинстве стран реализованы механизмы, позволяющие другим (не геологоразведочным) компаниям получать налоговые льготы в случае вложения средств в геологоразведку, дифференцировать налоговые ставки в зависимости от стадии работ, дающие определенные преференции малым геологоразведочным и горным компаниям.

Недостатки действующих институтов собственности в геологоразведке полно- стью исключают финансирование отрасли через фондовые рынки. По этой причине существует нефтяной и золотой крен видовой специализации в отрасли за счет состоятельных инвесторов. Отсутствие конкуренции в отрасли и недостатки дейст- сказываются на отсутствии инноваций, и как следствие формируют техническую отсталость отрасли, поскольку развитый фондовый рынок в геологоразведке позволяет создавать геологоразведочное предприятие специалистам в геологии того или вующих институтов в геологоразведке иного региона.

Список литературы Повышение эффективности предприятий геологоразведочной отрасли в условиях перехода к цифровой экономике

  • Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. «Модернизация и развитие человеческого потенциала»/Под редакцией А.А. Аузана и С.Н. Бобылева. -М.: ПРООН в РФ, 2011. -146 с.
  • Забродский Г.С., Михайлов Б.К., Некрасов А.И., Ставский А.П. Геологоразведочная активность российских недропользователей в условиях экономического кризиса (твердые полезные ископаемые): аналитическая работа. . -Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.mineral.ru/Analytics/rutrend/151/467/grr.pdf (дата обращения: 11.12.2018).
  • Князева Е. Н. Синергетика: начала нелинейного мышления/Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов//Общественные науки и современность. -1993. -№2. -С. 38-47.
  • Международный Валютный Фонд. Перспективы развития мировой экономики: в поисках устойчивого роста -краткосрочное восстановление, долгосрочные задачи. -Вашингтон, октябрь 2017. -323 с.
  • Назаров В.И, Медведева Л.В. Методы качественной оценки факторов влияющих на эффективность геологоразведочных работ//Нефтегазовая геология. Теория и практика. -2016. -Т. 11. -С. 1-14.
Статья научная