Познавательные возможности нарративного интервью в изучении жизненного мира волонтеров
Автор: Радостев Д.А.
Журнал: Социальные и гуманитарные науки: теория и практика @journal-shs-tp
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 1, 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена выявлению познавательных возможностей метода нарративного интервью. Представлена характеристика интервью в качественной социологии. Рассматривается понятие «жизненный мир» в феноменологии Э. Гуссерля и А. Шюца. Для нарративного анализа приведена трактовка понятия «жизненный мир» В.И. Ильина. На примере исследования жизненного мира волонтеров раскрываются особенности нарративного интервью и анализа. Результаты исследования представлены в виде «сюжетов» жизненного мира волонтеров.
Нарратив, нарративное интервью, нарративный анализ, жизненный мир
Короткий адрес: https://sciup.org/147228505
IDR: 147228505
Текст научной статьи Познавательные возможности нарративного интервью в изучении жизненного мира волонтеров
Восьмидесятые годы XX в. ознаменовали собой начало «нарративного поворота» [5, с. 6]. Причиной послужило утверждение, что «функционирование различных форм знания можно понять через рассмотрение их повествовательной, нарративной природы» [6, с. 87]. Исследованию природы нарратива была посвящена отдельная дисциплина – нарратология. Однако рассказываемые людьми истории представляют интерес не только для теории повествования. Они могут давать интересный и обширный материал для социологического анализа. Фриц Шюце попытался использовать способность людей выступать в роли рассказчиков. Для этого он создал технику нарративного интервьюирования.
Применение нарративного интервью в социологии традиционно связывают с биографическими исследованиями, что неудивительно, поскольку процесс сбора информации данным методом направлен на получение полноценного рассказа о себе. Однако изначально Фриц Шюце использовал нарративное интервью в
рамках социологического проекта Билефельдского университета для анализа положения дел и взаимодействия между властными структурами после объединения муниципальных округов [1, с. 35]. Так же существуют примеры применения данного метода для выявления идентичности информантов. В социологии немного случаев, когда исследователи нашли другие способы применения нарративов (помимо тех, что используются в биографических исследованиях), поэтому вопрос, как можно использовать рассказы о жизни, остается актуальным.
Нарративное интервью является «молодым» методом в социологии, этим объясняется недостаточность изученности его познавательных возможностей, преимуществ использования рассказов о жизни. Существуют общие техники анализа нарративов. Использование их вне рамок биографического метода вынуждает подстраивать существующие техники под изучаемый феномен. В нашем случае – это жизненный мир информантов. Отсюда, научная проблема предлагаемой темы заключается в соотношении, с одной стороны, потребности изучения «сюжетов» жизненных миров методом нарративного интервью и, с другой, – необходимостью изменения существующих техник изучения жизненного мира информантов.
Цель данной работы – выявить познавательные возможности метода нарративного интервью в изучении жизненных миров волонтеров.
Нарративное интервью представляет собой свободное повествование о жизни информанта без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий, для стимулирования и поддержания нити рассказа [4, с. 104]. Данный метод имеет свои особенности техники интервьюирования.
Во-первых, это свободное общение. То есть, в нем нет перечня вопросов, но есть нарративный импульс, побуждающий информанта рассказывать о себе. Звучит он так: расскажите о себе, начиная с детства и до настоящего момента. Нарративный импульс задается на первом этапе интервью. Во-вторых, информант сам конструирует рассказ о себе. На втором этапе интервью исследователь задает дополнительные вопросы. Они полностью вытекают из первого этапа. То есть исследователь не может выходить из рамок рассказа информанта. Получается, что рамку 478
рассказа, как и его содержание, создает сам информант. В-третьих, информант рассказывает именно то, что представляется ему важным. Он осознает, что не сможет рассказать всю свою жизнь, поэтому выбирает то, что для него и интервьюера будет самым важным и интересным. И, в четвертых, целостность и законченность итогового рассказа. На третьем этапе информанту предлагается оценить свою жизнь с позиции сегодняшнего дня. Это делает итоговый нарратив целостным и завершенным.
Для разработки нарративного анализа, потребовалось изучить, что представляет собой «жизненный мир». Понятие «жизненный мир» впервые появилось в рамках философии и было введено Э. Гуссерлем. По Гуссерлю, это мир повседневности, мир обыденных дорефлексивных очевидностей. Он просто дан нам очевидным и естественным образом. Гуссерль пишет: «действительно наглядный, действительно испытуемый и доступный опыту мир, в котором практически разыгрывается вся наша жизнь, остается, как он есть, в его собственной сущностной структуре, в его собственном конкретном стиле причинности неизменным, что бы мы безыскусно или в порядке искусства ни делали» [3, с. 252].
В рамках данной работы для изучения жизненного мира волонтеров была использована трактовка понятия «жизненный мир», сформулированная В.И. Ильиным. По его мнению, жизненный мир включает в себя две составляющие, которые интересны исследователю. Это объективные факты, отразившиеся в сознании индивида, и их восприятие, оценка, интерпретация [2, с. 181]. Объективные факты – это различные ситуации и события, сами по себе не значащие ничего. Значением их наделяет интерпретация индивидов. В ходе ее у них формируются представления о себе и о мире, воспринимающиеся как само собой разумеющееся. Это и есть жизненный мир, постоянно изменяющийся в ходе воздействия СМИ или во взаимодействии с другими индивидами.
Анализ нарративов осуществлялся следующим образом. Сначала в нарративе были выделены коды, которые в дальнейшем объединялись в секвенции, то есть использовался элемент обоснованной теории. Затем выявлялись причинно-следственные связи между секвенциями. Секвенции по большей части включали в себя события из жизни информанта. Выявление причинноследственных связей позволило составить событийный ряд и 479
проследить поэтапно, как развивалась жизнь информанта. При нахождении причинно-следственных связей между событиями рассказа, составлялись гипотезы о внутренних мотивах информанта, о том, что могло повлиять на него. Это позволяло найти ситуацию (объективный факт), которая в конечном итоге повлияла на вступление информанта в волонтерство.
В рамках данного исследования, из особенностей техники интервьюирования и нарративного анализа вытекают следующие познавательные возможности нарративного интервью.
Первая познавательная возможность – это исследование малоизученных социальных феноменов, для которых сложно заранее составить перечень вопросов. В нашем случае, это жизненный мир информантов. Особенность изучения жизненного мира состоит в том, что исследователь не знает заранее его содержание у того или иного информанта. У каждого своя биографически детерминированная ситуация, обусловившая специфический опыт каждого индивида, а значит и его жизненный мир. Из этого следует, что крайне затруднительно составить предварительный гайд вопросов, так как сложно заранее определить содержание и важные моменты жизненного мира информантов. Нарративное интервью не имеет четкого путеводителя – информант сам создает свою историю: сам выбирает факты своей биографии и строит рассказ о себе. Такой подход снял с исследователя обязанность заранее составлять путеводитель и гипотезы и позволил информанту самому рассказать о себе именно то, что он считает нужным.
Так как на этапе анализа выявлялся событийный ряд, то исследователь имеет возможность отследить процесс изменения и восприятия жизненного мира информантом, что является второй познавательной возможностью.
Как говорилось выше, при нахождении причинно-следственных связей между событиями рассказа, составлялись гипотезы о внутренних мотивах информанта, что позволило проследить и определить ситуацию, выступающую в качестве объективного факта, повлиявшего в конечном итоге на вступление информанта в волонтерскую деятельность. Возможность нахождения объективного факта является третьей познавательной возможностью нарративного интервью.
Конструирование событийного ряда на этапе нарративного анализа позволяет отследить процесс изменения восприятия и оценки мира информантом и понять его скрытые мотивы поведения, что является четвертой познавательной возможностью.
Полученную информацию из анализа нарративов удалось объединить в «сюжеты» жизненного мира волонтеров. Было выделено четыре типа «сюжетов».
В первом типе отправной точкой является травмирующее событие в детстве информанта, после чего он замыкается в себе или даже получает психологическую травму. Примером может послужить развод родителей. У информанта появляются трудности в общении с людьми и депрессии. Все свободное время он тратит на учебу и внешкольное образование. Вступление в волонтерскую деятельность обусловлено желанием сблизиться с людьми, понять их, решить собственные проблемы и научиться позитивно смотреть на мир.
Во втором типе «сюжета» отправной точкой является обыденная жизнь, которую информант стремится изменить. Так, он случайно наталкивается на волонтерство. Добровольческая деятельность позволяет ему раскрыть собственный потенциал и познакомиться с новыми людьми, что в дальнейшем открывает для него возможность реализовать свой потенциал не только в рамках волонтерства, но и в других интересных ему сферах. Поэтому в его случае волонтерство может являться промежуточным этапом, открывшим новую страницу в его жизни.
В третьем типе «сюжета» пред нами предстает информант, у которого было счастливое детство. Это развивает в нем желание поделиться своим счастьем и помочь другому. Поэтому еще в школе он целенаправленно вступает в добровольческую деятельность. Волонтерство в его случае имеет такую же значимость, как учеба или работа, или даже становится смыслом жизни.
В четвертом типе отправным фактом является тяжелая болезнь индивида, появившаяся в детские годы. Она ограничивает его активность и участие в жизни общества. Это порождает множество комплексов. Сильная воля и смелость заставляют его пойти в сторону саморазвития и общения с людьми. Он вступает в волонтерскую деятельность. Участие в добровольческих мероприятиях сближает информанта с обычными людьми. Он понимает, что, 481
несмотря на болезнь, способен приносить пользу другим, вести активную деятельность, как и обычные люди. Благодаря этому он чувствует себя полноценным человеком.
Таким образом, метод нарративного интервью позволяет изучить жизненный мир волонтеров, определить причины, которые в конечном итоге привели информантов к волонтерству. Все это удается представить в «сюжетах» жизненного мира волонтеров.
СПб.: Интерсоцис, 2006. 256 с.
Список литературы Познавательные возможности нарративного интервью в изучении жизненного мира волонтеров
- Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 1994. № 3-4. С. 34-43.
- Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. 256 с.
- Розенберг Н.В. «Жизненный мир» как культурно-исторический мир повседневности в феноменологии Э. Гуссерля // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 8(64). С. 251-255.
- Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: учеб. пособие. М.: Добросвет, 1998. 289 с.
- Троцук И.В. Теория и практика нарративного анализа в социологии: монография. М.: Уникум-центр, 2006. 207 с.
- Шейгал Е.И. Многоликий нарратив // Политическая лингвистика. 2007. Вып. 2(22). С. 86-93.