Практика чтения как опыт вовлеченности

Автор: Викентьева Светлана Александровна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2, 2018 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию практики чтения, а именно такой ее специфической черты, как вовлеченность или захваченность. Анализируются некоторые теории, раскрывающие специфический опыт восприятия искусства. Отношения искусства и аффекта, проблематизированные Аристотелем в «Поэтике», рассмотрены Л.С. Выготским, понимающим аффект и эмоциональное восприятие искусства с точки зрения психологии. Феноменология представляет теорию эстетического переживания как особого акта сознания, подробно описанного Р. Ингарденом. Онтологическая перспектива Х.-Г. Гадамера показывает художественный опыт как способ познания, вовлеченность в который организуется структурой игры и представления. Аффект как вовлечение в интерпретации Х.-Г. Гадамера является приобщением к истине бытия. Формальный метод ищет новые формы для искусства: В. Шкловский предлагает прием отстранения как способ прерывания обыденного восприятия. Все рассмотренные теории выявляют специфический опыт искусства, характеризующийся вовлеченностью как сменой привычной установки, отстраненностью от повседневного хода дел и поглощенностью событием встречи с новым.

Еще

Чтение, искусство, эстетика, опыт, аффект, феноменология, онтология, формальный метод

Короткий адрес: https://sciup.org/14941444

IDR: 14941444   |   DOI: 10.24158/fik.2018.2.5

Список литературы Практика чтения как опыт вовлеченности

  • Виттман Р. Революция чтения в конце XVIII в.?//История чтения в западном мире от Античности до наших дней/ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье; пер. с фр. М.А. Руновой, Н.Н. Зубкова, Т.А. Недашковский. М., 2008. С. 359-398.
  • Аристотель. Об искусстве поэзии/пер. с древнегреч. В.Г. Аппельрота. М., 1957. С. 83.
  • Савченкова Н.М. Альтернативные стили чувственности: идиосинкразия и катастрофа. СПб., 2004. С. 76.
  • Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2016. С. 219.
  • Ингарден Р. Исследования по эстетике/пер. с пол. А. Ермилова, Б. Федорова. М., 1962. С. 62.
  • Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики/общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова; пер. с нем. Μ.Α. Журинская, С.Н. Земляной, А.А. Рыбаков, И.Н. Бурова. М., 1988. С. 130.
  • Шкловский В. Искусство как прием//Формальный метод: Антология русского модернизма. Т. 1. Системы. Екатеринбург; М., 2016. С. 131-176.
  • Miall D.S. Temporal Aspects of Literary Reading//Investigations into the Phenomenology and the Ontology of the Work of Art: What are Artworks and How Do We Experience Them? Vol. 81. Cham, 2015. P. 14-30. https://doi.org/10.1007/978-3-319-14090-2_2.
Статья научная