Правовая модель стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций
Автор: Громова Елизавета Александровна
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Частно-правовые (цивилистические) науки
Статья в выпуске: 2 т.23, 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию особенностей правовой модели стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций. Автор анализирует законодательство о данных режимах, а также доктринальные исследования, как в области правового моделирования, так и в сфере установления данных стимулирующих режимов. В результате сформулировано понятие правовой модели стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций, а также выявлены ее особенности. Определены недостатки современных моделей стимулирующих режимов и даны предложения по совершенствованию их правового регулирования в целях устранения таких недостатков, а также повышения эффективности стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций.
Правовая модель, правовой режим, стимулирующий режим предпринимательской деятельности, экспериментальный правовой режим, особые экономические зоны, государственно-частное партнерство, малое и среднее предпринимательство
Короткий адрес: https://sciup.org/147240908
IDR: 147240908 | DOI: 10.14529/law230208
Текст научной статьи Правовая модель стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций
Современные государства крайне заинтересованы в развитии конкурентоспособных отечественных цифровых технологий. Для этого ими предпринимаются попытки создать в своих границах такой правовой климат, который бы способствовал созданию благоприятных условий для осуществления субъектами предпринимательской деятельности по внедрению цифровых инноваций и технологий.
Как отмечают ученые, когда государство стремится достигнуть определенных целей в развитии отдельной области общественных отношений, оно применяет специальное, отличное от общего, регулирование [7, с. 9]. Таковыми выступают стимулирующие режимы предпринимательской деятельности. В числе таковых - стимулирующий режим предпринимательской деятельности в границах территорий с особыми условиями развития, экспериментальные правовые режимы в сфере создания цифровых инноваций, правовой режим поддержки инновационной предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, стимулирующий режим деятельности частного партнера в рамках инновационного государственно-частного партнерства [4].
Данные режимы обладают значимым потенциалом с точки зрения стимулирования создания и внедрения инновационных технологий. Например, в рамках стимулирующего режима предпринимательской деятельности в границах особых экономических зон техниковнедренческого типа резиденты, осуществляющие инновационную деятельность, вправе претендовать на ряд преференций [4, c. 36]. Экспериментальный правовой режим в сфере создания цифровых инноваций позволяет участнику эксперимента временно отступить от требований действующего законодательства для эффективного тестирования инновационных бизнес-моделей [3, c. 258]. В свою очередь субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий инновационную деятельность, вправе обратиться за финансовой, имущественной и иной поддержкой к государству [6, c. 238]. Становясь участником одного из проектов в рамках государственночастного партнерства в сфере создания объектов информационных технологий, частный партнер также приобретает ряд преференций [5, с. 42].
Однако, к сожалению, перечисленные стимулирующие режимы не лишены ряда недостатков, которые препятствуют развитию эффективной предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций. На это не раз обращалось внимание как в актах стратегического планирования, так и в исследованиях ученых [8, с. 5]. Именно поэтому на сегодняшний день крайне важно создать эффективную модель таких режимов, отвечающую потребностям современного общества в услояих цифровой трансформации. Заметим, что ученые не раз подчеркивали необходимость моделирования правовых режимов [16, c. 176]. Так, С. С. Алексеев отмечал, что при наличии определенных условий могут быть созданы модели юридических режимов, способные повысить эффективность права [12].
Цифровая трансформация привела к поиску новых подходов и способов правового регулирования процессов создания цифровых инноваций, и ученые стали обращаться к понятию «правовая модель». Например, А. А. Карцкхия, выделяя гражданско-правовую модель регулирования цифрового гражданского оборота и цифровых прав, определяет ее как способ регулирования нормами гражданского права отношений по возникновению, признанию, распоряжению цифровых прав в имущественном гражданском обороте [9, c. 11].
Ученые отмечают, что «модель» (лат. «modus») означает меру, образ, способ [2, с. 47]. Модель есть «целостная система представлений о сущностных признаках и характеристиках некоторой другой системы, называемой оригиналом, способная дать новое знание о системе-оригинале и (или) помочь его преобразованию (совершенствованию)» [10, с. 20].
В области юриспруденции моделирование применяется при описании юридических конструкций и механизмов [11, с. 68], что обусловлено новыми возможностями, которые в сочетании с традиционными для правоведения методами предоставляются исследователю. Современные ученые активно применяют термин «правовая модель» [9], однако при этом весьма редко предпринимаются попытки объяснить, что она собой представляет. Авторы немногочисленных исследований, в которых предпринята такая попытка, трактуют правовую модель как совокупность суждений, которая фиксирует некоторые инвариантные связи, соответствия в структуре изу- чаемых общественных отношений [13, с. 291]; форму отражения правовой действительности, находящейся в отношении соответствия с исследуемым объектом, служащую средством выражения внутренней структуры сложного правового явления, выполняющую специальную описательную задачу [1, с. 8].
Если говорить о правовой модели стимулирующих режимов предпринимательской деятельности, то в качестве таковой в самом общем виде следует понимать существующий «образ» специального правового регулирования, состоящего в комплексах правовых средств, применяемых в целях стимулирования развития цифровых инноваций.
Как отмечают ученые, задача моделирования состоит в том, чтобы создать описательную модель, которая включает в себя основные характеристики явлений [14]. Это означает, что правовая модель, как и любая другая, отражает черты описываемого правового явления. И одной из главных задач выступает выявление таких признаков (черт). Соответственно правовая модель или «образ» стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания и внедрения цифровых инноваций раскрывается в совокупности особенностей указанных правовых режимов.
При описании модели стимулирующих правовых режимов представляется возможным опираться на элементы правовых моделей, выделяемые учеными: 1) идеологическая основа, определяющая цель правового регулирования; 2) содержание правового регулирования; 3) определение принципов и норм разного характера и содержания (стимулирующих, запрещающих); 4) деятельность субъектов права, динамика их статусов и функций; 5) анализ поведения людей; 6) правовые риски; 7) предвидимые результаты [15, c. 23].
Поскольку речь идет об описании существующих стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций, то предлагаемые учеными элементы правовой модели могут быть «трансформированы» применительно к данным режимам. Соответственно правовой модели режимов, стимулирующих предпринимательскую деятельность в сфере цифровых инноваций, свойствены следующие элементы: описание существующего правового регулирования, его предпосылки и цель правового регулирования; основные акторы;
комплекс правовых средств, за счет которых достигаются цели правовых режимов.
Исходя из выделенных элементов модели стимулирующих режимов предпринимательской деятельности, можно сформулировать следующие особенности стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций.
Во-первых, это специальная публичнозначимая цель установления и применения таких режимов. Так, государство устанавливает стимулирующие режимы предпринимательской деятельности в целях создания оптимальных правовых условий для развития конкурентоспособных цифровых инноваций. В целях развития предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций государство стало создавать особые, свободные экономические зоны и иные территории с особыми условиями экономического развития. Стремясь развивать малое и среднее инновационное предпринимательство, государство наделило субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся развитием инноваций, мерами государственной поддержки. Необходимость создать оптимальное регулирование для предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций обусловила наделение субъектов предпринимательской деятельности возможностью создавать такие технологии в условиях неприменения к такой деятельности отдельных регуляторных требований в условиях экспериментальных правовых режимов. В свою очередь для того, чтобы обеспечить развитие партнерства государства и частного сектора в сфере развития социально-значимых инфраструктурных проектов (в том числе на базе цифровых технологий), необходимо привлечь представителей частного сектора к таких проектам посредством наделения их рядом преференций и гарантий.
Во-вторых, особый состав основных акторов (участников) таких режимов. Так, основными акторами стимулирующих режимов предпринимательской деятельности выступают уполномоченные государственные органы, а также субъекты предпринимательской деятельности - индивидуальные предприниматели и юридические лица. Такой состав свойственен в целом всем стимулирующим режимам предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций. Например, основными акторами в рамках режимов пред- принимательской деятельности в границах территорий с особыми условиями экономического развития выступают Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные министерства в зависимости от вида территории и резиденты данных территорий (юридические лица и (в некоторых территориях) индивидуальные предприниматели). Основными акторами экспериментальных правовых режимов выступают также уполномоченные органы (Правительство Российской Федерации или Центральный банк, и отраслевые министерства и ведомства), юридические лица как непосредственные участники эксперимента.
В-третьих, комплекс правовых средств преимущественно стимулирующего характера. Как правило, комплекс правовых средств, которые используются для стимулирования предпринимательской деятельности, состоит в применении различного рода преференций – налоговых, таможенных и иных льгот, мер имущественной, консультационной и информационной поддержки. В отдельных случаях – это временное неприменение к субъектам такого режима требований действующего законодательства, затрудняющих инновационный процесс. Вместе с тем в указанные комплексы правовых средств включены также различного рода ограничения и запреты. Например, резидент особой экономической зоны не вправе осуществлять деятельность вне границ данной территории, а участник экспериментального правового режима не вправе передавать права и обязанности иным лицам.
Немаловажным вопросом, который также требует освещения, является вопрос об эффективности существующих моделей стимулирующих режимов предпринимательской деятельности. Ученые отмечают, что правовая модель отражает уровень действующего правопорядка и его развития с учетом тенденций, этапов и показателей экономического, социального и политического развития, а также взаимодействия с нормами внешней среды [15]. Именно поэтому для формирования оптимальной правовой модели необходимо учитывать и существующий опыт правового регулирования [8].
Как отмечалось выше, стимулирующие режимы предпринимательской деятельности не лишены целого ряда недостатков, что отрицательно сказывается на их эффективности. Такие недостатки связаны с несовершенством законодательного конструирования отдельных стимулирующих режимов. Так, если мы обратимся к нормативным актам, регулирующим отношения, возникающие по поводу применения таких режимов, то мы увидим, что законодатель использует в ряде случаев устаревший понятийно-категориальный аппарат [4, c. 37]. В частности в законодательстве о территориях с особыми условиями экономического развития и о государственночастном партнерстве до сих пор содержатся термины «компьютерные технологии», «технико-внедренческая деятельность» или «объекты информационных технологий» [4, c. 34; 5, c. 42]. Или же, конструируя модель такого режима, законодатель ставит «во главу угла» интересы государства и субъектов предпринимательства, не в полной мере учитывая интересы общества. Это свойственно экспериментальному правовому режиму, положения о котором не обеспечивают должную защиту прав потребителей как участников эксперимента [3, c. 258].
Перечисленные выше недостатки указанных режимов могут существенно снизить эффективность рассматриваемых правовых моделей. Это в свою очередь, может негативно отразиться на инновационном развитии Российской Федерации, которое является в наше время одним из условий повышения благосостояния общества, стабилизации экономической ситуации и гарантом национальной безопасности. В этой связи необходимо работать над совершенствованием действующего законодательства об установлении и применении таких режимов. Думается, что лейтмотивом таких изменений должна стать идея о необходимости обеспечения баланса интересов государства, субъектов предпринимательства и общества. Примером ее воплощения может служить, в частности, внесение соответствующих изменений в законодательство об экспериментальных правовых режимах в области повышения эффективности механизмов обеспечения прав потребителей как участников эксперимента [3].
Список литературы Правовая модель стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций
- Безруков А. С. Правовая модель как инструмент юридической науки и практики: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008. 26 с.
- Белых С. В. Понятие правовой модели предпринимательской деятельности в Российской Фед ерации // Бизнес, менеджмент и право. 2012. № 2. С . 47-51.
- Громова Е. А. Российская модель регуляторных песочниц в сфере цифровых инноваций // Право цифровой среды: монография / под ред. Т. П. Подшивалова, Е. В. Титовой, Е. А. Громовой. М.: Проспект, 2022. 823 с.
- Громова Е. А. О роли специальных и экспериментальных режимов в развитии конкурентоспособных цифровых технологий // Юрист. 2021. № 11. С. 34-38.
- Громова Е. А. Создание цифровых технологий в рамках государственно-частного партнерства: опыт БРИКС // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2019. Т. 19. № 1. С. 42-45.
- Громова Е. А. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность // Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2017: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 2017. С. 238-240.
- Ершова И. В., Петраков А. Ю. Режим повышенной готовности в системе правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности // Lex Russica. 2020. № 9 (166). С. 9-20.
- Ефремов А. А., Добролюбова Е. И., Талапина Э. В., Южаков В. Н. Экспериментальные правовые режимы: зарубежный опыт и российский старт. М.: Дело, 2020. 126 с.
- Карцхия А. А. Гражданско-правовая модель регулирования цифровых технологий: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2019. 390 с.
- Леванский В. А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. М.: Наука, 1986. 157 с.
- Матанцев Д. А., Рыжова Ю. В., Токмачева А. Ю. История и методология юридической науки: учебно-практ. пособие. М.: Академия управления МВД РФ, 2020. 120 с.
- Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. С. С. Алексеева. М.: Юридическая литература, 1987. 448 c.
- Рудашевский В. Д. Право и моделирование // Методологические проблемы советской юридической науки. М., 1980. С. 290-308.
- Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 2001. 343 с.
- Тихомиров Ю. А. Правовые модели: природа и свойства // Правовые модели и реальность. М.: Инфра-М, 2020. 280 с.
- Шамсумова Э. Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. 213 с.