Правовая природа и сущность реабилитации в уголовном процессе

Автор: Клименко И.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 4-1 (9), 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140106004

IDR: 140106004

Текст статьи Правовая природа и сущность реабилитации в уголовном процессе

Концепция позиционирования Российской Федерации как правового государства предполагает уделение особо пристального внимания проблематике реализации прав, свобод и законных интересов граждан. Конституция РФ в ст. 2 устанавливает, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Указанное положение, по нашему мнению, является основополагающим при научном и практическом исследовании вопросов, возникающих из теоретической и правоприменительной проблематики правоотношений между государством и отдельно взятым индивидом. Подобные правоотношения зачастую создают весьма коллизионную ситуацию, которая характеризуется возникновением конфликта между интересами вовлеченных в нее лиц. Иными словами, соблюдение прав и законных интересов одного человека может повлечь за собой нарушение прав других людей. В правовом государстве такое развитие событий недопустимо с правовой точки зрения. Особенно подобная ситуация недопустима в рамках уголовного судопроизводства, важнейшей и приоритетной задачей которого выступает восстановление социальной справедливости.

Социальная справедливость при осуществлении правосудия – это нравственная потребность общества. М.С. Строгович утверждал: «Цель советского уголовного процесса – установление истины по уголовному делу, установление и наказание совершившего преступление лица и ограждение невиновного лица от необоснованного обвинения и осуждения»[1].

Для достижения вышеобозначенных целей в российском уголовнопроцессуальном законодательстве введен принципиально новый для уголовного судопроизводства институт реабилитации. Правовой основой для такого нововведения стала ст. 53 Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц. Указанное конституционное положение вошло в качестве составляющей в один из принципов уголовного процесса, закрепленный в ч.4 ст. 11 УПК РФ, в котором устанавливается, что вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены в УПК РФ. Эти основания и порядок содержатся в Главе 18 УПК РФ под названием «Реабилитация».

Для исследования понятия реабилитации необходимо уяснить содержание этого понятия. В данной связи интерес представляют выводы Подопригоры А.А., которая указывает следующее: «в понятие реабилитации в уголовном судопроизводстве будут включены три основных элемента: 1) признание невиновности обвиняемого (подозреваемого), подсудимого, осужденного в установленном законом порядке; 2) восстановление для реабилитируемого возможности своими действиями осуществлять ранее ограниченные права и нести обязанности; 3) гарантии реального возмещения причиненного незаконным или необоснованным уголовным преследованием вреда в случае заявления данным лицом желания реализовать свое право на возмещение названного вреда»[2]. В данном случае автор поддерживает вышеупомянутую точку зрения Н.В. Илларионовой, которая предлагает разделять понятия права на реабилитацию и права на возмещения вреда, основываясь на буквальном толковании закона. Мы также придерживаемся данной точки зрения, полагая такой подход обоснованным. Однако подход А.А. Подопригоры и других исследователей рассматриваемой проблематики представляется нам спорным в части, касающейся соотношения понятия реабилитации и вопроса о признании невиновности лица. В соответствии с действующим законодательством, вина лица в совершении преступления устанавливается единственным органом в соответствующем правовом акте – приговоре суда. Следовательно, исходя из определений понятия реабилитации, предлагаемых рядом вышеназванных ученых, право реабилитировать лицо может иметь только суд, что, по нашему мнению, неверно. Уголовное преследование, как мы указывали выше, состоит из нескольких этапов, каждый из которых влечет за собой наложение определенных в законе ограничений в отношении лиц, подвергающихся уголовному преследованию. Необходимо учитывать тот факт, что в результате предусмотренных в законе следственных мероприятий уже на досудебных этапах уголовного преследования может быть выяснен тот факт, что лицо, привлеченное в качестве подозреваемого или обвиняемого, подвергалось уголовному преследованию незаконно или необоснованно. Иными словами, право на реабилитацию у него может появиться и до судебной стадии уголовного судопроизводства. На основании приведенных аргументов мы считаем неверным отождествлять реабилитацию с непризнанием лица виновным (оправданием). По нашему мнению, в данном случае более верной будет формулировка об установлении непричастности лица к совершенному преступлению.

Восстановление у реабилитируемого прав и свобод должно, по нашему мнению, выражаться в возвращении ему возможности неограниченно пользоваться своими правами и свободами, как если бы он не подвергался уголовному преследованию, а также нести обязанности, возможности выполнять которые он лишился в связи с вовлечением его в уголовное расследование.

Возмещение вреда, причиненного в результате необоснованного или незаконного уголовного преследования – это право лица, подвергшегося такому преследованию. В связи с этим представляется, что обязанность соответствующих государственных органов реально возместить причиненный вред, закрепленная в п.34 ст. 5 УПК РФ, не совсем точно отражает сущность реабилитации. По нашему мнению, государство в лице компетентных органов должно предоставлять гарантию реализации права на реабилитацию. Использовать такое право или нет – это выбор его обладателя. Положительный ответ в данном случае должен подтверждаться определенными процессуальными действиями реабилитируемого, которые могут найти свое выражение в заявлении лица, пострадавшего от незаконного или необоснованного уголовного преследования. В данном заявлении лицу предлагается мотивированно изложить свои требования по реабилитации в части возмещения как имущественного ущерба, так и морального вреда.

Таким образом, мы предлагаем следующее определение понятия реабилитации. Реабилитация – это процесс восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергшегося уголовному преследованию и признанного в установленном законом порядке непричастным к совершению преступления, который выражается в реальном возмещении причиненного вреда в случае реализации реабилитируемым лицом права на такое возмещение.

Статья