Правовая природа воинской обязанности
Автор: Маслов Н.А.
Журнал: Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России @vestnik-vsi-mvd
Рубрика: Социально-гуманитарные проблемы деятельности ОВД
Статья в выпуске: 4 (63), 2012 года.
Бесплатный доступ
Воинская обязанность имеет противоречивую правовую природу. Помимо черт присущих юридическим обязанностям, она имеет ряд признаков, характерных для прав и свобод. Кроме того, отечественная история свидетельствует о случаях использования воинской обязанность в качестве санкции за совершение правонарушения.
Короткий адрес: https://sciup.org/14335564
IDR: 14335564
Текст научной статьи Правовая природа воинской обязанности
Conscription is a controversial legal nature. In addition to the inherent features of a legal duty, it has a number of features for the rights and freedoms. In addition, the national history shows instances of military duty as a sanction for the offense ∗ .
Воинская обязанность является важнейшей юридической обязанностью граждан Российской Федерации. Однако ее понимание только как юридической обязанности было бы бедным и не отражало бы ее истинной природы. Думается что воинская обязанность кроме черт присущих правовым обязанностям, имеет ряд признаков свойственных правам, свободам и как это не парадоксально звучит мерам юридической ответственности. Столь разношерстная правовая природа обусловлена особой ролью воинской обязанности для граждан.Защита государства и общества соответствует интересам каждого гражданина, так как он является полноценным членом этого общества. Кроме того, вооруженные силы являются важным государственным институтом, осуществляющим власть от имени и во имя государства. Поэтому воинская обязанность не может быть возложена на иностранных граждан, проживающих на территории государства и на иных лиц, не имеющих статуса гражданина. Как отмечает О.В. Мартышин, «На гражданине лежит бремя гражданственности: он поддерживает существующий строй, активно участвуя в жизни государства
Maslov N. The legal nature of military service посредством голосования, выполнения воинской повинности, службы в качестве присяжного заседателя и т.п.» [1].
Руководствуясь этими соображениями, в дореволюционной России были освобождены от воинской повинности ряд инородческих племен: население Туркестанского края, инородческое население степных областей; мусульманское население Терской, Кубанской областей и Закавказья; инородцы Ставропольской губернии вместо воинской повинности платили особый налог [2]. Сказанное дает основание считать воинскую обязанность не столько обязанностью, сколько правом граждан, сознающих необходимость военной службы [3]. Еще одним аргументом в пользу данного утверждения является то, что во многих странах мира, лица, осужденные за преступления, не могут служить в армии. Как писал по этому поводу Н.М. Коркунов, «С достоинством военной службы признается не согласным допущение в нее таких лиц» [4].
Смысл данного запрета становится очевидным, если к пониманию воинской обязанности как права прибавить еще и моральную составляющую в том смысле, что человек исполняющий обязанности военной службы должен быть нравственно чист. Это не значит, что он вообще должен быть идеален, свят и непогрешим. Однако он и не должен быть замаран совершением тяжких для общества деяний, запрет на которые представляет минимальный требуемый уровень нравственности. Таким образом, высота задач, возлагаемых на военнослужащих сама собой предполагает и соответствующий моральный уровень исполнителей. Именно поэтому использование воинской обязанности как наказания недопустимо, хотя в истории, в том числе и в отечественной, такое случалось. К примеру, в царской России отбывание воинской повинности в качестве наказания назначалось студентам, замеченным в студенческих волнениях [5]. Против такого примера можно возражать, утверждая, что политические преступники отбывают наказание за свои убеждения, по этому их нельзя равнять с совершившими общеуголовные преступления. И потому с моральной точки зрения они могут быть военнослужащими. Однако мы имеем и другой исторический пример, свидетельствующий о возложении воинской обязанности на самых настоящих уголовников, чей моральный облик ни как не вяжется с портретом солдата. Всем известны штрафные батальоны времен Великой Отечественной войны, которые во многом способствовали появлению в рядах вооруженных сил неуставных взаимоотношений и уголовной романтики, избавиться от которых не удается и по сей день. Следует также сказать, что запрет исполнения воинской обязанности осужденными продиктован еще и соображениями безопасности. Так, было бы самонадеянно доверять оружие лицам, совершившим, к примеру, насильственные преступления.
В дореволюционной России не допускались к несению военной службы ссыльно-поселенцы Сибири. Согласно п. 28 ст. 13 Рекрутского устава «Они освобождаются от рекрутской повинности (натуральной или денежной) по
Уставу о них, в течении 20 лет по их водворении. На сем же основании пользуются двадцатилетней льготою от рекрутства: а) преступники, сосланные в Сибирь на водворение (вместо отдачи в арестантские роты и рабочие дома) под названием водворяемых рабочих; б) лица, сосланные в Сибирские или другие отдаленные губернии, по Уложению о Наказаниях, на житие, с потерей всех особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ…» [6].
В современной России не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие не снятую или не погашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание, либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд (п. 3. ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ в ред. от 8 декабря 2011 г. № 424-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475).
Право на службу в армии государства можно считать особым способом реализации права граждан на участие в управлении государством, так как вооруженные силы, как было отмечено выше, в любой стране, это один из наиболее важных институтов государства. Понимая воинскую обязанность как почетное право необходимо разобрать еще один аспект. Зададим себе вопрос, к какой группе прав можно отнести воинскую обязанность? Очевидно, к политическим правам, так как только что было сказано о ее связи с государственным управлением. А политические права имеют одну интересную особенность. Они существуют не только и не столько для удовлетворения интересов личности, сколько для решения общих, коллективных задач. Е.М. Крупеня пишет: «…политические права, в отличие, например, от группы личных (гражданских) прав, изначально ориентированы на то, чтобы привлечь человека (гражданина) к обустройству не только его персонального жизненного пространства, которое обычно конструируется по собственному усмотрению и без необходимого согласования с другими людьми, но общего, коллективного, совместного пространства с целью создания более комфортных условий существования для всех» [7]. Действительно, при исполнение воинской обязанности гражданин берет на себя ответственность не только за свое собственное благополучие, но и за благополучие всех остальных членов общества.
Итак, воинская обязанность является не только юридической обязанностью, но и почетным политическим правом гражданина, имеющим очень серьезную моральную подоплеку. Однако, несмотря на все вышеизложенное, службу в армии граждане всегда воспринимали и воспринимают не как право, а как тяжелую и обременительную обязанность. Служба в армии сопряжена со значительными моральными и физическими тяготами и лишениями, с риском для жизни и здоровья. Поэтому во все времена были часты попытки уклонения от военной службы. Не является в этом исключением и наше время. По этому поводу Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин в своем докладе «О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву» заметил: «Следует признать, что в сегодняшнем обществе воинская обязанность весьма редко воспринимается как особая нравственно-правовая норма поведения и еще реже – как почетный долг каждого гражданина России» [8].
Список литературы Правовая природа воинской обязанности
- Мартышин О.В. Политическая обязанность//Государство и право. 2000. № 4. С. 8.
- Устав о воинской повинности//Свод Законов Российской империи. СПб., 1897. Т. 4. Кн. 1. Ст. 42-43.
- Греков А. Правовое положение армии в государстве: Опыт исследования правовых оснований жизни армии в главнейших государствах современной Европы. СПб., 1908. С. 149.
- Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1914. Т. 1. С. 618.
- ГАИО (Гос. арх. Иркутской области). Ф. 456 (Управление киренского уездного воинского начальника). Оп. 1. Д. 10 (Копии циркуляров и переписка по вопросам воинской повинности. О студентах, уволенных за участие в студенческих волнениях и отбывающих воинскую обязанность в качестве наказания).
- Устав о воинской повинности//Свод Законов Российской империи. СПб., 1897. Т. 4. Кн. 1. Ст. 13.
- Крупеня Е.М. Политико-правовая активность личности. М.: Университетская книга, 2009. С. 207.
- Лукин В.П. Специальный доклад «О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву». М., 2005.