Правовая школа М.М. Сперанского: становление отечественной модели специализированной юридической подготовки

Автор: Осипенко Светлана Викторовна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Отечественный опыт

Статья в выпуске: 3, 2020 года.

Бесплатный доступ

Научная концепция современной правовой политики государства ставит важную задачу перед научным сообществом - создание эффективной модели профессионального образования с опорой на исторический опыт. В статье представлен процесс становления и развития юридического образования в России первой половины XIX в., вклад М.М. Сперанского в формирование процесса специализированной подготовки специалистов, преподавательского корпуса юридических учебных заведений в контексте исторических условий, влияния власти и общества на процесс реализации прогрессивного законодательного замысла, важной частью которого была реорганизация системы обучения.

Еще

Юридическое образование, российское право, законоведение, студенты-правоведы, юридическая школа, юстиция

Короткий адрес: https://sciup.org/170171155

IDR: 170171155   |   DOI: 10.31171/vlast.v28i3.7355

Текст научной статьи Правовая школа М.М. Сперанского: становление отечественной модели специализированной юридической подготовки

Ф ормирование российской правовой системы с учетом в первую очередь исторических и национальных особенностей и в сопоставлении со спецификой аналогичных мировых систем ставит перед исторической и юридической науками задачу по выработке научной концепции развития отечественной модели юридического образования. Проблема формирования исторического сознания в решении этого вопроса является ключевой. Без исторических знаний невозможно сформировать представление о культурных нормах, невозможно патриотическое воспитание, невозможен и сам процесс обучения, ибо в основе обучения любой науке лежит ее история. В исследовании внимание уделено вопросу становления отечественной модели юридического образования – правовой школы М.М. Сперанского.

Реформирование системы государственного управления в первой четверти XIX в. и последующие преобразования в системе законодательства приводят власть к осознанию необходимости перехода к подготовке для государственной службы чиновников, имеющих юридическое образование. Ранее правительственные меры были сведены к обеспечению минимальной юридической подготовки чиновников через среднее образование и введение «экзамена на чин», что, по сути, и явилось основой системы получения первоначальной правовой подготовки для лиц, претендующих на поступление на государственную службу.

Обеспечение кадрами развивающейся системы юридических учебных заведений (и учебных заведений в целом) в 1800–1850-х гг. являлось одним из приоритетных направлений в правительственной политике. Требовалось не только повышение уровня начальной профессиональной подготовки, но и создание системы специализированной юридической подготовки специалистов для качественного обучения законотворческой деятельности государственных служащих, которыми являлись ученые, учителя, врачи, инженеры, чиновники различного уровня.

Отсутствие единой программы в университетах, эклектический набор предоставляемых студентам-правоведам сведений из римского права, европейских теорий отдельных отраслей права и вольное комментирование из уст препо- давателей и читаемых самими же студентами российских узаконений соответствовали хаотическому состоянию как в сфере законодательства, так и в сфере практической юридической деятельности1 [Кодан 2005].

В 1827 г. министр народного просвещения А.С. Шишков представил императору Николаю I общие положения по подготовке «истинно русских» профессо-ров2, разработкой части специальной подготовки занимался М.М. Сперанский. Реформатор особое внимание уделял проработке тех вопросов, которые ему не удалось реализовать в 1809 г.

Создание М.М. Сперанским при II отделении Собственной е.и.в. канцелярии (далее – CЕИВ) «школы профессоров российского права» явилось прорывом в кадровом обеспечении российского юридического образования. 22 января 1828 г. он представил Николаю I записку о необходимости реорганизации системы подготовки европейски образованных профессоров-юристов, призванных восполнить недостаток кадров в университетах России, по мнению реформатора, для организации процесса обучения и специализированной юридической подготовки в России достаточного числа специалистов с «обширными познаниями». Подготовку профессоров Сперанский предложил начать непосредственно в стенах II отделения, совмещая с посещением лекций в Петербургском университете [Майков 1899а]. М.М. Сперанский представил императору подготовленный II отделением еще один доклад «О кандидатах законоведения» об организации подготовки преподавателей для учебных заведений на базе II отделения и предложил из Московской и Санкт-Петербургской духовных академий отобрать лучших студентов3. В марте 1828 г. были открыты курсы для «студентов кандидатов правоведения» по учебному плану, разработанному на 3 года.

Обучение в Берлинском университете первой группы студентов-правоведов началось осенью 1829 г. под руководством Ф.К. Савиньи, разработкой программы обучения занимался Сперанский. По воспоминаниям студента первой группы К.А. Неволина, они прослушали также курсы по: 1) энциклопедии прав вообще; 2) философии права; 3) истории и теории государственного права; 4) праву римскому; 5) германскому; 6) прусскому частному; 7) германскому и прусскому в совокупности; 8) европейскому народному4.

Осенью 1829 г. состоялся набор второй группы. Через 2 года, осенью 1831 г., они также отправились в Германию для дальнейшего обучения. В октябре 1832 г. в Россию возвратилась первая группа студентов-правоведов. Профессора Берлинского университета отказались принимать выпускные экзамены, поэтому экзамены решено было проводить в Петербурге, но затем их отложили на неопределенный срок, временно причислив студентов в апреле 1833 г. ко II отделению [Майков 1899б].

К 1834 г. М.М. Сперанский совместно с чиновниками II отделения и Министерства народного просвещения закончили разработку программы экзаменационного испытания для студентов-правоведов. В начале 1835 г. основные положения программы экзаменационного испытания были утверждены импе-ратором1.

Программа испытаний выглядела следующим образом:

« Предметы испытания .

  • А)    Общее систематическое обозрение законоведения…

  • B)    Законы, определяющие права и обязанности.

  • C)    Законы, охраняющие права как государственные, так и гражданские.

  • D)    Историческое изложение Римского законодательства.

  • Е)    Историческое изложение общего Немецкого законодательства» [Майков 1899б].

Юридическая школа Сперанского дала импульс к формированию преподавательского корпуса юридических учебных заведений2. Ее выпускники внесли весомый вклад в развитие российской юридической школы. Все они с честью выдержали испытания и защитили диссертации: C.O. Богородский – «О философии уголовных законов у древних и новых народов», К.А. Неволин – «О философии законодательства у древних», А.А. Благовещенский – «История и метод науки законоведения в XVIII в.». Для студентов второго набора было решено отказаться от защиты диссертаций по определенной и специально разработанной теме и ограничиться «экзаменом прямо на доктора прав» и защитой тезисов исследования по юридической проблеме3. Выпускники школы М.М. Сперанского были первыми специалистами-законоведами, получившими классическое университетское образование в Европе, с практической подготовкой и участием в систематизации законодательства во II отделении. В середине XIX в. на юридических факультетах российских университетов служили уже 44 преподавателя.

Становление и развитие юридического образования в России первой половины XIX в. в целом соответствовало общественно-политическим процессам, характеру юридической политики и осуществлялось под влиянием западноевропейской юриспруденции, основополагающими идеями которой был поиск идеала политического и правового устройства государства. Созданная в результате реформ образовательная система специализированной юридической подготовки чиновников для государственного управления, гражданской и военной юстиции, хозяйственного управления, подготовки юристов для различных сфер государственной деятельности способствовала эффективной реализации юридической политики, повышению уровня правосознания и профессиональной квалификации чиновничества, увеличению их численности с 13 до 41,4% [Кодан 2005].

Список литературы Правовая школа М.М. Сперанского: становление отечественной модели специализированной юридической подготовки

  • Кодан С.В. 2005. Государственно-правовая подготовка чиновников в России в 1800-1850-е гг. - Чиновникъ. № 1 (35). С. 18-35
  • Майков П. 1899а. Сперанский и студенты законоведения. - Русский вестник. № 8
  • Майков П. 1899б. Сперанский и студенты законоведения. - Русский вестник. № 10
  • Федоров В.А. 1997. Сперанский и А.А. Аракчеев. М.: Изд-во МГУ. 255 с
Статья научная