Правовая социализация как фактор формирования гражданской идентичности молодежи в модернизирующемся российском обществе
Автор: Казурова Ольга Юрьевна
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Социология и социальные технологии
Статья в выпуске: 1 (19), 2013 года.
Бесплатный доступ
На основе комплекса социальных, правовых, политических исследований процесса правовой социализации молодежи автор предлагает модель прогнозирования правовой активности современной молодежи как фактора гражданской идентичности в современном российском обществе. Особое значение для проводимого автором исследования имеет тезис о замещении нормативных или стандартных образцов социализации индивидуализированными биографическими конструкциями, в основу которых в условиях модернизма положены индивидуальный выбор и индивидуальная ответственность молодого поколения
Молодежь, правовой символизм, правовая социализация, гражданское самосознание, социальная деятельность, модель правовой социализации, общество риска, агенты социализации
Короткий адрес: https://sciup.org/14974561
IDR: 14974561
Текст научной статьи Правовая социализация как фактор формирования гражданской идентичности молодежи в модернизирующемся российском обществе
Проблемы моделирования, систематизации, эффективности процесса правовой социализации молодежи не получили всестороннего анализа в современной юридической, философской, социологической науке, они рассматриваются второстепенно и некомплексно. Также социальное конструирование и моделирование процесса правовой социализации и формирования гражданской идентичности молодого поколения в российской науке остаются малоизученными.
Автор исследования современного состояния и проблем правовой социализации молодежи руководствуется положениями парадигмы «общества риска». В анализе и опе-рационализации определений используются отдельные аспекты феноменологического подхода. Особое значение для проводимого исследования имеет тезис о замещении нормативных или стандартных образцов социализации индивидуализированными биографическими конструкциями, в основе которых в условиях модернизма лежат индивидуальный выбор и индивидуальная ответственность, что открывает новые аналитические перспективы для дискуссии о трансформации структурных и энвайронментальных условий становления молодого поколения в эпоху позднего модернизма и расширяет спектр теоретических подходов к анализу способов правовой социализации и интеграции молодежи.
В российском обществе формируются новые формы интеграции через новые формы социализации. Процессы, противоположные интеграционным, выраженные в форме правового нигилизма десоциализации, дискриминации, отчуждения, маргинализации индивидов, составляют суть социального исключения как при первичной, так и вторичной правовой социализации [1, с. 1585]. С нашей точки зрения именно в рамках рискологического подхода наиболее актуально изучение правовой социализации молодежи в современной России как обществе риска (экономического, политического, правового). Институциональные и социокультурные предпосылки правовой социализации молодежи в «расколотом обществе» анализируются с использованием специфических методов исследования отраслевых наук – в ракурсе социологии молодежи, философии и социологии права, предметных областей педагогики и социологии образования, выявляется роль права как «символической идентификации» молодежи.
Отсутствие методик выявления уровня правовой социализации молодежи и его коррекции осложняет процесс социального конструирования гражданской идентичности молодого поколения. Решение данной задачи позволит адаптировать прогностические модели социального конструирования правовой социализации и гражданской идентичности современной молодежи.
В период социальных переходов общества от одного состояния к другому начинает осознаваться как утраченный символизм (являющийся элементом правовой социализации), так и его отсутствие в настоящем. В этот момент начинается напряженная работа по воссозданию / конструированию социального символизма в правовом пространстве. Воссоздание, протекающее как объективный социальный процесс, тем не менее, по необходимости должно сопровождаться исследованием механизмов этого процесса.
Отсутствие правового символизма и четко осознаваемых параметров социального пространства начинает осознаваться обществом как проблема (в форме «заказа на национальную идею» или в какой-нибудь иной), механизмы конструирования социальной символики, социального воображаемого (общества) и самого правового пространства становятся видимыми и изучаемыми. В условиях социальной модернизации российского общества происходит изменение традиционных моделей социализации, характерных для стабильных общественных систем, и «правовой образ жизни» становится второстепенным, главное – адаптация и выживание в сложившихся условиях [2, с. 99]. При этом актуализируется теоретическая и практическая потребность в комплексном исследовании влияния правовых, экономических, политических условий и факторов на социальный статус, правовую активность, идентичность молодых людей как граждан России.
Нарушение процесса социальной идентификации российского социального пространства с населяющим его молодежным сообществом приводит, даже в условиях относитель- ной экономической стабилизации, к массовому оттоку населения, не позволяет сообществу организоваться, выработать устойчивые формы социального взаимодействия. В этих условиях осуществление крупных социальных и экономических проектов наталкивается на неподготовленность молодежи к социальной мобилизации, поскольку отсутствуют как основания для коммуникации, так и общезначимое понимание «главных задач». Такая ситуация делает исследование принципов и возможности выработки устойчивых моделей правовой социализации молодежи важнейшим условием закрепления их гражданской идентичности посредством различных агентов социализации (семьи, образовательных учреждений, СМИ, общественных организаций и т. д.) в регионе, а также условием социально-экономического развития страны в целом.
Модель правовой социализации представляет собой конкретно-определенные взаимодействия объекта, субъекта и средств правовой социализации в процессе приобретения молодежью социально-правовых установок, соответствующих принятым целям правовой социализации и осуществляемых в ее основных формах. Модель правовой социализации может видоизменяться на основе приоритетного использования отдельных форм и средств правовой социализации молодежи, адекватных природе объекта и субъектов правовой социализации молодежи. Набор правовых знаний, умений и навыков, которыми обладает субъект правовой социализации – молодежь, прежде всего зависит от его субъективного состояния и правовой установки, а также от социальной среды: окружения, семьи, системы образования, политических и правовых институтов, средств массовой информации и т. д. Действие всех этих переменных и определяет модель правовой социализации молодежи.
Важность права в демократическом обществе молодое поколение начинает осознавать, преломляя это понятие через свои интересы, рассматривая право как гарант личного социального комфорта. Результаты исследования [4, с. 205] свидетельствуют, что 75 % российской молодежи в возрасте 14–29 лет осознают свои права как атрибут отношений гражданского общества: 21,5 % опрошенных указали, что нуждаются в защите своих прав в большой степени, 1,4 % нуждаются в защите некоторых своих прав. Лишь 14,7 % молодых россиян не нуждаются в защите своих прав, и 10,4 % затруднились ответить.
Критерием дифференциации степени осознанности важности права в гражданском обществе является возраст. Необходимость общественных условий для защиты своих прав осознают большинство молодых людей уже в возрасте 12–14 лет, однако более значимой она становится в возрасте 24–29 лет (см. таблицу). Доля осознающих важность правового поля в гражданском обществе у девушек несколько выше (78,3 %), чем у юношей (71,3 %).
Согласно проведенному автором опросу представителей различных групп молодежи г. Волгограда (50 респондентов) актуальность защиты этих прав у молодежи неодинакова. Так, она относительно мала у работников силовых структур (14 %) и студентов вузов (17 %) и более высока у рабочей молодежи (22 %), молодых предпринимателей (30 %) и молодой гуманитарной интеллигенции (учителя, преподаватели, ученые) (27 %). Необходимость повышения правовой культуры граждан как условие реализации прав молодежи признали 76 % опрошенных. Далее следуют соблюдение закона учреждениями (24 %), гражданами (20 %), принятие федерального закона о молодежи (35 %) и усиление роли молодежных общественных организаций (21 %).
Обращает на себя внимание тот факт, что молодые люди (учащиеся, студенты), приехавшие в Россию с родителями из Украины,
Белоруссии, Молдавии, значительно чаще россиян сталкиваются с беззаконием со стороны полиции (81 %).
В Поволжском регионе доля молодежи, считающей целесообразным расширение деятельности молодежных организаций, составляет 62,7 % (второе место после Северо-Западного района – 65,5 %), причем самый большой процент составляет необходимость в правозащитных организациях – 39,9 % [4, с. 267].
Таким образом, новый тип молодого человека, формирующийся в процессе обучения под влиянием изменений в российском обществе, обусловлен совершенно иной нетрадиционной моделью правовой социализации (здесь семья выступает как вторичный агент, а общество в лице СМИ и группы «просто-современников» [3, с. 85] являются первичными агентами социализации).
Актуальной для современной России является переходная правовая социализация (включающая элементы традиционной и модернизационной), характерная для обществ переходного периода. Когда старые традиции еще не до конца разрушены, а новые еще не до конца построены, общество избирает новые ориентиры (цели и ценности), но с трудом адаптирует к ним существующие социальные факторы. Это усложняет социализационную деятельность, трансформирует или видоизменяет общую символическую картину осознания молодых людей в качестве граждан российского общества.
Например, доминирующей моделью в Грузии, Дагестане, Осетии, Чеченской Республике
Мнение представителей различных возрастных групп о том, нуждаются ли они в защите своих прав, %
К сожалению, в обществе риска, характеристиками которого являются низкий уровень доходов молодежи, безработица, высокий уровень преступности, недоверие властным структурам и правоохранительным органам, коррумпированность чиновников, ксенофобия, экстремизм и терроризм, мобилизационная модель правовой социализации начинает распространяться на большую часть молодежи, а гражданская идентичность становится атрибутом государственной молодежной политики, но не реальной жизни молодых россиян.
Прикладное значение исследования заключается в возможности моделирования и со- циального конструирования процессов политико-правовой активности и коррекции правовой социализации современной молодежи, формирования гражданской идентичности посредством внедрения через агентов правовой социализации инновационных интерактивных технологий, которые требуют разработки в научном сообществе.
Результаты исследования могут быть использованы в социальных службах поддержки и защиты молодежи, администрациях школ, ссузов, вузов в рамках учебно-воспитательного процесса и социального сопровождения школьников и студентов (гуманитарных и негуманитарных специальностей).
Список литературы Правовая социализация как фактор формирования гражданской идентичности молодежи в модернизирующемся российском обществе
- Гуляихин, В. Н. Вторичная правовая социализация человека/В. Н. Гуляихин//Право и политика. -2011. -№ 9. -С. 1583-1590.
- Казурова, О. Ю. «Правовой образ жизни» как фактор социализации и интеграции молодежи в современное российское общество//Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. -2010. -№ 2 (12). -С. 99-104.
- Кудрявцев, В. Н. Современная социология права/В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук. -М.: Юрист, 1995. -298 с.
- Российская молодежь: проблемы и решения/РАН, Ин-т комплекс. соц. исслед. -М.: Центр соц. прогнозирования, 2005. -648 с.
- Шкаратан, О. И. Технологический переворот и судьбы молодых/О. И. Шкаратан, А. М. Коршунов. -М.: Знание, 1989. -62 с.