Правовое положение христианских храмов в мусульманских государствах средневековья
Автор: Хошев Андрей Юрьевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Религия, общество, государство
Статья в выпуске: 6, 2016 года.
Бесплатный доступ
Важным аспектом бытия общин немусульманских религий в государствах с шариатской формой правления является правовое положение используемых ими культовых сооружений. Не вмешиваясь во внутренние вопросы христианского культа, исламское право налагало определенные ограничения на внешний вид христианских храмов и их возможное местоположение, в той или иной степени регламентируя также условия осуществления их ремонта и решая судьбу церковных зданий в случае их ветшания. В статье предпринят обзор основных этапов формирования соответствующих требований исламского права в Арабском халифате и основных факторов, определявших положение христианских храмов в арабских государствах и Османской империи в эпоху Средневековья.
Культовые сооружения зиммиев, христианские храмы, исламское право, арабский халифат, османская империя
Короткий адрес: https://sciup.org/170168433
IDR: 170168433
Список литературы Правовое положение христианских храмов в мусульманских государствах средневековья
- Калманович Д.В. 2011. Турецкая и западная историография о правовой системе Османской империи XVI в. -Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 132. С. 49-58
- Максимов Ю.В. 2014. Византийские сочинения об исламе (тексты переводов и комментарии). М.: Изд. ПСТГУ. 229 с
- Муртузалиев С.И. 2006. Положение зимми и Константинопольской патриархии в Османской империи XV-XVI вв. -Византийский временник. № 65(90). С. 178-185
- Хуссейн Х. 1995. Свобода вероисповедания. Религиозные права немусульман в исламском обществе (пер. С.И. Жемкова). Новосибирск: Изд-во Новосибирского отделения РАН. 16 с
- Arnakis G. 1952. The Greek Church of Constantinople and the Ottoman Empire. -The Journal of Modern History. Vol. 24. No 3 (Sept.). P. 235-250
- Edelby N. 1950-1951. L’autonomie législative des chrétiens en terre d’Islam. -Archives d’histoire du droit oriental. No 5. P. 307-351
- Gottheil R. 1921. An Answer to the Dhimmis. -Journal of the American Oriental Society. Vol. 41. P. 383-457
- Inalcik H. 1969-1970. The Policy of Mehmed II toward the Greek Population of Istanbul and the Byzantine Buildings of the City. -Dumbarton Oaks Papers. Vol. 23/24. P. 229-249
- İnan K. 2008. Making of Kanun Law in the Ottoman Empire, 1300-1600. -Making, Using and Resisting the Law in European History (ed. by G. Lottes, E. Medijainen). P. 65-75
- Jokisch B. 2007. Islamic Imperial Law: Harun-al-Rashid's Codification Project. W. de Gruyter. 757 p
- Levy-Rubin M. 2011. Non-Muslims in the Early Islamic Empire. From Surrender to Coexistence. Cambridge. University Press. 267 p
- Al-Maqrizi. 1845. Histoire des sultans mamlouks, de l'Égypte, écrite en arabe (transl. par M. Quatremère). Paris. T. 2. 298 p
- Mawardi, Abū'l-Hasan 'Alī ben Muhammad ben Habib. 1984. Les statuts gouvernementaux, ou Règles de droit public et administratif (trad. par E. Fagnan). Alger. 553 p
- Morrow J.A. 2013. Six Covenants of the Prophet Muhammad with the Christians of his Time. The Primary Documents. Angelico Press. 86 p
- Nisan M. 2002. Minorities in the Middle East: A History of Struggle and Self-Expression. McFarland. 351 p
- Pharr С. 2001. The Theodosian Code and Novels, and the Sirmondian Constitutions. The Lawbook Exchange. 643 p
- Tritton A.S. 1930. Caliphs and their Non-Muslim Subjects. A Critical Study of the Covenant of ‘Umar. London-Bombay-Calcutta-Madras: Oxford University Press. 240 p
- Ward S. 1990. A Fragment from an Unknown Work by Al-Ṭabarī on the Tradition «Expel the Jews and Christians from the Arabian Peninsula (And the Lands of Islam)». -Bulletin of the School of Oriental and African Studies. University of London. Vol. 53. No 3. P. 407-420
- Watt W.M. 1956. Muhammad at Medina. Oxford: Clarendon Press. 418 p
- Γεδεών Μ.Ι. 1910. Επίσημα γράμματα τουρκικά αναφερόμενα εις τα εκκλησιαστικά ημών δίκαια. Εν Κωνσταντινουπόλει. 136 σ