Правовое регулирование оперативно-розыскного предупреждения в органах внутренних дел: проблемы и их решение
Автор: Гумаров Ильнур Асгатович
Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui
Статья в выпуске: 1 (5) т.3, 2018 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с правовым механизмом оперативно-розыскного предупреждения преступлений сотрудниками органов внутренних дел, анализируются элементы такого предупреждения, предлагаются меры по их оптимизации.
Предупреждение преступлений, профилактика, предотвращение замышляемых преступлений
Короткий адрес: https://sciup.org/142215849
IDR: 142215849
Текст научной статьи Правовое регулирование оперативно-розыскного предупреждения в органах внутренних дел: проблемы и их решение
Положения о том, что хороший законодатель должен заботиться не столько о наказании за преступления, сколько о том, чтобы их предупредить, были сформулированы еще просветителями XVIII века: Мон-тескъе, Беккариа видели выход в улучшении нравов, Вольтер же настаивал на том, что предупреждение преступления должно быть истинным содержанием юстиции цивилизованного общества [1].
Понятие «предупреждение преступлений органами внутренних дел» сформулировано в Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной при- казом МВД России от 17 января 2006 г. №19. Так, в разделе «Общие положения» данной Инструкции оно определяется как «деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказание профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением»1.
Лучше всего, на наш взгляд, сущность предупреждения преступлений и разграничение указанных выше терминов от-
Ученые записки Казанского юридического института МВД России 2018 Том 3 (5)
разил в своих работах В.М. Атмажитов. Согласно его позиции, оперативно-розыскное предупреждение следует рассматривать как «основанную на законах и подзаконных нормативных актах деятельность органов внутренних дел по применению оперативно-розыскных сил, средств и методов с целью недопущения возможных, замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также покушений на них» [4, с. 208 – 232;; 5, с. 386 – 387.].
В качестве элементов предупреждения он выделял профилактику, предотвращение и пресечение преступлений: «Профилактика преступлений - деятельность по выявлению и установлению причин преступлений и условий, способствовавших их совершению (общая профилактика), а также установлению лиц, склонных к совершению преступлений в силу антиобщественного образа жизни и поведения, воздействию на них в целях недопущения 14 с их стороны преступлений (индивидуальная профилактика);
предотвращение преступлений - деятельность по установлению лиц, замышляемых конкретное преступление, и принятию необходимых мер, исключающих реализацию их намерений;
пресечение преступлений - деятельность по выявлению лиц, готовящих совершение преступлений и покушающихся на них, по принятию необходимых мер в целях прекращения их преступных действий» [4].
В действующей Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений предусматривается осуществление предупредительной работы ОВД в зависимости от его уровня и уровня отдельных подразделений. В то же время данная Инструкция, определяя общие задачи подразделений ОВД по предупреждению преступлений, не предусматривает механизма их реализации, что свидетельствует о декларативном характере данного нормативного правового акта и необходимости его детальной переработки.
Проводимые мероприятия по общей и индивидуальной профилактике не всегда дают положительные результаты в силу стойкости антиобщественных взглядов, а также негативного влияния окружения. Поэтому существует необходимость выявлять преступные замыслы конкретных лиц по совершению преступлений (предотвращать замышляемые преступления).
Одной из важнейших задач предотвращения преступлений является выявление лиц, их замышляющих [6,с.7]. Нельзя отрицать общественную опасность лица, преступный умысел которого обнаружен. Возникновение и обнаружение умысла является начальной, исходной стадией развития преступления [7, с.242,246].
Изучение нами уголовных дел и дел оперативного учета1 показало, что лица, намеревающиеся совершить преступление, особенно впервые, нередко совету- 14 ются с людьми, имеющими преступный опыт, о возможности его совершения.
Следует отметить, что важным источником получения такой информации являются результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий. Сведения о преступных замыслах могут содержаться в сообщениях лиц, оказывающих содействие, высказываниях отдельных граждан, излагаться в частных записях, интернет-переписке, социальных сетях. В то же время если умысел на возможное совершение рассматриваемых преступлений и не выражается напрямую, то поступки человека, манера поведения, реакция на внешние обстоятельства обычно свидетельствуют об этом.
Особое внимание руководители ОВД, их оперативных подразделений должны уделять проблеме проверки рассматриваемых замыслов с точки зрения того, насколько они реальны. Необходимо осуществлять их проверку, собирая дополнительные сведения, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.
По нашему мнению, чем раньше выявлен преступный замысел, тем выше будет эффективность принимаемых ОВД мер по предупреждению преступлений.
Так, если гражданин на основе такого замысла приступил к подысканию соучастников, пытается достать орудия для совершения противоправных действий, осуществить поиск и изучение объекта посягательства, то мы можем удержать такого человека от преступления и оказать на него воспитательное воздействие, не прибегая к карательным мерам.
Проведенный нами анализ уголовных дел и дел оперативного учета свидетельствует, что лица, приступившие уже к приготовлению преступлений, во многих случаях подыскивают сообщников. Кроме этого, приготовление к некоторым правонарушениям включает в себя подыскание или приспособление орудий и средств его совершения, укрывателей, сбытчиков и других пособников. При этом всегда изначально появляется замысел на совершение противоправных действий.
Чтобы проводимые мероприятия носили правовой характер, необходимо предусмотреть основания для их проведения.
С учетом изложенного, мы считаем, что оперативно-розыскная работа по выявлению лиц, замышляющих преступление, должна найти отражение в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной дея-тельности»1. Чтобы проводимые мероприятия по предупреждению правонарушений носили правовой характер, нужно предусмотреть основания для их проведения.
В связи с предлагаем внести изменения в подпункт 1) п. 2 ст. 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», изложив его в следующей редакции: «2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: 1) признаках замышляемого, подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его замышляющих (курсив - Г.И.А.), подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».
Список литературы Правовое регулирование оперативно-розыскного предупреждения в органах внутренних дел: проблемы и их решение
- Криминология: учебник/под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000.
- Криминология:учебник под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Издательство МГУ. 1994.
- Криминология: учебник под ред. Б.В. Коробейникова, Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского. М. Юрид. лит.,1988.
- Основы оперативно-розыскной тактики: общая часть/под ред. В. М. Атмажитова. М., 1986.
- Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: учебник/под ред. В.М. Атмажитова. М., 1991.
- Морохин Б.Г. Предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений: монография. М.: НИ и РИО Академия МВД СССР, 1980.
- Морохин Б.Г. Предотвращение преступлений органами внутренних дел (по материалам аппаратов уголовного розыска): дис. … канд. юрид. наук. М., 1964.