Правовое регулирование организации и деятельности транспортной полиции во второй половине XIX века
Автор: Мамлеева Д.Р.
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Научные сообщения
Статья в выпуске: 2 (36), 2014 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию нормативной базы организации и деятельности железнодорожной и водной полиции во второй половине XIX века. Анализируются основные ведомственные акты министерства внутренних дел, министерства путей сообщения, циркулярные распоряжения штаба Отдельного корпуса жандармов, регламентирующие все стороны деятельности транспортной полиции в рассматриваемый период.
Полицейский надзор, корпус жандармов, судоходный надзор, железнодорожная жандармерия, штат речной полиции, распоряжения и инструкции, особые объекты обслуживания
Короткий адрес: https://sciup.org/142232507
IDR: 142232507
Текст научной статьи Правовое регулирование организации и деятельности транспортной полиции во второй половине XIX века
Вторая половина XIX века характеризовалась наиболее частыми изменениями в структуре и компетенции полиции. Были приняты главнейшие меры по организации полицейской части, утвержден постоянный штат управления столичной полиции, организована конно-полицейская стража, расширилась компетенция водной полиции и железнодорожной жандармерии. Все вышеуказанные обстоятельства подтолкнули правительство к пересмотру существующего законодательства и принятию новых нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность транспортной полиции.
С расширением сети железных дорог, развитием движения и увеличением перевозок пассажиров и грузов, формированием новых структурных подразделений полицейских органов, возникла потребность в более четком нормативном определении круга их обязанностей, в частности железнодорожной полиции.
Так, 27 июля 1861 г. было введено в действие «Положение о жандармских полицейских управлениях Санкт-Петербургско-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорог», целью которого являлось учреждение жандармской полиции на железных дорогах. В Положении более детально регулировались обязанности транспортной полиции по сохранению правопорядка на станциях, также значительно расширились задачи, решаемые жандармами до этого времени. Например, общие функции по надзору за строительством железных дорог были дополнены рядом обязанностей, связанных с обеспечением порядка на станциях и предупреждением возможных конфликтов между пассажирами, строителями и служащими.
С 60-х г.г. XIX века полицейские управления на железных дорогах функционировали практически на всей поверхности земли, отчужденной под железные дороги, со всеми «прилегающими» постройками и сооружениями. К весне 1866 г., в жандармском ве- домстве находилось шесть полицейских управлений при главнейших железных дорогах, осуществляющие административный контроль за деятельностью жандармских штаб-офицеров по производству доз-наний1. В январе 1867 г. последовало высочайшее распоряжение о передаче подразделений жандармской полиции на железных дорогах в подчинение Корпуса жандармов (ранее железнодорожные полицейские управления находились в ведении Министерства путей сообщения)2. Таким образом, с этого момента железнодорожная полиция сформировалась как государственный правоохранительный орган на железнодорожном транспорте - орган транспортной полиции. Одним из основных нормативных актов, подтвердивших передачу железнодорожных полицейских управлений из Министерства путей сообщений в подчинение шефа корпуса, был Указ императора «Об обязанностях и подчинении жандармских полицейских управлений железных дорог», в соответствии с которым, на данные управления помимо задач общей полиции в полном объеме возлагались наблюдательные функции.
Вместе с тем, являясь структурным подразделением Корпуса жандармов, вполне естественно, что на него распространялись и нормы соответствующих приказов, инструкций и указаний, предназначенных для всего Корпуса. В последующие годы все принимаемые нормативные акты, регулирующие деятельность личного состава Корпуса жандармов, содержали отдельный раздел, конкретизирующий особые обязанности чинов жандармских полицейских управлений на железных дорогах. Следующим шагом в коренном преобразовании жандармерии и
-
1 Оржеховский И.В. Самодержавие против революционной России (1826-1880 г.г.). М., 1982. С.148-149.
-
2 Воронцов С.А. Спецслужбы России. Ростов н/Д., 2006. С.144145. '
железнодорожной полиции, явилось принятие 9 сентября 1867 г. «Положения о Корпусе жандармов».
Новое Положение законодательно закрепило организационно-структурные изменения Корпуса относительно устройства транспортной полиции. Согласно Положению, Корпус состоял из: Главного управления, управлений округов, губернских жандармских управлений, уездных жандармских управлений, наблюдательного состава корпуса, конных команд и полицейских управлений железных дорог (Московское, Московско-Нижегородское, С.-Петербургское, С.-Петербургско-Варшавское). К началу 70-х г.г. были утверждены штаты Балтийского, Виленского, Воронежского, Минского, Митаво-Риго-Орловского, Московско-Киевского, Московско-Ярославского, Московско-Воронежского, Киевско-Одесского, Финлядского, Харьковского жандармских полицейских управлений железных дорог.
Учрежденные Положением железнодорожные полицейские управления выполняли те же функции, что и другие структурные подразделения Корпуса жандармов, а именно: 1) розыск воров, беглых, кочевников; 2) преследование преступников; 3) пресечение массовых беспорядков; 4) сопровождение опасных преступников, арестантов; 5) несение патрульно-постовой службы на вверенной им территории. Немаловажное значение в организации и деятельности транспортной полиции в рассматриваемый период имели утвержденные императором «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений» (19 мая 1871 г.).
Данный нормативно-правовой акт регламентировал уголовно-процессуальную деятельность транспортной полиции, предоставив ей право производства дознаний по государственным и уголовным преступлениям, причем жандармам вменялось в обязанность содействовать прокуратуре и общей полиции в раскрытии уголовных преступлений.
Особый раздел Правил определял порядок действий чинов железнодорожных полицейских управлений, в ходе которых служащим транспортной полиции предоставлялись все права и возлагались все обязанности общей полиции, а именно в отношении расследования преступлений на подведомственной территории. Вместе с тем пределы территории деятельности транспортной полиции определялись по взаимному согласию Шефа жандармов и министров внутренних дел, юстиции и путей сообщения3.
Аналогичные условия организации и деятельности были предусмотрены для речной полиции, специально сформированной для обеспечения безопасности на речном и морском транспорте.
До середины 60-х г.г. XIX столетия водные пространства города Санкт-Петербурга состояли в ведении многих ведомств, а, именно, в полицейском отношении водами столицы заведовали чины наружной полиции. Кроме того, общий судоходный надзор на реке Неве и ее притоках состоял в ведении Министерства путей сообщения4. В 1867 г. как структурное подразделение столичного полицейского управления была учреждена речная полиция. В ведение речной полиции находились все реки и каналы в черте Санкт-Петербурга. Чуть позже полицейский надзор в лице речной полиции учреждается также в портах, на реках в городах, являющихся важными речными пристанями. 7 мая 1891 г. было утверждено «Положение об административном за-ведывании портовым мореходством и о полиции в приморских торговых портах».
Применительно к этому положению составлены штаты портовых управлений в Риге (1893 г.), Одессе (1893 и 1894 гг.), Санкт-Петербурге (1895 г.). Расширены штаты речной полиции в Петербурге (1885 г.), Нижнем Новгороде (1882 и 1900 гг.) и Рыбинске (1885 г.)5. В 1891 г. в портовых городах, в приморских торговых портах была учреждена «портовая полиция». Ей вменялось надзирать за торговым мореходством и промыслами на пристанях и на морском побережье. Заведование портовой полиции возложено на портовое управление.
В 1894 г. было принято «Положение о портовой полиции в военных портах Империи», согласно которому для охраны адмиралтейств, верфей, гаваней, а равно всех других зданий и сооружений в военных портах Империи учреждалась особая портовая полиция. Положение установило определенные требования для чинов портовой полиции, практически аналогичные с требо ^ ваниями, предъявляемыми чинам железнодорожной полиции 6 .
К Положению была приложена инструкция, описывающая основные полномочия транспортной полиции непосредственно в портах Империи. Так, в соответствии с инструкцией, чины портовой полиции несли охранную службу в пределах своей компетенции, точно определенной ближайшим портовым начальством (относительно правопорядка определенных участков порта и обеспечении безопасности и сохранности казенного и частного имущества). Чины портовой полиции вправе были производить дознание по усмотренных ими в адмиралтействе или гавани преступлениях и проступках, руководствуясь статьями Военно-морского Судебного устава.

Вместе с тем «Временное положение об управлении Одесским портом и о портовой полиции» также называло основные задачи водной полиции. В главе III Положения регламентировались предметы ведения, права и обязанности чинов портовой полиции. Согласно нормам Положения на портовую полицию возлагались следующие полномочия: охрана правопорядка, обеспечение спокойствия и тишины; предупреждение и пресечение преступлений; контроль за исполнением данного Положения; предупреждение и пресечение несчастных случаев в пределах порта и на стоящих в портах торговых судах. При этом чины транспортной полиции при осуществлении возложенных обязанностей руководствовались как нормами рассматриваемого положения, так и актами общей полиции, пользовались всеми правами и несли все обязанности общей полиции.
При учреждении речной полиции министру внутренних дел было предоставлено право издать инструкцию для подробного определения обязанностей чинов речной полиции, которая и была составлена в 1870 г. и объявлена указом Правительствующего Сената. Причем именно с этого года деятельность ее расширилась в связи с возложением на чинов транспортной полиции обязанностей, связанных с наблюдением за исправным содержанием санных дорог, катков, а также наблюдением за всеми береговыми сооружениями7.
В ст.654 Общего учреждения губернского отмечалось, что для наблюдения на прилегающих к городам Нижнему Новгороду и Рыбинску водах в полицейском и пожарном отношениях, состояли Нижегородская и Рыбинская речная полиции. Наряду с выполнением общеполицейских функций в акватории реки она выполняла функции пожарной безопасности. Для этого в ее распоряжении имелись специальные суда со всеми необходимыми принадлежностями для тушения пожаров8.
Бесспорно, водная полиция представляла собой особый полицейский орган, деятельность которого весьма специфична и связана с выполнением обязанностей как на воде, так и в портовых сооружениях. На транспортную полицию помимо сугубо полицейских функций возлагались и обязанности по спасению на водах.
В частности, в зимнее время чинам водной полиции предписывалось ограждать полыньи, охранять стоянки судов от бродяг, осуществлять контроль за состоянием санных путей и катков, проложенных на речном льду, а также за спусками к рекам и каналам. Особенностью транспортной полиции являлось то, что она не просто обеспечивала обще- ственную безопасность, правопорядок и общественное благочиние, но и обеспечивала нормальное функционирование железнодорожного и водного транспорта. Деятельность чинов транспортной полиции была связана с техническим обеспечением железнодорожного полотна и водной транспортной системы. Так как сфера железнодорожного транспорта регламентировалась в первую очередь Общим уставом Российских железных дорог, соответственно, этим же актом регулировалась и деятельность железнодорожной полиции. Рассматривая организацию и деятельность транспортной полиции, стоит заметить, что Устав 1885 г. представлял собой «специальный железнодорожный закон», который изменил условия деятельности полицейской службы на железных дорогах, значительно расширив круг обязанностей полицейских железнодорожных управле-~9 НИИ .
Глава 3 «Общего устава Российских железных дорог» посвящена полицейскому нацзору на территории железнодорожного полотна, согласно которой на чинов полицейских управлений железных дорог возлагались обязанности по «охранению внешнего порядка, благочиния и общественной безопасности в районе действий», причем они «исполняли в сем отношении все обязанности общей полиции, пользуясь при том всеми правами ей присвоенными»1". Тем не менее, несмотря на значимость данного акта, определившего правовое положение железнодорожной полиции, необходимо отметить, что в уставе отсутствовал ряд подробно расписанных указаний о ее деятельности.
В этой связи приходилось издавать немалое количество приказов и циркуляров, разъясняющих вопросы, возникавшие в процессе деятельности чинов транспортной полиции.
Немаловажное влияние на роль транспортной полиции в механизме Российского государства оказывали нормативные акты Министерства путей сообщения. Даже после изъятия жандармских управлений из ведения Инспекции железных дорог и предоставлении им общеполицейских прав, действия актов Министерства путей сообщения в отношении надзора за железными дорогами оставались в силе11.
Одним из основных нормативных актов, регламентирующих деятельность как железнодорожной, так и водной полиции являлся Устав Путей Сообщения 1857 г. Помимо общих положений по устройст-
-
9 Тимофеев Л. Справочная книга для чинов жандармских полицейских управлений железных дорог. СПб., 1908. С.3-4.
-
10 См.: Общий Устав Российских Железных Дорог, дополненный по 01.06.1889 г. в развитии его статей, постановлениями, с приложением, относящихся к нему распоряжений и циркуляров различных правительственных учреждений. 1-й выпуск. С.67.
-
11 Систематический сборник действующих на русских железных дорогах узаконений и распоряжений правительства, а также положений, правил, инструкций и соглашений, изданных или одобренных правительством. 2-йвып. СПб., 1891. С.231.
ву и содержанию железных дорог, отдельные разделы Устава содержали статьи применительно к деятельности железнодорожной полиции (например, ст.711 установила основные функции чинов железнодорожной полиции - исполнение распоряжений министра путей сообщения и законных требований инспекций железных дорог в отношении охраны общественного порядка). При раскрытии и расследовании преступлений, совершенных на вверенной транспортной полиции территории, прежде всего в пределах полосы отчуждения, чины транспортной полиции наделялись теми же процессуальными правами, что и общая полиция. На железнодорожную полицию всецело распространялись статьи, предоставившие ей право производить дознание в отсутствии следователя и прокурора. Так, ст.258 Устава закрепила, что в случаях, когда лицо было застигнуто на месте происшествия, а также «во всех следственных действиях, не терпящих отлагательства», полиция вправе была выступить в качестве судебного следователя. Причем, ей предоставлялось право производить такие следственные действия, как осмотр, освидетельствование, выемки и обыски12.
Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что наряду с общими для всего Отдельного корпуса жандармов функциями чины транспортной полиции выполняли целый ряд характерных только для них служебных обязанностей. При этом вся деятельность регламентировалась огромным количеством нормативно-правовых актов, которые образно можно подразделить на несколько групп: а) царские указы и законы Российской Империи; б) ведомственные акты, постановления Военного ведомства; в) нормативные акты Министерства внутренних дел; г) ведомственные акты Министерства путей сообщения; д) приказы по Корпусу жандармов; е) инструкции и циркулярные распоряжения Департамента полиции и штаба Отдельного корпуса жандармов. Несмотря на многочисленность источников законодательства о деятельности транспортной полиции, все они были направлены на совершенствование, конкретизацию, расширение функции транспортной полиции как правоохранительного органа, обеспечивающего безопасность на особых объектах обслуживания.
законодательство X - XX веков. В 9-ти. Т. 8. Судебная реформа /Подред. О.И. Чистякова. -М ., 1991. С.118.
-
12 Устав уголовного судопроизводства 1864 г. // Российское
Список литературы Правовое регулирование организации и деятельности транспортной полиции во второй половине XIX века
- Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.
- Воронцов С.А. Спецслужбы России. Ростов н/Д., 2006.
- EDN: QXDWQJ
- История организации и обеспечение правопорядка на транспорте России / Под. ред. Н.А. Овчинникова. Н. Новгород, 2008.
- Министерство внутренних дел. 1802-1902. Исторический очерк (репринтное издание). М., 2002.
- Общий Устав Российских Железных Дорог, дополненный по 01.06.1889 г. в развитии его статей, с постановлениями, с приложением, относящихся к нему распоряжений и циркуляров различных правительственных учреждений. 1-й выпуск.
- Оржеховский И.В. Самодержавие против революционной России (1826-1880 гг.). М., 1982.
- Положение о портовой полиции в военных портах Империи. Петергоф, 1894.
- Пиотровский В., Кудрявцев В., Очкур Р. Полиция Российской Империи. СПб., 2005.
- Тимофеев Л. Справочная книга для чинов жандармских полицейских управлений железных дорог. СПб., 1908.
- Устав уголовного судопроизводства 1864 г. Российское законодательство X-XX веков. В 9-ти т. Т.8. Судебная реформа / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1991.