Правовое регулирование суррогатного материнства в России
Автор: Абулгатина А.А., Мингазова З.Р.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 3 (8), 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140105743
IDR: 140105743
Текст статьи Правовое регулирование суррогатного материнства в России
В нашем обществе с эволюцией научных и технологических подходов стало возможным решение многих проблем, в т.ч. в сфере здравоохранения, которые до этого времени считались неразрешимыми. Это утверждение неоспоримо относится и к суррогатному материнству, т.к. данная процедура стала возможной после появления и развития технологий искусственного и экстракорпорального оплодотворения.
Необходимо отметить, что заявление о суррогатном материнстве было оглашено еще в 1980 г. в США. Однако, если руководствоваться трактовкой понятия «суррогатное материнство», закрепленной на международном уровне (а именно формулировкой Всемирной организации здравоохраненияв 2001 г.- гестационный курьер), то первый зафиксированный случай суррогатного материнства относится к 1989 г. Именно тогда в Великобритании генетическими родителями выступила третья сторона, а не сама суррогатная мать, как при случае в США [4].
В российском законодательстве первое упоминание суррогатного материнства встречается в Семейном кодексе РФ, но значение этого термина в данном нормативно-правовом акте не раскрыто, т.к. законодатель не дал официального определения этому явлению. Основываясь на подходе ВОЗ в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» суррогатное материнство закреплено как вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям. При этом суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки [5].
Во многих странах, например, в Австрии, Германии, Франции, Швеции, Норвегии суррогатное материнство запрещено законом. В Бельгии, Финляндии, Ирландии, Греции запретов на него не наложено, но и сам процесс никак не регулируется с точки зрения существующего законодательства. В Великобритании, Дании, Испании, Израиле, Нидерландах, Австралии, Канаде под запретом реклама и подбор суррогатных мам, но вполне допустимо вынашивание ребенка, при котором женщина, носящая ребенка, не получает финансового вознаграждения. В США, ЮАР, Украине и Казахстане коммерческое суррогатное материнство по закону разрешено. После вступления в силу выше обозначенного федерального закона Российская Федерация также относится к странам, где законодательно разрешено суррогатное материнство.
Правовое регулирование суррогатного материнства имеет большое значение, хотя это явление и не может быть полностью урегулировано нормами права. Учитывая современное состояние и перспективы дальнейшего развития РФ и общества в целом, целью деятельности всех участников программы суррогатного материнства должна быть защита их прав и законных интересов.
В Российской Федерации институт суррогатного материнства получил свое признание, но правовое регулирование находится на недостаточном уровне. Например, российское законодательство в настоящее время на стороне суррогатной матери. Приоритетное право решать судьбу ребенка принадлежит именно ей. Генетические родители получают законные права на материнство и отцовство только после отказа суррогатной матери от ребенка. На практике были случаи, когда генетическим родителям вообще отказано в материнстве и отцовстве [1]. Суррогатная мать по закону, официально считаясь матерью, может безо всяких проблем оставить ребенка себе. Она может пойти на это как в силу материнских чувств, возникших к вынашиваемому ребенку, так и с целью шантажа генетических родителей. Последний вариант развития событий для генетических родителей является наиболее конфликтным. За рубежом при оформлении родительских прав приоритет признается за законными родителями, которые по медицинским показаниям не могли иметь ребенка и изъявили желание воспользоваться методом суррогатного материнства. А по украинскому законодательству родителями ребенка автоматически записываются его генетические родители и при этом согласия суррогатной матери не требуется.
Положительной стороной существующего законодательства в данной области является то, что порядок регистрации ребенка проходит обычным путем, т.е. генетическим родителям выдается свидетельство о рождении ребенка. В Семейном кодексе РФ не упоминается срок, в течение которого суррогатная мать должна отказаться от ребенка. Максимально это может быть один месяц - период, установленный законодательством об актах гражданского состояния для регистрации рождения ребенка в органах ЗАГС. Согласие женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), должно быть выражено в письменной форме и заверено руководителем медицинского учреждения, в котором проводилось имплантация эмбриона. Супругам выдается справка обычного образца о рождении у них ребенка этим медицинским учреждением, которая затем представляется в органы ЗАГС для регистрации рождения ребенка. Регистрация рождения ребенка и запись о родителях производится по правилам, предусмотренным п. 1 ст. 51 Семейного кодекса РФ: отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них [6].
Также проблемным остается вопрос участия желающих в программе суррогатного материнства. По современному российскому законодательству суррогатной программой могут воспользоваться супружеские пары, чей брак официально был зарегистрирован в момент имплантации эмбриона суррогатной матери. Таким образом, одинокие женщины, желающие иметь собственного ребенка, но не имеющие по состоянию здоровья такой возможности, не могут воспользоваться данной программой.
Таким образом, законодательство Российской Федерации в части правового регулирования вспомогательных репродуктивных технологий, к сожалению, в настоящий момент весьма далеко от совершенства. Возникновение и неразрешенность подобных проблем ставит на повестку дня необходимость разработки и принятия специального законодательного акта, более подробно регулирующего вопросы суррогатного материнства.