Правовое регулирование в портовых особых экономических зонах в Российской Федерации

Автор: Гариб Анастасия Абубакаровна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 8, 2009 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются различные типы портовых особых экономических зон, виды их деятельности, а также законодательная база их существования.

Транспортная инфраструктура, особые экономические зоны, портовые особые экономические зоны

Короткий адрес: https://sciup.org/170164964

IDR: 170164964

Текст научной статьи Правовое регулирование в портовых особых экономических зонах в Российской Федерации

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 одним из направлений развития конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре выбрано создание портовых особых экономических зон (ПОЭЗ).

Идея создания ПОЭЗ как очагов комплексного преодоления крайне неблагоприятного экономического климата для несырьевых отраслей, в особенности сферы логистики, очень перспективна. Однако законодательство о ПОЭЗ, в частности закон № 240-ФЗ, проработано недостаточно чётко. Документ, регламентирующий работу портовых зон, усилиями Минфина был выхолощен до такой степени, что практически потерял привлекательность для бизнеса. Более того, по словам вице-губернатора Ленинградской обл. Григория Дваса, руководители регионов не раз обращали внимание на очевидные несуразности ещё на стадии подготовки законопроекта. Но они так и не были устранены, в результате закон получился мертворождённым.

ГАРИБ

Анастасия

Абубакаровна – аспирант РАГС при Президенте РФ

В результате поправок в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»2 был узаконен новый тип особых экономических зон – портовые особые экономические зоны. Согласно ст. 4 п. 2.2 Федерального закона № 116-ФЗ, портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приёма и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров. ПОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более пятидесяти квадратных километров. Портовые особые экономические зоны создаются на срок до сорока девяти лет. Необходимо отметить, что в территорию ПОЭЗ должна включаться и акватория порта – зона сможет состоять из не скольких о бособленных участков с общей акваторией.

  • 1    Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» № 1662-р от 17.11.2008.

  • 2    Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ», № 240-ФЗ от 30.10.2007.

В отличие от других типов особых экономических зон (создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и/или муниципальной собственности), на момент создания портовой особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, предоставленные для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны), могут находиться во владении и/или в пользовании граждан или юридических лиц.

Резидентом ПОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которой расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в ПОЭЗ.

Резидент ПОЭЗ вправе осуществлять в особой экономической зоне только портовую деятельность, а также в предусмотренных соглашением случаях деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского и речного порта, аэропорта. Под портовой деятельностью, согласно ст. 10 п. 2.2 Федерального закона № 116-ФЗ1, понимаются следующие осуществляемые на территориях морских и речных портов, аэропортов виды деятельности:

  • 1)    погрузочно-разгрузочные работы;

  • 2)    складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг;

  • 3)    снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов;

  • 4)    ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и дру гих компле ктующих изделий;

  • 5)    переработка водных биологических ресурсов;

  • 6)    операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции);

  • 7)    простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

  • 8)    биржевая торговля товарами;

  • 9)    оптовая торговля товарами;

  • 10)    обеспечение функционирования объектов инфраструктурыПОЭЗ.

Согласно материалам конференции Global Port 2008, проведённой 11– 12 декабря 2008 г. в Санкт-Петербурге, «работа любого морского или речного порта немыслима без таких видов деятельности, как лоцманская проводка, бункеровка судов»2. Поэтому в целях развития концепции ПОЭЗ следует внести поправки в Федеральный закон № 116-ФЗ – расширить перечень разрешённых видов деятельности, без которых работа любого морского или речного порта попросту невозможна.

Еще одним серьёзным барьером для развития ПОЭЗ с точки зрения повышения их привлекательности для частного капитала являются слишком высокие денежные «пороги». Согласно ст. 31.11 Федерального закона № 116-ФЗ, «...в случае, если соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне предусматривается осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, резидент портовой особой экономической зоны обязуется в течение срока действия такого соглашения осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной:

  • 1)    не менее 100 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в органы управления особыми экономическими зонами при строительстве объектов инфраструктуры нового морского порта;

  • 2)    не мен ее 50 млн евро (за исключением

нематериальных активов) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в органы управления особыми экономическими зонами при строительстве объектов инфраструктуры нового речного порта;

  • 3)    не менее 50 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в органы управления особыми экономическими зонами при строительстве объектов инфраструктуры нового аэропорта;

  • 4)    не менее 3 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в органы управления особыми экономическими зонами при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта».

В результате «завышенных денежных порогов», на наш взгляд, отсекается частный капитал субъектов среднего предпринимательства при развитии ПОЭЗ – необходимо провести коррекцию этих значений с частным бизнесом.

Правила развития ОЭЗ предусматривают, что финансирование со стороны Российской Федерации обеспечивает Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ); управление и распоряжение земельными участками – госкомпания «ОЭЗ». Поэтому предполагается скорректировать норму, требующую от субъектов предпринимательской деятельности, которые уже владеют собственностью в порту (а зачастую и правами долгосрочной аренды земельных участков), передать её в управление государству.

Не удивительно, что государственный конкурс по отбору площадок под размещение ПОЭЗ, проведённый весной 2008 г., фактически провалился – Министерство экономического развития Российской Федерации подвело итоги конкурса: из 17 принятых к рассмотрению заявок отобрано лишь три. Аэропортовые зоны откроют в двух городах – Красноярске (аэропорт «Емельянов») и Ульяновске («Ульяновск-

Восточный»). Единственная морская ПОЭЗ будет создана в Хабаровском крае, в порту Советская Гавань1.

Этого явно недостаточно для развития рынка грузоперевозок, если учесть, что только в морских портах изначально планировалось открыть не менее пяти ОЭЗ – по одной в каждом из морских бассейнов. Всего на конкурс было представлено восемь заявок на создание ПОЭЗ в морских портах, но семь из них не прошли – помешала недоработка в оценке реальных потребностей для создания внешней инфраструктуры зон (железных и автомобильных дорог, объектов энергоснабжения, возможного углубления акваторий), а также проблемы с определением статуса земельных участков, включаемых в территорию предполагаемых зон. В Северо-Западном федеральном округе заявку подавал только Мурманск. Проект предусматривал создание ПОЭЗ на обоих берегах Кольского залива: на западной стороне – строительство угольного и нефтеналивного терминалов, на восточной – действующий порт (часть которого предполагалось включить в состав портовой зоны, в том числе единственные в стране причалы, способные принимать суда дедвейтом 150 тыс. т). Крупнейший в регионе универсальный морской порт Санкт-Петербурга и наиболее перспективный для открытия зоны порт Усть-Луга отказались участвовать в конкурсе, так как органы государственной власти субъектов и сложившиеся здесь управляющие компании, отвечающие за развитие территорий, не захотели потерять контроль над портами – передать их в управление РосОЭЗ. Более того, к концу 2008 г. ни на одной из трёх площадок ПОЭЗ юридически не образована.

Таким образом, требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы портовых особых экономических зон с учётом интересов органов власти субъектов Российской Федерации и предпринимательского сектора. На наш взгляд, перспективным направлением может являться механизм государственно-частного партнёрства при развитии ПОЭЗ путём использования таких инструментов, как концессионные соглашения, Инвестиционный фонд Российской Федерации, Банк развития и внешнеэкономической дея тельности Российской Федерации.

Статья научная