Правовой статус государственных гражданских служащих в системе обязательного социального страхования

Автор: Соколова Наталья Александровна

Журнал: Вестник Омской юридической академии @vestnik-omua

Рубрика: Актуальные проблемы цивилистической науки

Статья в выпуске: 2 (15), 2011 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются проблемы приобретения государственными гражданскими служащими статуса застрахованного лица в системе обязательного социального страхования в условиях предпринятой законодателем попытки установить особую систему социального обеспечения данной категории граждан.

Государственная гражданская служба, застрахованное лицо, обязательное социальное страхование, социальное обеспечение

Короткий адрес: https://sciup.org/14317363

IDR: 14317363

Текст научной статьи Правовой статус государственных гражданских служащих в системе обязательного социального страхования

Современная система обязательного социального страхования, созданная в Российской Федерации, призвана решать задачу предупреждения и компенсации социального страхового риска. В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»1 (далее – Закон об обязательном социальном страховании) страховой охране подлежит, прежде всего, доход застрахованных лиц. Как указывает М. Ю. Федорова, последние являются центральными субъектами социально-страховых правоотношений, ибо вся рассматриваемая система направлена на реализацию их прав2. Закон об обязательном социальном страховании определяет, что застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному стра- хованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 6). Как видно, при самом общем подходе лицо будет являться застрахованным, если оно либо является работником или самозанятым гражданином, либо прямо названо в законе о соответствующем виде обязательного социального страхования.

В настоящее время гарантированное Конституцией РФ право на труд может быть реализовано в разных формах, отличных от упомянутых в приведенном определении. В частности, одной из таких форм является государственная гражданская служба, при осуществлении которой лица наделяются специальным статусом, в том числе и в социально-страховых отношениях. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе) гражданским служащим гарантируется:

  • 1)    медицинское страхование, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с Законом о государственной гражданской службе и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

  • 2)    обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом.

Анализ данных положений не позволяет сделать однозначный вывод об участии государственных гражданских служащих в системе обязательного социального страхования, включающего, как известно, обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С одной стороны, законодателем предпринята попытка создания специфической системы социального обеспечения гражданских служащих. Об этом свидетельствует указание на специальный закон о медицинском страховании служащих, на возможность сохранения денежного содержания при временной нетрудоспособности (по аналогии с правилами, установленными для военнослужащих), особенности пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих. С другой стороны, идея об отдельной системе социального обеспечения гражданских служащих реализуется недостаточно четко. Это подтверждается правом служащих на обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособно-сти3, а также тем, что пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим к трудовой пенсии по старо- сти. Сказанное детерминирует необходимость исследования законодательства об обязательном социальном страховании на предмет определения статуса государственных гражданских служащих в данных отношениях. Исходя из того, что деятельность государственных гражданских служащих осуществляется на основании служебного контракта, для получения ими статуса застрахованных лиц требуются упоминание об этом в законах, посвященных отдельным видам обязательного социального страхования.

Обычно в каждом законе о конкретном виде обязательного социального страхования закреплен перечень категорий граждан, которые отнесены к застрахованным лицам. В частности, в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»4 среди лиц, отнесенных к застрахованным, гражданские служащие не названы. Аналогичная картина складывается и при анализе Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»5, в соответствии с которым данному виду страхования подлежат только физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В недавно принятом Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» названы категории работающих и неработающих граждан. При буквальном толковании норм ст. 10 указанного закона можно прийти к парадоксальному заключению, что государственные гражданские служащие относятся к категории неработающих граждан, поскольку среди работающих граждан они не названы. Застрахованными лицами являются неработающие граждане:

  • а)    дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;

  • б)    неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии;

  • в)    граждане, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

  • г)    безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости;

  • д)    один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

  • е)    трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;

  • ж)    иные не работающие по трудовому договору и не указанные в подпунктах «а»–«е» настоящего пункта граждане, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.

Поскольку государственные гражданские служащие не осуществляют деятельности по трудовому договору и в настоящее время не являются лицами, приравненными к военнослужащим в организации оказания медицинской помощи, при формальном подходе их можно отнести к неработающим гражданам в системе обязательного медицинского страхования. Этот выход сам по себе противоречив, так как государственные гражданские служащие реализуют свое право на труд посредством государственной службы. Кроме этого, в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»6 сказано, что занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу ( службу ).

Единственным видом обязательного социального страхования, где в соответствующем законе гражданские служащие прямо названы в качестве застрахованных лиц, является страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что правовой статус государственных гражданских служащих в системе обязательного социального страхования в законодательстве установлен крайне непоследовательно.

Отсутствие норм, закрепляющих, что гражданские служащие являются застрахованными лицами, также влечет вопрос о том, на каком основании представители нанимателя уплачивают страховые взносы за данную категорию граждан. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхо-вания»7 плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Объект обложения страховыми взносами определяется двумя способами:

Сложным по числу отсылочных норм является и установление права гражданских служащих на страхование от профессиональных рисков. Еще раз подчеркнем, что прямо это правомочие не закреплено ни в законе о данном виде страхования, ни в Законе о государственной гражданской службе. При этом в Законе о государственной гражданской службе содержится положение, согласно которому федеральные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом. Следовательно, возможно субсидиарное применение норм Трудового кодекса РФ, который устанав- ливает право работников на гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании. Виды, объемы и условия указанных гарантий и компенсаций определяются федеральным законом.

Подводя итог, следует особо отметить, что правовой статус государственных гражданских служащих в системе обязательного социального страхования нуждается в конкретизации. Последняя возможна двумя способами: либо путем исключения норм о правах го- сударственных гражданских служащих на обязательное социальное страхование при условии последовательного урегулирования вопросов их социального обеспечения в специальном законе, либо путем распространения на гражданских служащих прав застрахованных лиц на общих условиях. При этом следует учитывать, что дифференциация правового регулирования социального обеспечения будет являться обоснованной при наличии достаточных к тому оснований.

Список литературы Правовой статус государственных гражданских служащих в системе обязательного социального страхования

  • Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29, ст. 3686.
  • Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: монография. Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. С. 167.
  • Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51, ст. 4832.
  • Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3803.
  • Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 17, ст. 1915.
  • Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 30, ст. 3738.
Статья научная