Правовой статус стажера адвоката и помощника
Автор: Красавин И.В.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 5 (35), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрена правовая регламентация институтов стажера и помощника адвоката в Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ основных положений, характеризующий правовой статус стажера и помощника адвоката в целях установления четких различий между этими лицами и выработки на этой основе предложений по совершенствованию положений действующего законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Исходя из анализа функциональных характеристик, прав и обязанностей лиц, содействующих правозащитной деятельности, предлагаются авторские дефиниции категорий «стажер адвоката» и «помощник адвоката».
Адвокатская деятельность, адвокат, стажер адвоката, помощник адвоката
Короткий адрес: https://sciup.org/140273301
IDR: 140273301
Текст научной статьи Правовой статус стажера адвоката и помощника
Институты помощника и стажера адвоката являются значимыми звеньями в структуре отечественной адвокатуры, поскольку стажеры и помощники адвоката не только содействуют осуществлению адвокатской деятельности, но и представляют собой кадровый резерв адвокатуры.
Значение рассматриваемых институтов как структурных элементов адвокатской деятельности современной правозащитной деятельности состоит в том, что эти лица:
-
- оказывают практическое содействие адвокатам в осуществлении ими деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи;
-
- составляют основной и наиболее подготовленный к осуществлению самостоятельной адвокатской деятельности кадровый резерв;
-
- способствуют накоплению и передаче теоретических знаний, практического опыта осуществления правозащитной деятельности, этических правил поведения и традиций адвокатуры от предыдущих поколений адвокатов к последующим;
-
- фактически выступают самостоятельными структурными элементами системы оказания квалифицированной юридической помощи, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и актами органов адвокатского самоуправления.
На сегодняшний день правовой статус стажера и помощника адвоката закреплены, прежде всего, Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ1.
Проблемы правовой регламентации статуса лиц, содействующих осуществлению адвокатской деятельности, издавна интересуют представителей юридического сообщества, даже современные научные представления о них и модернизированная законодательная база в совокупности с широким спектром актов отечественных адвокатских палат, не далеко ушли от ситуации, существовавшей после судебной реформы 1864 г.
Анализ нормативных актов Российской Федерации, актов Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и иных органов адвокатского самоуправления, а также материалов научных исследований показывает, что, несмотря на относительно длительный период действия Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и наличие широкого массива актов органов адвокатского самоуправления, до сих пор не выработаны единые подходы к дефинициям «стажер адвоката» и «помощник адвоката», четко не определены функциональное назначение, права и обязанности этих лиц, не обоснованы критерии, позволяющие отграничить стажера и помощника адвоката друг от друга, а также от иных лиц, содействующих осуществлению адвокатской деятельности.
Рассмотрим понятия «стажер адвоката» и «помощник адвоката», обозначим их основные отличия.
В словаре С. И. Ожегова2 термином «стажер» обозначается лицо, которое проходит стажировку. Под термином «стаж» понимается срок, в течение которого вновь поступившие работают для приобретения опыта в своей специальности, а также для общей оценки стажирующегося. Из этого следует вывод, что деятельность стажера адвоката осуществляется в целях приобретения стажером опыта работы по специальности адвоката. Таким образом, цель стажерства – это подготовка эталонного юриста, будущего адвоката.
А.Н. Чашин приводит следующее определение характеристики стажера адвоката – «это лицо, проходящее испытательный стаж в адвокатском образовании»3.
Р.Г. Мельниченко в основу сформулированного им определения закладывает целевой признак деятельности стажера адвоката и отмечает, что стажер адвоката – «это работник адвокатского образования, основная цель которого – получение навыков адвокатской профессии»4.
Еще в одном, сформулированном в учебной литературе определении, перечисляется большее количество признаков стажера, но все же не все из них: «Стажер адвоката – лицо, имеющее высшее юридическое образование, работающее по трудовому договору в одном из адвокатских образований под руководством адвоката и претендующее на приобретение статуса адвоката»5.
Прохождение стажировки у адвоката является формой подготовки к получению стажером статуса адвоката, приобретения профессиональных знаний и навыков.
Согласно предъявляемым в п.1 ст. 28 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» требованиям к стажеру адвоката, он должен обладать высшим юридически образованием, полученным в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. При этом, претендент на статус стажера адвоката, исходя из положений п.1 ст. 28 и п. 2 ст. 9 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», не должен являться недееспособным или ограниченно дееспособным, а также не должен иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
Детальная регламентация института стажировки раскрывается в положениях, утверждаемых адвокатскими палатами субъектов Федерации, для которых важной основой выступает Примерное положение «О стажере адвоката и порядке прохождения стажировки», утвержденное Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 25 августа 2003 г. (протокол № 3). Следует отметить, что в Примерном положении о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки (п.3, п.10) фактически продублированы нормы п.1 ст. 28 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ ограничивает сферу деятельности стажера адвоката, установив, что стажер «не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью» и «осуществляет свою деятельность под руководством адвоката, выполняя его отдельные поручения» (ч. 2 ст. 28). При этом законодатель не ограничил круг «отдельных поручений» на осуществление адвокатской деятельности, которые может дать адвокат своему стажеру. Поэтому можно утверждать, что адвокат вправе поручить стажеру выполнить любой из видов юридической помощи, перечисленных в ч. 2 ст. 2 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Никаких изъятий из этого перечня, которыми был бы не вправе заниматься стажер под руководством адвоката, Закон об адвокатуре не содержит.
В научной литературе также отмечается, что стажером адвоката могут выполняться отдельные части поручения технического характера, если они не требуют применения юридических познаний (например, подать исковое заявление в канцелярию суда, скопировать материалы дела и т. п.).
Стажер получает разнообразные сведения, на которые распространяется режим адвокатской тайны. У стажера могут находиться материалы дела, тексты жалоб, иные документы или сведения, в том числе персональные данные. Так или иначе, стажер видит людей, которые обращаются за оказанием юридической помощи, что тоже, в свою очередь, является адвокатской тайной. Поэтому частью 3 статьи 28 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» предусмотрено, что стажер адвоката обязан хранить адвокатскую тайну. Однако это не означает, что предусмотренная обязанность дает гарантии, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 8 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Адвокат может также иметь помощников из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование не ниже первого (бакалаврского) уровня. Помощник адвоката работает на основании трудового договора (контракта), заключенного с адвокатом, который осуществляет деятельность индивидуально, адвокатским бюро, адвокатским объединением, с соблюдением требований настоящего Закона и законодательства о труде6.
Помощник адвоката выполняет поручения адвоката по делам, находящимся в производстве адвоката. Представлять клиента в судебных заседаниях и участвовать в следственных действиях помощник адвоката вправе только с адвокатом. Помощник адвоката обязан хранить адвокатскую тайну и соблюдать правила адвокатской этики. Ответственность за нарушение помощником адвоката адвокатской тайны и Правил адвокатской этики несет адвокат. Помощнику адвоката запрещается совмещать работу у адвоката с деятельностью, несовместимой с адвокатским делом.
Проанализировав нормы ст. 27 и 28 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и положения Гражданского кодекса7 о представительстве можно провести сравнительный анализ основных положений, характеризующий правовой статус стажера и помощника адвоката, а также представителя.
Анализ данных правовых норм позволяет отметить, что основные отличия стажера адвоката от помощника адвоката состоят в следующем:
-
– требования к уровню образования;
-
– срок работы в соответствующем качестве;
-
– функциональное назначение деятельности.
Таким образом, можно обнаружить, что правомочия, которыми наделяет закон представителя значительно шире. Складывается абсурдная ситуация, в которой любой человек, у которого вообще может и не быть никакого образования и даже представления о юриспруденции может быть представителем в суде. Между тем, правомочия стажера или помощника в этой связи сильно ограничены.
На приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности не вправе претендовать лица, в установленном порядке признанные недееспособными или ограниченно дееспособными и имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Здесь следует обратить внимание на не совсем удачное изложение указанного положения Закона. Оно не буквально и, следовательно, не конкретно ограничивает допуск к работе по перечисленным признакам лиц, претендующих на должность помощника адвоката, а расширительно приравнивает их к иной социальной группе, не относящейся к разряду работников. Дело в том, что лицо, претендующее на статус помощника адвоката, может и не планировать получение статуса адвоката как особого публичного лица, относящегося к профессиональной категории либеральных исполнителей услуг.
Тем не менее, претендент на должность помощника адвоката априори приравнен к статусу адвоката по ограничительным признакам допуска к работе именно этой категории исполнителей социальных услуг. По нашему мнению, в Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» логичнее было бы указать эти ограничительные условия приема на работу непосредственно в статьях, посвященных как помощнику, так и стажеру адвоката: помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью (п. 2); помощник адвоката обязан хранить адвокатскую тайну (п. 3).
Здесь также присутствует норма, без объективных причин приравнивающая статус помощника адвоката к статусу адвоката без наделения его иммунитетом последнего: помощник адвоката принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием, а в случае, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете, - с адвокатом, которые являются по отношению к данному лицу работодателями8.
Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» не обязывает ни адвоката, ни адвокатское образование в любой форме его функционирования иметь помощников адвоката, т. е. допускает отказ от его помощи в случае ее предложения лицом, желающим получить такой статус. Но немотивированный отказ допустим только в том случае, если лицо, обратившееся в адвокатское образование, действовало не на основании публичной оферты работодателя о наличии вакансии помощника адвоката, а на свое субъективное усмотрение и риск.
Причем Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» не связывает право иметь помощника с наличием у адвоката какого-либо минимального профессионального стажа (в отличие от права адвоката иметь стажера). Таким образом, согласно буквальному толкованию Закона, иметь или не иметь помощника, решает каждый адвокат индивидуально и без посреднического участия адвокатского образования, в котором он состоит. Однако в своих рекомендациях, Федеральная палата адвокатов России (ФПА РФ) не придерживается этого правила.
Самым неопределенным и проблемным вопросом для правового статуса стажера адвоката или же помощника является вопрос о гарантиях, закрепленных, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом (УПК РФ)9.
Вопрос участия стажера адвоката в уголовном деле определен несколькими принципиальными моментами:
-
1) согласно Определению Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2003 г. № 447-О10, часть первая ст. 45 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по ее конституционно-правовому смыслу не исключает, что представителем потерпевшего и гражданского истца в уголовном процессе могут быть иные - помимо адвокатов - лица, в том числе близкие родственники, о допуске которых ходатайствует потерпевший или гражданский истец;
-
2) стажер адвоката может быть допущен к участию в уголовном деле в качестве защитника наряду с адвокатом, если об этом ходатайствует обвиняемый (ч. 2 ст. 49 УПК РФ);
-
3) в производстве у мирового судьи стажер адвоката может самостоятельно защищать обвиняемого (ч. 3 ст. 49 УПК);
-
4) стажер может в интересах заявителя подавать жалобы и участвовать в их рассмотрении в судебном заседании в порядке ст. 125 УПК (на основании доверенности, выданной заявителем жалобы).
Более того, если можно эти гарантии расширительным толкованием распространить на стажера в рамках Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», то применить положения УПК к стажеру или помощнику невозможно в силу отсутствия таких участников уголовного судопроизводства как таковых.
Решение этих проблем, по нашему мнению, видится в расширении статуса стажера. Поскольку институт стажера адвоката не является исключительно корпоративным, необходимо ввести в процессуальные кодексы данную фигуру. Во-первых, не нужно будет оформлять дополнительными доверенностями элементарные технические функции. Во-вторых, необходимо, чтобы процессуальные гарантии распространялись на стажера адвоката так же, как и на самого адвоката.
В целях недопущения разночтений по вопросу о максимально возможном сроке стажировки в положениях Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» следует четко обозначить, кем и каким образом определяется срок стажировки, а также то, от каких обстоятельств он зависит.
На основании вышеизложенного, сформулируем авторские понятия «стажер адвоката» и «помощник адвоката».
«Помощник адвоката» - лицо, содействующее осуществлению профессиональной деятельности адвоката и выполняющее его отдельные поручения юридического характера с соблюдением специальных требований, вытекающих из Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», Кодекса профессиональной этики адвоката, актов ФПА РФ, иных органов адвокатского самоуправления и адвокатского образования.
«Стажер адвоката» - это лицо, проходящее производственное и теоретическое обучение под руководством адвоката в целях получения профессионального опыта, необходимого для самостоятельного осуществления адвокатской деятельности, с соблюдением специальных требований, вытекающих из Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодекса профессиональной этики адвоката, актов Федеральной палаты адвокатов
Российской Федерации, иных органов адвокатского самоуправления и адвокатского образования.
Представляется, что требуется нормативное закрепление соответствующих определений в тексте Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Список литературы Правовой статус стажера адвоката и помощника
- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 10.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №23. - Ст. 2102.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений. - М.: Оникс, 2017.
- Чашин А.Н. Стратегия и тактика адвокатской деятельности. М.: Дело и Сервис, 2016. - С. 133.
- Мельниченко Р. Г. Адвокатура: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Интра, 2017. - С. 274.
- Адвокат: навыки профессионального мастерства / Под ред. Л. А. Воскобитовой, И. Н. Лукьяновой. - М.: Волтерс Клувер, 2016. - С. 306.
- Грудцына Л.Ю. Оформление трудовых отношений с помощником и стажером адвоката: ученический или срочный трудовой договор // Российская юстиция. - 2015. - № 10. - С.12.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 10.04.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
- Миханова О.В. Адвокатом - только через стажировку! // Вестник адвокатской палаты Республики Башкортостан. - 2013. - № 2 (31). - С. 42.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (ред. от 10.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4921.
- Определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2003 г. №447-О «По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки Г.М. Ситяевой частью первой статьи 45 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1253395