Правовые аспекты государственного регулирования деятельности иностранных агентов в России на современном этапе

Автор: Мачинский В.М., Мачинский А.В.

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Юриспруденция

Статья в выпуске: 1 (49), 2024 года.

Бесплатный доступ

В работе исследуются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность иностранных агентов в современной России. Рассматривается понятие «иностранный агент» и их виды. Проводится анализ деятельности иностранных агентов. Исследуется практика применения соответствующего законодательства в Российской Федерации, в том числе и судебная. Затрагиваются наиболее актуальные проблемные вопросы применения законодательства, регулирующего деятельность иностранных агентов. Освещается деятельность иностранных агентов в зарубежных странах.

Иностранный агент, реестр иностранных агентов, правовое регулирование деятельности иноагентов

Короткий адрес: https://sciup.org/14133097

IDR: 14133097

Текст научной статьи Правовые аспекты государственного регулирования деятельности иностранных агентов в России на современном этапе

В современной России формируется практика регулирования деятельности института иностранных агентов со стороны государственных органов. В Федеральном законе РФ «О некоммерческих организациях» упоминался термин «иностранный агент», а также содержались положения о государственной регистрации юридических лиц, выполняющих функции иностранного агента (п. 6 ст. 2, п. 10 ст. 13.1) [1].

В п. 6 ст. 2 этого Федерального закона раскрывалось понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Это организация, которая получает денежные средства и другое имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и

(или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и другое имущество от перечисленных источников (кроме открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ. В настоящее время данные пункты признаны утратившими силу.

В дальнейшем с 2019 года к иностранным агентам стали относить не только юридических, но и физических лиц. Вплоть до 2022 года правовое регулирование деятельности иностранных агентов обладало фрагментарным характером, осуществлялось различными нормативно-правовыми актами и не содержало единого и эффективного порядка регулирования.

На современном этапе государственное регулирование деятельности иностранных агентов осуществляется с помощью Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» [2]. Данный акт выступает одним из ключевых и основных, так как раскрывает определение понятия «иностранный агент» (п. 2 ст. 1).

Иностранный агент — это лицо, которое получает поддержку и (или) находится под иностранным влиянием в других формах и осуществляет деятельность, виды которой установлены в ст. 4 этого Федерального закона РФ.

Также немаловажными источниками считаются Закон РФ «О средствах массовой информации» (ст. 6) [3], Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением законодательства РФ об иностранных агентах» [4], Приказ Минюста России от 29.11.2022 № 307 «Об утверждении Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Порядка принятия решения об исключении физического лица, впервые включенного в реестр иностранных агентов, из реестра иностранных агентов, формы заявления иностранного агента об исключении из реестра иностранных агентов» [5], Приказ ФСБ России «Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ» [6] и другие.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» к иностранным агентам отнесены:

  • —    российское или иностранное юридическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы;

  • —    общественное объединение, которое действует без образования юридического лица;

  • —    иное объединение лиц;

  • —    иностранная структура без образования юридического лица;

  • —    физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового.

Как считает большая часть исследователей, принятые изменения законодательства повышают эффективность деятельности по пресечению иностранного воздействия на российские внутриполитические дела с учетом существующей ситуации обеспечения безопасности и независимости суверенитета России [7].

Регистрация иностранных агентов осуществляется в реестре Министерства юстиции РФ в соответствии с вышеупомянутым Приказом Минюста России от 29.11.2022 № 307. На февраль 2024 года в реестре иностранных агентов, размещенном на официальном сайте Министерства юстиции РФ, зарегистрированными значатся 764 субъекта, из которых 569 действующих. Для сравнения: на эту же дату в 2023 году на учет было взято 218 иностранных агентов [8]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» подтверждает свою значимость и эффективность.

В России правом постановки вопроса о признании лица иностранным агентом обладает Министерство юстиции РФ и его территориальные органы при взаимодействии с другими публичными органами власти, организациями различных форм собственности и их должностными лицами. Так, например, в Ростовской области эту функцию осуществляет Главное управление Министерства юстиции России по Ростовской области. Указанными органами также осуществляется контроль за деятельностью иностранных агентов. Данное положение определено в ст. 7, п. 1 ст. 10 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и п. 6 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением законодательства РФ об иностранных агентах».

Порядок признания лица иностранным агентом заключается в последовательности установленных действий. Лицо, которое намерено действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своей деятельности направить заявление о включении его в реестр иностранных агентов. Решение о признании лица иностранным агентом принимается в течение 10 дней. В случае, если Министерство юстиции РФ и другие уполномо- ченные органы выявили лицо, действующее в качестве иностранного агента и не направившее соответствующее заявление, уполномоченный орган может самостоятельно принять решение о включении лица в реестр иностранных агентов в течение 10 дней после выявления. При этом такое лицо подлежит уведомлению со стороны уполномоченных органов в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения.

После признания лица иностранным агентом на основании ст. 11 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» устанавливается ряд ограничений, обусловленных его статусом. К ним относятся:

  • —    невозможность физического лица назначаться на должности органов публичной власти и являться членом избирательной комиссии;

  • —    отказ в допуске к государственной тайне;

  • —    запрет на организацию публичного мероприятия;

  • —    запрет на осуществление просветительской и педагогической деятельности;

  • —    запрет на перечисление и получение денежных средств;

  • —    запрет на производство информационной продукции для несовершеннолетних;

  • —    запрет на получение государственной финансовой и другой имущественной поддержки;

  • —    иные виды ограничений и запретов.

Из последних 20.02.2024 Государственная Дума РФ приняла дополнение в вышеупомянутый Закон о запрете размещения рекламы на информационных ресурсах ино-агентов.

Контроль за деятельностью иностранных агентов, как уже было сказано ранее, осуществляется со стороны Министерства юстиции РФ посредством проведения плановых и внеплановых проверок, порядок которых определен в ст. 10 Федерального закона.

Нарушение иностранными агентами соответствующего законодательства влечет за собой определенные виды ответственности. Согласно ст. 12 этого Федерального закона она может быть административной, уголовной и иной.

Административная ответственность может наступать за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 42 ст. 19.5 и ст. 19.34 КоАП РФ — нарушение порядка деятельности иностранного агента [9]. Стоит отметить, что данная норма включает в себя большое количество действий (бездействий) и устанавливает наказание в виде штрафа (например, для физических лиц максимальный размер составляет до 50 тыс. руб., для юридических — до 500 тыс. руб.). Применение в отношении лиц ст. 19.34 КоАП РФ подтверждается судебной практикой (Постановление № 5-51/2022ПО от 24.02.2022 Ленинского районного суда г. Иванова [10]).

Уголовная ответственность за нарушение законодательства, регулирующего деятельность иностранных агентов, предусмотрена в ст. 330.1 УК РФ, а именно за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством РФ об иностранных агентах [11]. На современном этапе судебная практика в отношении применения ст. 330.1 УК РФ не сформирована.

Исключение из реестра иностранных агентов возможно способами, закрепленными в ст. 8 этого Федерального закона: из-за прекращения деятельности, например, юридического лица посредством его ликвидации или деятельности общественного объединения, смерти физического лица. В ситуациях, когда лицо не согласно с включением его в реестр иностранных агентов, применяется процедура обжалования.

На практике существует три способа обжалования решений о включении в реестр иностранных агентов:

  • —    В Министерстве юстиции РФ. В большинстве случаев решение о признании лица иностранным агентом принимается в ходе проведения проверки регионалами управлениями Министерства юстиции РФ. В подобной ситуации оспаривание осуществляется с помощью подачи жалобы как по почте, так и в электронном виде в вышестоящий орган, которым является Министерство юстиции РФ.

При обжаловании в Министерстве юстиции РФ проверяется правомерность и законность действий регионального управления, а именно соблюдение процедуры и наличие оснований для признания лица в качестве иностранного агента. При подтверждении доводов заявителей незаконные решения отменяются.

Так, в сентябре 2022 года был исключен из реестра благотворительный фонд «Гуманитарное действие». В июле 2023 года Министерство юстиции РФ исключило из перечня внесенную в реестр организацию «Евразийская антимонопольная ассоциация» [12].

— В органах прокуратуры. Основная задача органов прокуратуры заключается в осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан [13]. Именно поэтому в функции прокуроров входит надзор за исполнением законов Министерством юстиции РФ и его управлениями на местах. Прокурор может проверить мотивированность и законность решения о признании лица иностранным агентом после направления жалобы в бумажном или электронном виде в Генеральную прокуратуру РФ. При этом со стороны Генеральной прокуратуры РФ может быть подан административный иск для проверки наличия или отсутствия деятельности лица как иностранного агента. Примером может выступать Решение Верховного Суда РФ от 28.12.2021 по делу № АКПИ21-969 [14]. В ходе рассмотрения административного иска было установлено, что Министерством юстиции РФ по требованию Генеральной прокуратуры РФ была проведена проверка Общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» на предмет наличия признаков деятельности как иностранного агента.

— В судебном органе. Исследуемая категория дел подведомственна судам общей юрисдикции (районным судам). Для обжалования в суде иностранному агенту необходимо подготовить исковое заявление с подробным аргументированием, по каким основаниям решение о признании его иностранным агентом противоречит действующему законодательству. Так, решением Советского районного суда г. Владивостока от 18.07.2023 по делу № М-1642/2023 отменено решение Минюста РФ о включении бывшего журналиста дальневосточного портала VL.ru Даниила Губарева в реестр иностранных агентов [15].

Стоит отметить, что практика осуществления государственного контроля за деятельностью иностранных агентов применяется и в других странах. Например, в США аналогичный закон действует с 1938 года, в Индии за нарушение национального законодательства иностранных агентов могут привлечь к административной и уголовной ответственности, к деятельности правительственных некоммерческих организаций предъявляются жесткие требования. Законодательная база о регулировании деятельности иностранных агентов имеется и в таких странах, как Великобритания, Израиль, Азербайджан и Республика Беларусь [16].

Учитывая актуальность применения законодательства, регулирующего деятельность иностранных агентов, некоторыми правоведами и юристами выделяются определенные проблемные вопросы: отсутствует исчерпывающий перечень форм иностранного влияния, в законодательстве не отражается целевой характер денежных средств, используемых иноагентами, надлежащим образом не раскрыта категория «политическая деятельность» иноагентов и ее формы [17].

Таким образом, правовые аспекты регулирования деятельности иностранных агентов в современной России обладают комплексным характером. Каждый нормативно-правовой акт имеет важное значение, так как только в совокупности определения всех обстоятельств существует возможность исключения ошибок в процессе присвоения лицу статуса иностранного агента. Особое место в иерархии законодательных актов, регулирующих обсуждаемую проблему, занимает Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В научной среде существует множество дискуссий между юристами и политологами о возможных проблемных вопросах. Они актуальны, так как на практике в данном направлении продолжает формироваться и вырабатываться единый алгоритм действий, позволяющий минимизировать ошибки, допускаемые уполномоченными контролирующими органами государства, на которые болезненно реагируют правозащитные организации, особенно международные.

Статья научная