Правовые основы финансового обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции, проходивших службу в Сибири и на Дальнем Востоке Российской империи

Автор: Якушев Вадим Александрович

Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd

Рубрика: Исторический экскурс

Статья в выпуске: 2, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140195852

IDR: 140195852

Текст статьи Правовые основы финансового обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции, проходивших службу в Сибири и на Дальнем Востоке Российской империи

В этой области накоплен достаточный опыт, представляющий значительный интерес для решения аналогичных задач в современных условиях.

Целенаправленная работа государственной власти в Российской империи сводилась к следующему:

  • -    во-первых, для дифференцированного, отражающего особенности природно-климатических условий регионов обеспечения служащих полиции материальными средствами в 1842 г. все губернии Российской империи были разделены на несколько категорий;

  • -    во-вторых, было увеличено денежное содержание сотрудникам полиции в Сибири и на Дальнем Востоке (курсив наш. – В.Я. );

  • -    в-третьих, введение в действие закона «Об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях» (12 августа 1886 г.) позволило улучшить финансовое положение и уровень социальной защиты полицейских.

Для успешного освоения территорий Сибири и Дальнего Востока требовалось привлечение квалифицированных специалистов, способных решать многие задачи, в частности обеспечить внутреннюю безопасность государства, работая в полиции. В 1815 г. Сенат издал Указ о «безвозмездном» пособии лицам, назначаемым в Сибирь для дальнейшего прохождения службы, в размере одного годового оклада.

Развитие процессов колонизации восточной части Российской империи требовало оперативного реагирования и удовлетворения возрастающих потребностей сотрудников полиции, поэтому в 1822 г. было принято решение о выплатах «пенсионной прибавки» за выслугу лет. Сотрудник полиции, проходивший службу в Сибири не менее 10 лет, наряду с получаемым жалованьем наделялся «пенсионной прибавкой» в размере 1/3 от получаемого жалованья. После двадцати лет службы в Сибири размер «пенсионной прибавки» устанавливался в половинном размере от получаемого жалованья. За тридцатилетний период службы в Сибири полагалась выплата пенсии, равной получаемому жалованью.

Указом от 30 марта 1832 г. вводились новые «правила службы в Сибири», которые регламентировали возможность как приема на государственную службу, так и всю процедуру прохождения службы в Сибири.

В целях привлечения профессиональных кадров на службу в полицию 26 мая 1835 г. был введен специальный «учет времени службы» до назначения на должность в Сибирь, исчислявшийся 7 лет за 5 лет выслуги. Для определенной корректировки с 10 до 15 лет был поднят нижний срок выслуги лет для получения «пенсионных выплат». Выплата пенсий устанавливалась в отношении лиц, подлежащих «окончательному увольнению со службы».

Все это позволило стабилизировать кадровую ситуацию в полиции, улучшить положение как с раскрытием преступлений, так и с их предупреждением.

В связи с тем, что Сибирь всегда являлась местом ссылки и каторги как политических заключенных, так и лиц, осужденных за общеуголовные преступления, для укрепления полиции в 1886 г. было принято решение о дополнительном введении штатных единиц в городские полицейские управления,1 которым внесены изменения в высочайше учрежденные 12 июня 1867 г. штаты полицейских управлений в Сибири.2

Не оставались без внимания и размеры дополнительного (за выслугу лет) жалованья сотрудников полиции. Полицейские, имевшие выслугу 10 лет, могли рассчитывать на 1/4 часть оклада, получаемого по месту службы. При выслуге 15 лет жалованье равнялось половине оклада. При выслуге 20 лет размер составлял 3/4 оклада. При наличии выслуги 25 лет полицейский получал «полный оклад».

Принятый в 1886 г. закон о преимуществах гражданской службы в некоторых местностях Российской империи3 позволил увеличить жалованье старшим и младшим городовым в губернских и уездных городах Сибири. В губернских городах размер жалованья устанавливался следующим образом: старшим городовым — 300 рублей в год, младшим

Исторический экскурс

— в 240 рублей в год, а в уездных городах младшим городовым выплачивали жалованье в 180 рублей в год.4 Следует заметить, что размер жалованья прямо зависел от должности, образования и уровня полицейского учреждения. Чем выше уровень полицейского учреждения, тем выше жалованье получал сотрудник полиции.

Так, в уездной полицейской страже за нахождение в должности старшего стражника полагались добавочные 60 рублей, а стражники получали дополнительно по 100 рублей.5

Чины уездной полиции за мероприятия по розыску лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, вне пределов своего участка получали вознаграждение только в тех случаях, когда они не пользовались обывательскими лошадьми, разъездными деньгами, а получили при этом особую командировку от непосредственного руководства.

Когда сотрудник полиции оказывался под следствием или же был предан суду, ему выплачивалась половина жалованья за счет средств государственного казначейства.

По общему правилу в случае получения ранения сотрудником полиции или повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей получение пособий зависело от МВД. Ходатайства в получении таких пособий исходили от руководства.

Дополнительным, особым вознаграждением сотрудников полиции являлось вознаграждение в порядке, определяемом ст.63 Учреждения Судебных установлений: «...где при мировых съездах не будет особых судебных приставов, их обязанности возлагаются на чинов местной полиции»6. Вместе с тем на территории Сибири не осуществлялся принцип разделения судебной и административной власти: начальники полиции выполняли обязанности мировых судей, судебных следователей и даже нотариусов.

В отдаленных местностях, в том числе и в Сибири, отпуск составлял 28 календар- ных дней. Разрешались и более длительные отпуска при условии осуществления вычетов дополнительных дней из срока действительной выслуги лет.

Однако в соответствии с Положением о Сибирском комитете, утвержденным Александром II 21 апреля 1863 г., размеры отпуска были увеличены до двух месяцев. При наличии уважительных причин срок отпуска мог быть продлен до 4-х месяцев с сохранением жалованья.

Значительное улучшение материального обеспечения государственных служащих в Сибири произошло в период правления Александра III. Так, в 1886 г. были приняты Правила «Об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях»7. Особые преимущества составляли: 1) прогонные деньги в усиленном размере; 2) пособие на подъем и обзаведение; 3) прибавки к жалованью; 4) пособия за выслугу десятилетий; 5) пособия на воспитание детей; 6) отпуска на льготных основаниях; 7) пенсионные преимущества; 8) единовременные пособия семьям в случае смерти кормильца в период службы.

Помимо названных преимуществ, сотрудники полиции, проходившие службу, например, в Приамурском генерал-губернаторстве, через каждые 10 лет пользовались правом на получение единовременного пособия в размере полуторных прогонных средств.

Медицинским обеспечением полицейских в местностях, на которые распространялись правила об особых преимуществах, согласно Уставу об общественном призрении,8 занимались больничные учреждения, а там где их не было, — военно-сухопутные и морские госпитали.9

Пенсии чинам полиции назначались и выплачивались за счет средств государственного казначейства.10 При назначении пенсий учитывалось: представлялся ли увольняемый к зачислению в запас армии; представлялся ли увольняемый в отставку. В отставку зачислялись полицейские, совершившие какие-либо проступки (распутное поведение, пьянство и т.п.).

В соответствии с п.7 Высочайше утвержденного 5 мая 1903 г. мнения Государственного Совета нижние чины полиции и члены их семей лишались права на пособия и пенсии из Государственного казначейства, но, в виде исключения, в случае имеющихся заслуг, большого стажа работы в полиции или тяжелого материального положения пенсии и пособия назначались.

В связи с ростом числа нападений на полицейских, оттоком квалифицированных кадров из полиции правительству пришлось пересмотреть существующие законы.

С 20 мая 1905 г. на основании высочайшего повеления пенсии чинам полиции, ставшим жертвами покушения, начали назначаться Министерством внутренних дел Российской империи исключительно из средств государственного казначейства.

В соответствии с законом от 18 марта 1909 г. сотрудникам полиции, пострадавшим от «преступных деяний, совершенных с политической целью, а также членам семей в случае гибели сотрудника полиции» выплачивались пенсии и пособия. Данный закон вступал в силу в отношении погибших и пострадавших полицейских с 1 января 1905 г. включительно (хотя закон был подписан 18 марта 1909 г.)11. До принятия данного закона вопросы пенсионного обеспече- ния регулировались императорским Указом от 20 мая 1905 г.

Анализируя ситуацию по финансовому обеспечению и социальной защите чинов полиции в Сибири и на Дальнем Востоке Российской империи, можем констатировать, что сокращения объема льгот, гарантий и компенсаций не отмечалось. Правительством Российской империи по мере возможности наращивалось финансовое обеспечение, а также усиливалась социальная защита полицейских, что способствовало доверию сотрудников полиции к Правительству и служило в дальнейшем стимулом, который проявился в периоды Февральской и Октябрьской революций, когда на защиту режима встали в основном сотрудники полиции.

Список литературы Правовые основы финансового обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции, проходивших службу в Сибири и на Дальнем Востоке Российской империи

  • СУ РИ. -1886. -№58. -С.1169-1170.
  • СУ РИ. -1867. -№59. -С.1158-1163.
  • СУ РИ. -1886. -№76. -С.1688-1708.
  • СУ РИ. -1892. -№82. -С.2083-2084.
  • Вестник полиции. -1910. -№11. -С.287.
  • Российское законодательство X-XX вв. -Т.VIII. -М., 1991. -С.39.
  • Устав об общественном призрении. -Ст.605.
  • Узаконения, распоряжения касающиеся организации уездной полицейской стражи. -1906. -С.30.
  • Материалы, собранные для высочайше утвержденной комиссии о преобразовании губернских и уездных учреждений. -1871. -Ст.179. -С.474.
  • СУ РИ. -1909. -№50. -С.48.
Статья