Правовые символы как средства реализации принципов гражданского общества (на примере адвокатской деятельности России и стран СНГ)
Автор: Шарно Оксана Игоревна
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Теория и практика государственно-правового развития
Статья в выпуске: 2 (23), 2014 года.
Бесплатный доступ
Совершенствование применения принципов гражданского общества информационной России обусловлено выбором средств юридико-технического, прикладного характера, среди которых правовые символы как средства экономии правового воздействия на индивида, обеспечивающие эффективную правовую коммуникацию в условиях международной интеграции, становятся наиболее актуальными. Их использование в гражданском обществе распространено и направлено на демонстрацию значения действующих основополагающих начал. В качестве примера действенность правовых символов анализируется в рамках такого механизма, как адвокатура, обеспечивающего международную интеграцию профессиональной защиты и представительства, что подтверждается сравнительным исследованием его функционирования в межгосударственном аспекте на примере адвокатской деятельности стран СНГ. Следовательно, правовые символы обеспечивают реализацию руководящих принципов гражданского общества не только в конкретном государстве, но и на международном уровне. Поэтому их использование эффективно как в прикладном (техническом), так и в политико-правовом (правовое регулирование, правовая коммуникация) значении. Полученные результаты могут быть применены в практической юридической деятельности, а также в процессе организации профессионально ориентированного обучения студентов юридических факультетов.
Гражданское общество, принципы гражданского общества, правовые символы, адвокатура, снг, информационное государство и общество
Короткий адрес: https://sciup.org/14973601
IDR: 14973601
Текст научной статьи Правовые символы как средства реализации принципов гражданского общества (на примере адвокатской деятельности России и стран СНГ)
Модернизация общественных институтов направлена на защиту прав и свобод граждан, построение правового государства, становление гражданского общества. Основной закон России не содержит определения «гражданского общества», не исключая наличия конституционно-правовых основ его построения: экономической, политико-социальной [1], правовой. Вместе с тем гражданское общество – это юридическая конструкция, «выступающая аналогом правовой реальности...» [3, с. 115]. Данное определение не является устоявшимся, что объясняется значительно поздним, по сравнению с Европой и США (конец XX в.), утверждением в России основополагающих начал гражданского общества [18]: разделения властей, законодательного закрепления деятельности общественных объединений, политических партий, обеспечения свободы слова и СМИ, развития науки, культуры, об- разования граждан, равенства всех перед законом и судом, а также гарантированной защиты прав и свобод человека, экономической свободы, безопасности гражданского общества.
Формирование гражданского общества, реализация его принципов сопровождаются построением высокотехнологичного государства (e-government) и общества, что обеспечивается различными средствами, как инновационными (Интернет, мобильные карты, видеоконференцсвязь и т. п.), так и традиционными, к числу которых, на наш взгляд, следует отнести правовые символы – культурно-ценностные государственно-правовые юридико-технические (прикладные) средства, предназначенные для эффективности восприятия правового материала, приобретающие в зависимости от политико-правового смысла конкретные форму и содержание, используемые в определенном процедурном порядке и охраняемые государством . Правовой символ обеспечивает создание правовой коммуникации – процесса передачи правовой информации, к важнейшим свойствам которой традиционно относят упорядоченность, определенность, единство понимания [20, с. 41–44]. Учитывая, что кодирование информации достигается различными средствами – язык, текст, изображение, символы, последние широко используются как для разрешения задач правового воздействия (как способы передачи информации в условиях широкого применения информационных коммуникационных технологий гарантируют доступность правовой коммуникации), так и в качестве наглядных средств экономии правового воздействия, способствуя снятию информационного (текстового) перегруза.
Использование правовых символов в гражданском обществе распространено: принцип разделения властей демонстрируется отличительными флагами, знаками, форменной одеждой; правовые гарантии общественных объединений, политических партий, движений, обеспечение свободы слова и СМИ изображается такими символами, как Интернет, социальные сети; к символике избирательных прав относится избирательный бюллетень, «День выборов»; экономическая независимость изображается графическим символом рубля; принцип независимости суда, равенства всех перед законом демонстрируется ритуалом правосудия, судейской мантией, Фемидой; гарантированная защита прав и свобод человека объективно выражается через такой символ-механизм, как адвокатура. Последний приобретает значение инструмента, обеспечивающего международную интеграцию профессиональной защиты и представительства, что подтверждается наличием следующих условий.
Во-первых, наличием международных стандартов [2; 12; 16], инкорпорированных в национальное законодательство. Например, международные правила независимости адвокатуры закрепляются в законодательстве государств – стран СНГ следующим образом. В России и Армении адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти [5, ст. 3; 19, ст. 3]. Адвокатура Украины, являясь негосударственным самоуправным институтом, обеспечивает защиту, представительство, правовую помощь на профессиональной основе [10]. Аналогично независима адвокатура Азербайджанской Республики [4, ч. 1 ст. 1], Республики Беларусь [6, ст. 1], Республики Молдова [9, ч. 1 ст. 1; 19], Республики Казахстан [7, п. 1 ст. 1].
Во-вторых, в целях практической реализации принципов гражданского общества универсальность адвокатской деятельности обеспечивается созданием и деятельностью сообщества адвокатов на внутригосударственном и международном уровнях, а именно проведением межгосударственных конференций [16], созданием объединений и союзов (Международный союз (Содружество) адвокатов) [13].
Представленное на примере адвокатуры наглядно демонстрирует то, что символы гражданского общества обеспечивают реализацию руководящих принципов гражданского общества не только в конкретном государстве, но и на международном уровне. Таким образом, использование правовых символов в процессе реализации принципов гражданского общества эффективно как в прикладном (техническом), так и в политико-правовом (правовое регулирование, правовая коммуникация) значении, что обеспечивает в конечном итоге становление и развитие основ гражданского общества и в национальном, и в международном масштабах.
Список литературы Правовые символы как средства реализации принципов гражданского общества (на примере адвокатской деятельности России и стран СНГ)
- Выпряжкина, Ж. Н. Политико-правовая трансформация институтов гражданского общества в условиях глобализации: автореф. дис.... канд. юрид. наук/Ж. Н. Выпряжкина. -Ростов н/Д, 2005. -23 c.
- Генеральные принципы этики адвокатов международной ассоциации юристов. -Эдинбург, Шотландия, 1995//Документы Международной ассоциации юристов. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.fparf.ru/international/iba.htm. -Загл. с экрана.
- Давыдова, М. Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии/М. Л. Давыдова. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. -318 с.
- Закон Азербайджанской Республики «Об адвокатах и адвокатской деятельности» от 28 декабря 1999 г. № 783-IГ. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://newlibrary.humanrights house.org. -Загл. с экрана.
- Закон Республики Армения «Об адвокатуре» (ст. 3) от 13 января 2005 г. № HO-29. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=31180. -Загл. с экрана.
- Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 г. № 2406-XII. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://lawsby.narod.ru/2d392.html. -Загл. с экрана.
- Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 г. № 195-I: (с изм. на 21.06.2012). -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.pavlodar.com/zakon=all. -Загл. с экрана.
- Закон Республики Казахстан «О гарантированной государством юридической помощи» от 3 июля 2013 г. № 122-V ЗРК. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.pavlodar.com/zakon=all. -Загл. с экрана.
- Закон Республики Молдова «Об адвокатуре» от 19 июля 2002 г. № 1260-XV. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.lawmoldova.com/advocature-ru.txt. -Загл. с экрана.
- Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 5 июля 2012 г. № 5076-VI. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/5076-17. -Загл. с экрана.
- Кирдина, С. Г. «Гражданское общество»: уход от идеологемы/С. Г. Кирдина//СОЦИС (Социологические исследования). -2012. -№ 2. -С. 63-73.
- Общий кодекс правил для адвокатов стран европейского сообщества//Барщевский, М. Ю. Адвокатская этика/М. Ю. Барщевский. -Самара: Федоров, 1999. -С. 250-255.
- О Международном союзе (Содружестве) адвокатов. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: www.mcca.su. -Загл. с экрана.
- Основные положения о роли адвокатов. VIII Конгресс ООН по предупреждению преступлений. -Нью-Йорк, 1990 (август)//Документы Международной ассоциации юристов. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.fparf.ru/iba.htm. -Загл. с экрана.
- Пресс-релиз конференции «Свобода слова и ассоциаций: От теории к практике». -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://humanrightshouse.org/18744.html. -Загл. с экрана.
- Стандарты независимости юридической профессии международной ассоциации юристов. -Нью Йорк, 1990. -Сент. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.fparf.ru/international/iba.htm. -Загл. с экрана.
- Устав адвокатской профессии Союза адвокатов Республики Молдова от 8 мая 2011 г. № 54-57/302. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.coe.int/t/dghl/cooperation/Eastern_Partneship_ReportontheProfessionofLawyer_rus.pdf. -Загл. с экрана.
- Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством/под ред. Л. И. Якобсона. -М.: Вершина, 2008. -296 с.
- Федеральный закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ» от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. -2002. -10 июня. -№ 23. -Ст. 2102 (Ст. 3).
- Шарно, О. И. Классификационная модель правоприменительной символики/О. И. Шарно//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. -2013. -№ 3 (20). -С. 41-44.