Праздник Пасхи как социокультурный текст в рассказе "Фигура" Н. С. Лескова

Автор: Старыгина Наталья Николаевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 3 т.17, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье реализуется социокультурологический подход к изучению художественного произведения. В нем вычленяется текст, содержащий информацию для реконструкции читателем современного автору социокультурного пространства. Содержание рассказа «Фигура» Н. С. Лескова определяется социокультурным конфликтом, развивающимся в пасхальные дни, что противоречит характерной для Пасхи атмосфере радости, согласия и торжества веры. Данная ситуация позволяет писателю показать своеобразие социокультурных отношений в обществе. Пасха, как и другие религиозные праздники, выражает христианские культурные универсалии, архетипы и ценности, определяющие (хотя и не исчерпывающие) содержание «культурного ядра» общества. Одной из универсалий является идея прощения, воплощенная в тексте в мотиве прощения. Однако данная культурная доминанта противоречит центральным для армейской и дворянской субкультур идеям «офицерской чести» и «благородной гордости», обусловливающим поведение их представителей. Лесков показывает, что в результате конфликта главный герой, осуществляющий идею прощения в повседневной жизни, становится маргиналом, создающим собственную социальную нишу, ставшую прибежищем также для отщепенки Христи и ее незаконнорожденной дочери. Сформированная героями маргинальная группа становится хранителем базовых христианских ценностей («культурного ядра»), призванных объединять русское общество. Образ Фигуры - образ праведника. Все лесковские праведники, если говорить об их социальном статусе, являются маргиналами. Анализ социокультурного текста в рассказе «Фигура» дает возможность понять глубинные причины противоречивого отношения общества (социальных сословий и групп) к явлению праведничества, к праведнику как к человеку, реализующему в мирской жизни христианские заповеди и устремленному к Богу. Применение социокультурологического подхода к анализу художественного текста позволяет сделать вывод о масштабности авторской картины мира: даже в произведениях, сюжет которых основан на анекдоте или курьезном случае из жизни персонажа, писатель создает «условия» для их осмысления в социокультурном контексте.

Еще

Н. с. лесков, социокультурный текст, социокультурное пространство, социокультурный контекст, художественная реальность, мотив прощения, образ праведника

Короткий адрес: https://sciup.org/147226213

IDR: 147226213   |   DOI: 10.15393/j9.art.2019.6382

Список литературы Праздник Пасхи как социокультурный текст в рассказе "Фигура" Н. С. Лескова

  • Брянчанинов Игн., св. Аскетические опыты // Брянчанинов Игн., св. Полн. собр. творений: в 8 т. / сост. и общ. ред. А. Н. Стрижева. - Т. 1. - М.: Изд-во «Паломник», 2008. - 624 с.
  • Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем., сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - С. 602-643.
  • Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1995. - 288 с.
  • Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. - М.: Кругъ, 2004. - 560 с.
  • Захаров В. Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского: сборник научных трудов. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. - C. 37-50 (15.12.2018) (a)
  • Захаров В. Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. - Т. 3. - C. 249-262 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2403 (15.12.2018) (b)
  • Из истории русской культуры: [в 5 т.]. - М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1996. - Том V (XIX век). - 848 с.
  • Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. - М.: Изд-во ТОО «Рарогъ», 1993. - 448 с.
  • Ищенко Н. С. Социокультурное пространство как статическая характеристика социокультуры // Философско-культурологические исследования. - 2017. - № 2. Философская антропология, философия культуры. [Электронный ресурс]. - URL: http://fki.lgaki.info/2017/11/20/н-с- (дата обращения: 15.12.2018)
  • Комарова Л. И. Художественный текст как источник социокультурных концептов // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - Вып. 12 (80),- С. 294-299.
  • Кравченко А. И. Культурология: словарь. - М.: Изд-во «Академический проект», 2000. - 671 с.
  • Майоров А. П. Историко-этимологический аспект концепта ПРОЩЕНИЕ в русском языке // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - Новосибирск, 2012. - Т. 11. - Вып. 9. Филология. - С. 193-196.
  • Орлова Е. В. Социокультурное пространство: к определению понятия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2017. - С. 149-152.
  • Ремизова М. Н. Интерпретация понятия «социокультурное пространство» в классической социологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2012. - С. 158-162.
  • Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение: история, богослужение, традиции / науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Коло, 2014. - 112 с.
  • Старыгина Н. Н. Содержание, структура и поэтика сказовой ситуации в святочных рассказах Н. С. Лескова // Новое о Лескове: межвуз. сб. науч. тр. - Йошкар-Ола, 2006. - Вып. 2. - С. 43-59.
  • Старыгина Н. Н. Литературные универсалии как предмет изучения. Контекстология литературных универсалий // Литературные универсалии: теория и практика изучения художественного произведения: материалы итоговой научно-практической конференции. 20 марта 2009 года / отв. ред. Н. Н. Старыгина. - Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 2009. - С. 4-13.
  • Старыгина Н. Н. Структура и поэтика сказовой ситуации в цикле Н. С. Лескова «Праведники» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров, 2012. - Вып. 2. - Т. 1. - С. 93-97.
  • Храпова В. А. Текст как социокультурный код общества: дис. … д-ра филос. наук. - Волгоград, 2007. - 305 с.
  • Хализев В. Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - 398 с.
  • Чурилина Л. Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры: автореф. … д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - 39 с.
Еще
Статья научная