Праздник троицы у старожилов и южнорусских переселенцев Алтая в середине XX - начале XXI века
Автор: Аксенова Ирина Юрьевна
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Этнография народов Евразии
Статья в выпуске: 7 т.14, 2015 года.
Бесплатный доступ
Праздник Троицы в традиционной культуре и народной памяти русских людей является одним из наиболее значимых событий в календаре. В середине ХХ в. появилась альтернатива дня Троицы (Пятидесятницы) в виде так называемого праздника «Русской березки», основа которого была значительно скорректирована в ритуально-смысловом отношении. Изменилась структура события, ему был присвоен статус «культурно-массового мероприятия». Однако, несмотря на все «испытания» советской культурой и атеистической идеологией, праздник Троицы был и остается одним из главных в православном славянском календаре. Особое внимание в статье уделено выявлению рудиментов обрядовой стороны праздника в различных этнокультурных группах Алтая, включая потомков южнорусских переселенцев, а также процессам трансформации праздничной обрядности. Данное исследование особенно важно сегодня, при развитии феномена неотрадиционализма, когда мы наблюдаем активное обращение к собственным этнокультурным обычаям. Основой для написания работы послужили полевые исследования автора 2001-2014 гг.
Алтай, русское население, традиционный праздничный календарь, идентичность, переселенческая культура, современная культура села, неотрадиционализм
Короткий адрес: https://sciup.org/147219402
IDR: 147219402
Список литературы Праздник троицы у старожилов и южнорусских переселенцев Алтая в середине XX - начале XXI века
- Каргин А. С. К читателю // Традиционная культура, 2000. № 1. С. 3-4.
- Липинская В. А. Миграции русского населения и хозяйственное освоение юга Западной Сибири (предгорный и горный Алтай) в XVIII в. // Социально-демографические процессы в российской деревне (XVI - начало XX в.). Таллин: АН Эстонской ССР, 1986. Вып. 1. 288 с.
- Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. СПб.: Государственная типография, 1913. 293 с.
- Русские. М.: Наука, 1997. 830 с.
- Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. М.: Междунар. отношения, 2012. Т. 5: С (Сказка) - Я (Ящерица). 736 с.
- Соколовский С. В., Сорин-Чайков Н. В. Современность и смыслы традиционализма // ЭО. 1994. № 6. С. 160-163.
- Тульцева Л. А. Традиционные праздники народов России на рубеже столетий: введение в дискуссию // ЭО. 2011. № 4. С. 3-6.
- Фурсова Е. Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX - первая треть XX в.). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2003. Ч. 2. 268 с.
- Фурсова Е. Ф. Троицкая обрядность и массовые формы религиозного сознания русского населения Рудного Алтая (по полевым материалам 1980-2005 гг.) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы Годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2005 г. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2005. Т. 11, ч. 2. С. 182-187.
- Фурсова Е. Ф., Аксенова И. Ю. Традиции и новации в современной праздничной культуре: постановка проблемы // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 3: Археология и этнография. С. 292-298.
- Щеглова Т. К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке: устная история. Барнаул, 2008. 526 с.
- Якимова И. А. Взаимодействие общинных традиций старожилов и новоселов на Алтае (вторая половина XIX в.) // Этнография Алтая и сопредельных территорий. 1998. Вып. 3. С. 38-40.