Предания о калмыцком хане Дондуке-Омбо: исторические факты в фольклоре

Автор: Бакаева Эльза Петровна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии

Статья в выпуске: 2 (57), 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению образа реальной исторической личности - хана Дондука-Омбо - и событий времени его правления в калмыцких преданиях. Показана историческая основа предания, выявлены мотивы и элементы преданий, типичные для этого фольклорного жанра. Отмечается, что в преданиях о Дондуке-Омбо присутствуют мотивы, характерные для других калмыцких преданий и легенд: бегство матери с ребенком от противников, наветы мачехи-ханши, вверение чужеродцу святыни, ложная клятва [правителя перед ламой]. В текстах основной темой выступает тема расправы над сыном во имя передела наследства, ссылка сына во имя изменения очередности престолонаследия, его убийство. Прослеживаются темы хана-самозванца, ханши-мачехи, тема конфликта со старшим сыном и убийства сына по навету мачехи, тема святыни и лишения ее, тема изгнания мачехи с детьми. В рассмотренных фольклорных текстах встречаются мотивы, характерные и для других традиций. В преданиях о Дондуке-Омбо прослеживаются исторические факты: вторая жена хана Дондука-Омбо являлась кабардинской княжной и была активной сторонницей наследования престола их сыном; старший же сын хана от первого брака Галдан-Норбо после известия о решении хана передать власть другому сыну поднимал мятеж против отца, после провала которого был лишен своих улусов и заключен сначала в Царицыне, и затем в Казани, где закончил свой путь. Типизация образов и сюжетов в фольклорном тексте приводит к замене персонажей, использованию типичных эпизодов, мотивов, при введении которых допускаются отступления от точных исторических событий.

Еще

Фольклор, историческая основа, калмыцкие предания, образ хана дондука-омбо, галдан-норбо

Короткий адрес: https://sciup.org/149136595

IDR: 149136595   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00060

Список литературы Предания о калмыцком хане Дондуке-Омбо: исторические факты в фольклоре

  • Алексеева П.Э. О джунгарском князе Лоузанг-Шуну // Теегин герл. 1999. № 8. С. 123-126.
  • Алтн чеежтэ келмрч Боктан Шаня. Хранитель мудрости народной Шаня Боктаев. Сост., предисл., коммент. и прилож. Б.Б. Манджиевой. Элиста: КИГИ РАН, 2010.
  • Бакаева Э.П. Исторический факт и его интерпретация: Убаши-хан в истории и культуре калмыков и ойратов // Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. С. 344-352.
  • Бакаева Э.П. Об обозначении возрастных категорий в культуре ойратов и калмыков // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. № 4. С. 89-95.
  • Бакаева Э.П. Этническая идентичность калмыков и конфессиональные связи с Тибетом (к прочтению малоизвестных источников) // Oriental Studies. 2019. № 5. С. 891-925.
  • Басангова Т.Г. Новые сюжеты исторических песен калмыков // Фольклор в контексте культуры. Махачкала: ДГПУ 2011. С. 9-10.
  • Батмаев М.М. Мазан-Батыр: легенды и действительность // Теегин герл. 1985. № 6. С. 110-112.
  • Возраст в гражданском праве // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. СПб., 1890-1907. URL: https://ru.wikisource.org//wiki/ЭСБЕ/ Возраст_в_гражданском_праве (дата обращения 01.02.2021).
  • Высочайше утвержденное Городовое положение от 16/28 июня 1870 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т. XLV. Отделение 1-е. СПб. 1874. Ст. 48498. С. 825.
  • Горяева Б.Б. Легенды и предания о Мазан-батыре // Мазан-батыр: известный военачальник XVII в. и легендарный герой калмыцкого народа. Элиста: КИГИ РАН, 2004. С. 46-53.
  • Горяева Б.Б. Ээт Мерген Темене: сказка или реальность? (К вопросу об историчности персонажа) // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. Элиста: КИГИ РАН, 2010. № 2. С. 145-150.
  • Именной указ от 23.03.1714 года «О порядке наследования с движимым и недвижимым имуществом» // Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание 1: в 55 т. Т. 5 (1713-1719 гг.). № 2789. СПб.: Тип. II Отд. Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830.
  • Кичиков А.Ш. Жанровое своеобразие повествования о Мазан-баатаре в аспекте калмыцко-башкирских межэтнических связей // Межэтническое общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1983. С. 120-128.
  • Криничная Н.А. Указатель типов, мотивов и основных элементов преданий. Петрозаводск: КФ АН СССР, 1990. URL: https://ruthenia.ru/Mklore/krinich-naya1.htm (дата обращения 01.02.2021).
  • Коков Дж.Н., Кокова Л.Дж. Заметки о кабардинской фамилии Атажукин // Кавказология. 2018. № 2. С. 146-151.
  • Мельникова Н.Т. Становление и развитие гражданско-правового института дееспособности в российском законодательстве в период XVII - начала ХХ в. (историко-правовой аспект) // Вестник Воронежского института МВД России. 2018. № 1. С. 150-156.
  • Митиров А.Г. По следам находок и утрат. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990.
  • Митиров А.Г. Ойраты - калмыки: века и поколения. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998.
  • Мирзаева С.В. Лузанг Шуну, Галдама и Амурсана - нойоны Джунгарско-го ханства // Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. С. 313-343.
  • Мирзаева С.В., Адьяева З.С. О преданиях о Шеаренге в фольклоре западных монголов и алтайцев // Проблемы этнической истории и культуры тюркомон-гольских народов. Вып. 4. Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 102-111.
  • Мифы, легенды и предания калмыков / подготовка текстов, пер., вступит. ст., примеч., коммент., указ., словарь, сверка калмыцких текстов Т.Г. Басанговой, Т. А. Михалевой; отв. ред. А.А. Бурыкин, Е.Н. Кузьмина и др. М.: Наука - Вост. лит., 2017.
  • Научный архив Калмыцкого научного центра РАН (НА КалмНЦ РАН). Ф. 16. Оп. 1. Кас. № 141 (150), 169 (160).
  • Оконов Б.Б. Калмыцкие народные исторические песни XVII-XVIII вв. («Галдама», «Мазан-Батыр», «Шуна-Батыр», «На кого же оставил нас Убаши?») // Калмыцкая народная поэзия. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984. С. 30-58.
  • Оконов Б.Б. Калмыцкие народные исторические песни XVII-XVIII вв.: «Галдама», «Мазан-Батыр». URL: http://www.nutug.ru/kulitura/pesni/htm (дата обращения: 10.10.2020).
  • Осорин У Шинжэнэ еерднрин болн хальмгудын домг-YлгYрмYд, домгуд, амн Yгин туужс: дунпуллЬн болн зер^ллкн (= Мифы, легенды и предания синь-цзянских ойратов и калмыков: сравнительно-сопоставительный анализ). Элиста: КИГИ РАН, 2015.
  • Пальмов Н.Н. Этюды по истории приволжских калмыков XVII и XVIII века. Ч. 1. Астрахань: Издание Калм. областного исполкома, 1926.
  • Семь звезд. Калмыцкие легенды и предания / сост., пер., вступ. ст., ком-мент. Д.Э. Басаев. Элиста: Калм. кн. изд-во. 2004.
  • Сенглеев Б.Ю. Исторические предания и легенды о Мазан-батыре у калмыков: эпическая биография: дис...канд. филол. наук: 10.01.09. М., 2019.
  • Тепкеев В.Т. «Всемилостивейше жалуем тебя, подданного Нашего, и учреждаем Ханом Калмыцким». Церемония объявления Дондук-Омбо в ханское достоинство в 1737 г. // Oriental Studies. 2019. № 4. С. 627-633.
  • Тягинова Т.С. Мой предок Мазан-Баатр // Мазан-Батыр: известный военачальник XVII века и легендарный герой калмыцкого народа. Элиста: КалмГУ, 2004. С. 61-65.
  • Хальмг туульс. 2-гч боть / нээрYлж, барт белдснь А.Ц. Бембеева. Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1968.
  • Хальмг туульс. 3-гч боть / Барт белдснь Н. Н. Мусова, Б.Б. Оконов, Е.Д. Мучкинова. Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1972.
  • Хальмг туульс. 4-гч боть. Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1974. 270 х. Хальмг туульс. IV боть / Барт белдснь Б.Б. Оконов, Е.Д. Мучкинова. Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1974.
  • Цекеева Т.Э. Образ Мазан-Батыра в калмыцком устном народном творчестве // Мазан-батыр: известный военачальник XVII в. и легендарный герой калмыцкого народа. Элиста: КИГИ РАН, 2004. С. 54-60.
  • Шараева Т.И. Свадебная обрядность // Калмыки. М.: Наука, 2010. С. 249-270.
  • Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в 1724-1741 гг.: хроники династийных междоусобиц. Элиста: Джангар, 2005.
Еще
Статья научная