Предметная область оценки регулирующего воздействия в России и в мире: сходства и отличия

Бесплатный доступ

Эффективность государственной политики зависит от качества принимаемых нормативно-правовых актов. Важным инструментом оценки законодательства является оценка регулирующего воздействия, позволяющая рассмотреть влияние правовых документов на различные сферы экономики, общественной жизни. В исследовании рассматривается история формирования оценки регулирующего воздействия в мировых и российских координатах. Исходя из особенностей развития оценки регулирующего воздействия в разных странах авторы выделяют специфику предметной области оценки регулирующего воздействия в России и в мире в целом. В рамках научного изыскания использовались ретроспективный и сравнительный методы исследования. По результатам анализа мировой и российской практики авторы оценки регулирующего воздействия авторы делают вывод, что на формирование предметной области данного института большое влияние оказало федеративное устройство Российской Федерации, которое легло в основу дополнения и расширения предметной области на региональном уровне.

Еще

Оценка регулирующего воздействия, зарубежный опыт, российская практика, инструменты государственного регулирования, предметная область

Короткий адрес: https://sciup.org/170204894

IDR: 170204894   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-4-2-60-63

Текст научной статьи Предметная область оценки регулирующего воздействия в России и в мире: сходства и отличия

Становление оценки регулирующего воздействия (ОРВ) как инструмента регуляторной политики происходит в 60-х гг. XX века [1], что связано, во-первых, с экспериментальным внедрением в Дании процедуры ОРВ в отношении законодательных актов, затрагивающих различные экологические аспекты, а, во-вторых, с началом научного изучения процедуры ОРВ.

Как глобальное явление инструмент ОРВ сформировался к концу XX века [2], когда оценка регулирующего воздействия начинает применяться в ряде стран Западной Европы (Франция, Швейцария, Дания, Нидерланды) и Северной Америки (США, Канада), а также в Великобритании.

В.Н. Украинский отмечает, что до сих пор единой модели оценки регулирующего воздействия в мировой практике не выработано, об этом свидетельствует анализ применения ОРВ в западноевропейских странах [3; с. 121]. Причиной является тот факт, что каждая страна самостоятельно определяет предметную область ОРВ.

В России, если смотреть с позиции исторической перспективы, то впервые по- пытки оценки законодательных актов были предприняты в начале XX века и связаны с деятельностью «Совета по делам местного хозяйства», где представители государственных органов обсуждали законопроекты с дворянством [4].

Началом становления оценки регулирующего воздействия, как инструмента регуляторной политики в Российской Федерации Е.Н. Дмитриева считает 1997 год [4], когда к процессу подготовки заключений на нормативно-правовые акты согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» [5], начали привлекать внештатных экспертов из научных кругов. С этого момента институт ОРВ постепенно развивается. В период с 2006 по 2010 год в 5 регионах РФ были запущены экспериментальные проекты по внедрению инструмента ОРВ. При этом были выбраны различные по территориальному признаку регионы: три национальные республики – Татарстан, Калмыкия, Северная Осетия-

Алания, одна область – Томская и город федерального значения – Москва. По итогу проведения эксперимента, начиная с 2010 года, оценка регулирующего воздействия приобрела статус обязательной процедуры для всех федеральных органов власти, а затем она стала обязательной на региональном (с 2014 года) и муниципальном (с 2015 года) уровнях.

Таким образом, к 2016 году в Российской Федерации ОРВ сложилась как законодательный механизм. В этой связи в рамках данного исследования рассмотрим основные особенности предметной области ОРВ в Российской Федерации по отношению к мировой практике.

В общем предметное поле оценки регулирующего воздействия определяется, как взаимодействие государства и бизнес-сообщества или как взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления [6].

В Российской Федерации предметная область проведения ОРВ устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, принятым Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, в случае если речь идет о нормативно-правовых актах Правительства РФ, и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, если нормативно-правовые акты относятся к категории ведомственных нормативных правовых актов.

На основании п. 60.1. Постановления Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» к предмету ОРВ относятся нормативноправовые акты (НПА), касающиеся осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.

Фактически анализ п. 60.1. показывает, что оценке регулирующего воздействия подвергаются НПА, касающиеся общественных и экономических отношений, за исключением законодательства, регулирующего вопросы обороны.

П. 3.1. Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, регламентирующий проведение оценки регулирующего воздействия на уровне ведомственных НПА, дополняет предметную область проведения ОРВ проектами НПА, которые устанавливают «требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления» [5].

Для сравнения все нормативные акты относятся к предметной области ОРВ в Великобритании и Франции. Например, во Франции, где предметная область оценки регулирующего воздействия сформулирована в конституции страны на Правительство Республики ст. 39 конституции Франции накладывается обязанность сопровождать внесение законопроектов оценкой регулирующего воздействия [8], при этом какие-либо ограничительные оговорки отсутствуют.

Существует также практика ограничения применения процедуры ОРВ только сферой оценки бюджетных расходов, которые являются следствием принятия нормативно-правовых актов. Подобная практика распространена в США и Канаде. В США с 1981 г. введена обязательная практика проведения общественных консультаций по отношению к социальным программам. Как отмечает О.А. Дмитриева «сейчас анализ издержек-выгод на 90% проводится для НПА в социальной сфере и на 18% в сфере экономики» [4]. При этом на Правительство США накладывается обязанность обосновывать необходимость введения нормативно-правового акта.

Исходя из анализа предметной области ОРВ в мировой и российской практике, система действующая в Российской Федерации кажется наиболее сбалансированной с точки зрения обеспечения интересов и безопасности общества и экономических операторов. К такому выводу мы приходим на основании двух положений:

  • 1.    Подвергать все без исключения НПА процедуре ОРВ, как это делается во Франции, с нашей точки зрения нецелесообразно, так НПА, касающиеся оборонной сферы, а также вопросов технологического суверенитета должны быть исключены из предметной области ОРВ, чтобы избежать

  • 2.    Резкое ограничение предметной области ОРВ только бюджетными отношениями не позволяет обеспечить учет интересов и общества и предпринимательского сообщества.

широкого обсуждения возможно секретной информации.

Список литературы Предметная область оценки регулирующего воздействия в России и в мире: сходства и отличия

  • Купряшин, Г.Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 574 с.
  • Лямчева, Е.С. История формирования и развития института оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2022. - № 50 (445). - С. 367-369. EDN: HYDIIO
  • Солдунов А., Украинский В. О развитии оценки регулирующего воздействия // Правовая политика и правовая жизнь. - 2020. - №1. - С. 121-128. EDN: VOXHAR
  • Дмитриева О.А. 2010-2022: О парадигме бережливого регулирования // Национальная ассоциация ученых. - 2022. - № 85-1. - С. 20-25. EDN: VGJKRG
  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" [электронный текст] / система Консультант-плюс, (дата обращения 08.04.2024).
  • Тургель И.Д. Оценка регулирующего воздействия и регуляторная политика. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 223 с.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" // Система Консультант-плюс, (дата обращения 08.04.2024).
  • Сорокин М., Байдалина Н. Оценка регулирующего воздействия и парламент во Франции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2011/10/02/1269929709/RIA%20France%20final.pdf?ysclid=lusfjwceqq619534912 (дата обращения: 08.04.2024).
Еще
Статья научная