Предпосылки и условия развития виртуальной академической мобильности сотрудников и студентов вуза
Автор: Авксентьева Елена Юрьевна, Авксентьев Сергей Юрьевич
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Педагогические науки
Статья в выпуске: 20, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются существующие проблемы и предлагается возможный комплекс мер для создания условий развития виртуальной академической мобильности сотрудников и студентов вуза при помощи дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Академическая мобильность, виртуальная академическая мобильность, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронные образовательные ресурсы
Короткий адрес: https://sciup.org/14936471
IDR: 14936471
Текст научной статьи Предпосылки и условия развития виртуальной академической мобильности сотрудников и студентов вуза
Основные критерии Болонского процесса - принятие системы сопоставимых степеней; принятие системы, основанной на двух циклах; внедрение системы кредитов по типу ECTS; содействие мобильности; содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования; обеспечение сопоставимости образовательных программ; содействие межинституциональному сотрудничеству, мобильности; разработка совместных программ обучения, практической подготовки и проведения исследований.
Под академической мобильностью обычно понимается возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой. Среди критериев Болонского процесса критерий мобильности является главенствующим: система кредитов вводится для поддержки широкомасштабной студенческой мобильности; совместные образовательные и исследовательские программы не могут развиваться вне мобильности преподавателей и студентов [1, с. 18]. Задачами национальных систем образования Болонская декларация ставит для преподавателей «признание и подтверждение периодов, проведенных в европейских странах в целях научных исследований, преподавания и переподготовки, не нарушая их статуса и законных прав» [2].
Главная цель мобильности - дать возможность студенту получить разностороннее европейское образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студентов во всех областях европейской культуры, привить ему чувство гражданина Европы. Целями расширения академической мобильности преподавателей называют: формирование соответствующего евроцентрированного рынка труда, свободного движения рабочей силы; обмен опытом и повышение квалификации; получение тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе; преодоление национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы; обеспечение совместных образовательных программ.
Согласно данным, опубликованным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), мобильность студентов из разных стран значительно увеличилась за последние четыре десятилетия: с 250 тыс. студентов в 1965 г. до приблизительно 4 млн в 2014 г. [3; 4]. Эта статистика характеризует академическую статистику студентов из разных стран, которые стремятся получить за рубежом не просто краткосрочный опыт обучения, но и образование целиком [5]. Согласно исследованиям ЮНЕСКО, более 2,7 млн студентов обучаются за пределами стран, гражданами которых они являются [6]. Студенты из азиатских стран составляют самую большую часть всех студентов, зачисленных в образовательные учреждения за рубежом. Это часть достигает 45 % от общего количества иностранных студентов в странах ОЭСР и 52 % от общего объема в странах, не входящих в ОЭСР [7].
Большинство студентов, участвующих в программах академической мобильности, сталкиваются с трудностями как в повседневной жизни, так и в своей академической деятельности. Результаты опроса студентов, обучающихся за рубежом, показывают, что студенты столкнулись с семейными, финансовыми, психологическими и социальными трудностями [8]. Психологические барьеры и трудности связаны с такими аспектами студенческой жизни, как тоска по дому или страх новой окружающей обстановки и социальной среды. Социальные трудности обычно относятся к проблемам в общении с семьей и друзьями. Уровень переживания студентов по поводу тех или иных трудностей отличается в каждом конкретном случае [9].
Специфические трудности ожидают студентов, участвующих в программах академической мобильности с использованием системы кредитов (зачетных единиц). Исследования этой проблемы акцентируют внимание на недостаточном уровне признания в вузах-отправителях семестров, проведенных студентами за рубежом, и полученных за рубежом кредитов (зачетных единиц) [10]. Студенты, участвующие в программах академической мобильности с использованием системы кредитов (зачетных единиц), во время обучения сталкиваются с тем, что не знают образовательные системы других стран, разницу в структуре учебных планов, время проведения экзаменационных сессий [11]. Кроме того, недостаточный уровень знания иностранного языка считается еще одним значительным барьером для академической мобильности студентов, не только тех, кто обучается по программам с использованием системы кредитов (зачетных единиц) [12].
Студентки, участвующие в программах академической мобильности, сталкиваются с рядом специфических проблем из-за их гендерной роли. Студентки, особенно в старшем возрасте, связаны определенными обязательствами [13]. Например, наличие партнера и детей оказывает значительное влияние на академическую мобильность студентов женского пола. Исследования в данной области подтвердили большую значимость личных и семейных взаимоотношений для академической мобильности студенток либо в качестве барьера, либо в качестве стимула [14; 15].
Статистические данные показывают, что на сегодняшний день Швейцария, где 57 % ученых -иностранцы, является страной с самой высокой долей зарубежных исследователей [16]. В Канаде, Австралии, США, Швеции и Великобритании работают от 3о до 50 % зарубежных исследователей [17]. В Нидерландах, Германии, Дании, Бельгии и Франции - от 10 до 30 %. В Бразилии, Испании, Японии, Италии и Индии - менее 10 % [18]. Швейцария и Индия находятся в числе стран с самой высокой долей своих исследователей, которые переезжают с целью работы в другие страны [19].
Анализ процессов развития академической мобильности преподавателей в России показывает, что применение дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) могло бы быть полезным для решения следующих проблем: проблемы подготовки преподавателя к программам мобильности; проблемы «утечки мозгов» в ходе европейской мобильности преподавателей; проблемы соответствия образовательных программ базового и принимающего вуза; проблемы сопоставимости образовательных процессов базового и принимающего вуза; проблемы асимметрии академической мобильности; организационных проблем становления академической мобильности в вузах России; проблемы отсутствия в России существенного государственного финансирования Болонского процесса; проблемы создания совместных образовательных программ.
Для этого необходимо обеспечить: доступность дистанционных технологий обучения для студентов в «родном» вузе; свободу выбора и предложения их в вузе - правообладателе курсов; систему поддержки преподавателей, использующих ДОТ, как в вузе принимающем, так и направляющем; нормативную возможность выбора и предложения дистанционных курсов между вузами.
Однако условия образовательного межвузовского взаимодействия университетов в этой области: дистанционные образовательные технологии, виртуальная мобильность не могут в полной мере заменить мобильность физическую. Речь идет о такой модели применения ДОТ, такой организационной форме дистанционного обучения, в которой ключевой фигурой является автор-преподаватель, а используемые им технологии и средства могут в полной мере реализовать процесс обучения.
При использовании средств информационных и коммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий студент, участвующий в программах академического обмена, сможет: одновременно обучаться и в принимающем, и в базовом вузе (в разумных пределах, ограниченных законодательствами об охране труда и учебы); не терять связи с базовым вузом, своей группой, легко адаптироваться при перемещении обратно в базовый вуз; ликвидировать академическую разницу образовательных программ базового и принимающего вуза непосредственно в течение программы академического обмена; осуществить выбор собственной наиболее оптимальной образовательной траектории.
При использовании средств информационных и коммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий преподаватель, участвующий в программах академического обмена, может предложить принимающему вузу дистанционный курс, свои знания; познакомиться предварительно с академической средой принимающего вуза; не терять связи с базовым вузом, своими коллегами и студентами; не прерывать свой контакт с принимающим вузом после окончания программы мобильности, стажировки и т. д., реализуя свой курс дистанционно на постоянной основе; повысить гибкость учебного процесса, что может быть очень полезным для взаимной адаптации преподавателей и студентов в принимающем вузе; существенно расширить предложение своих знаний на рынке образовательных услуг как в России, так и за ее пределами.
Высшее учебное заведение, привлекая дистанционных преподавателей и их курсы, сможет решить следующие задачи: начать через программы обмена реализацию своей «экспансии» в интересующие регионы; разрабатывать и развивать совместные образовательные программы с другими вузами; оптимально решить проблему недостающих курсов, дисциплин для своих образовательных программ; привлечь наиболее квалифицированных преподавателей и научных работников для формирования образовательных программ высокого качества (дисциплины специализации ведущих ученых страны и из-за рубежа); расширить ассортимент образовательных услуг для своих студентов и слушателей, расширить ассортимент факультативных и элективных дисциплин; повысить гибкость и технологичность учебного процесса своего вуза; расширить ассортимент программ дополнительного образования, в том числе повышения квалификации преподавателей.
В связи с вышесказанным предлагается к внедрению в вузах комплекс мер, обеспечивающих условия развития виртуальной академической мобильности:
Комплекс мер, связанных с созданием условий для расширения мобильности:
-
– подготовка администраторов вузов и преподавателей для роли организаторов процесса мобильности, организация обменов между ними в рамках европейских программ для установления более тесного взаимодействия;
-
– развитие многоязычности, включая изучение соответствующих иностранных языков еще до периода мобильности; лучшей практики в части языковой подготовки, долговременную переподготовку преподавателей иностранного языка; выработку общих индикаторов для оценки языковой подготовки студентов и преподавателей; радикальное улучшение языковой подготовки студентов в целом;
-
– облегчение доступности к информации о мобильности, включая создание специальных сайтов об основных европейских ресурсах и программах мобильности, введение в образовательных заведениях специальных форумов (chat-rоoms) для организаторов мобильности, студентов, преподавателей и т. д., для обсуждения и обмена информацией. Создание базы данных по всем двусторонним и многосторонним формам программ мобильности. Создание сопоставимой статистики по мобильности.
Группа мер, направленных на создание схемы устойчивого финансирования мобильности, на базе координации и большего разнообразия системы различных финансовых источников (правительств, местной власти, государственного и частного сектора), включая нахождение новых источников и форм финансирования (займы с льготными условиями, социальные фонды и т. п.).
Группа мер, призванных обеспечить рост мобильности и ее совершенствование:
-
– расширение числа участников мобильности и ее форм, в частности, открытие летних университетов для студентов и академического состава, распространение программ обучения по Интернету, поддержка партнерств между университетами по поводу обеспечения мобильности;
-
– улучшение и унификация условий приема для всех групп участников мобильности, включая обеспечение соответствующей информацией в режиме оn-line;
-
– согласование и упрощение академического календаря мобильности на основе точной и полной информации о деятельности каждого университета и посильной синхронизации университетского расписания, включая изучение возможностей деления учебного года на семестры с соответствующим набором студентов;
-
– обеспечение необходимого соответствующего статуса для людей, вовлеченных в мобильность, включая такие меры, как официальное подтверждение соответствующими структурами тезиса о том, что мобильность представляет собой необходимый компонент в обучении студентов, а также в профессиональной деятельности и переподготовке научно-педагогического состава вуза, вплоть до изучения возможности включения последних в научно-преподавательский состав вуза на период мобильности.
Пакет мер, направленных на усиление мотиваций и результатов, получаемых участниками, включает важнейшее требование признания результатов обучения в зарубежном вузе диплома своего вуза, в частности, создание системы взаимного признания, эквивалентности дипломов и обучения в целом. Речь идет о развитии с университетами Европы системы эквивалентности образования, квалификации и степеней, в частности, использования кредитной системы (ЕСТS), Приложений к диплому, создания поддерживающей инфраструктуры – сети национальных информационных центров (NARIC) и центров по мобильности и признанию (ЕNIС).
Ссылки:
Список литературы Предпосылки и условия развития виртуальной академической мобильности сотрудников и студентов вуза
- «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М., 2005. 352 с.
- Bologna Declaration. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999. Bologna, 1999.
- OECD (2011). Education at a Glance. Paris, 2011. P. 320.
- UNESCO (2006). Globle Education Digest 2006. Paris, 2006. P. 34.
- Wit de H., Ferencz I., Rumbley L.E. International student mobility//Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. 2012. 14 May. Vol. 1 (17) (Routledge). S. 17-23. Doi: DOI: 10.1080/13603108.2012.679752
- UNESCO (2005). Globle Education Digest 2005. Paris, 2005.
- OECD (2006). Education at a Glance. Paris, 2006.
- Sanchez C.M., Fornerino M., Zhang M. Motivations and the intent to study abroad among U.S. French and Chinese students//Journal of Teaching in International Business. 2006. Vol. 18 (1). S. 27-52.
- Barriers to International Student Mobility: Evidence From the Erasmus Program/M. Souto-Otero, J. Huisman, M. Beerkens, H.de Wit, and S. Vujic//Educational Researcher. 2013. March. Vol. 2 (42). S. 71. Doi: DOI: 10.3102/0013189X12466696
- Klahr S., Ratti U. Increasing engineering student participation in study abroad: A study of U.S. and European programs//Journal of Studies in International Education. 2000. Vol. 1 (4). S. 79-102.
- Heike J. Transnational academic mobility and gender//Globalisation, Societies and Education. 2011. June. Vol. 2 (9). S. 183-209. Doi: DOI: 10.1080/14767724.2011.577199
- Ackers L. Moving people and knowledge: Scientific mobility in an enlarging European Union. Cheltenham, 2008.
- (French) Dessibourg O. La Suisse, carrefour de la circulation des cerveaux//Le Temps. 2012. 15 November. Thursday. P. 14