Предпосылки индивидуализма (статья третья)

Бесплатный доступ

Персидская империя сформировалась в политическом и культурном единстве лишь в VI в. до н.э. В статье рассматривается положение личности как субъекта государственно-правовых отношений в империи, которая была в некотором смысле преемницей Мидии, и где, в отличие, например, от Египта, общество было довольно слабо структурировано. Кир II, а за ним и Дарий I направляли свою политику на то, чтобы настроить каждого на лояльность царю и отмежевать от других возможных привязанностей. Поэтому положение аристократа в обществе определялось близостью к царю, а потом уже заслугами, семьей и т. д., соответственно, шла постоянная борьба за определение и сохранение своего места. Дарий I, с одной стороны, опирался на уже существующие законы и списки прецедентов, восходящие к эпохе расцвета Элама и Шумера, а с другой - сформулировал принципы своего правления на основе зороастризма. Он провозглашает себя избранником Ахурамазды и утверждает принципы социальной справедливости, единые для всех слоев населения. Чтобы укрепить свою власть, Дарий I дополняет своеобразный монотеизм Заратуштры идеей власти единого монарха над множеством земель, внося определенные изменения в традиционные образы. Он усиливает образ Ахурамазды, принимая в качестве его атрибута солярный символ и мощно укрепляя индоиранскую концепцию хварны (царской удачи). Этим он узаконивает свое право на преданность верных и наказание неверных. Значение зороастризма, принятого в качестве официальной религии персов, заключалось в том, что каждый человек должен был принять необходимость постоянного личного выбора между добром и злом, между двумя духами - духом добра и духом зла. Значение зороастризма, принятого в качестве официальной религии персов, заключалось в том, что каждый человек должен был принять необходимость постоянного личного выбора между добром и злом, между двумя духами - духом добра и духом зла. В рамках правовой системы персидские цари сделали принципиальный шаг от религиозной этики зороастризма к политике. Зло стало пониматься не как нравственная категория, а как негативная сила, всегда настроенная на разрушение установленного государственного порядка. Большое значение придавалось формированию этического сознания в школах, где учили справедливости, заставляя детей привыкать задумываться над своим сознанием, оценивая собственное поведение с моральной точки зрения.

Еще

Персидская империя, государственная идеология, монотеизм, зороастризм, социальная справедливость, моральный выбор

Короткий адрес: https://sciup.org/147245815

IDR: 147245815   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-2-718-736

Список литературы Предпосылки индивидуализма (статья третья)

  • Грантовский Э.А. (2007) Ранняя история иранских племен Передней Азии. Москва: Вост. лит.
  • Дандекар, Р.Н. (2002) От вед к индуизму. Эволюционирующая мифология. Москва: Вост. лит.
  • Донских, О.А. (2023) «Предпосылки индивидуализма (статья первая)», ΣΧΟΛΗ (Schole) 17.2, 704–735.
  • Донских, О.А. (2024) «Предпосылки индивидуализма (статья вторая)», ΣΧΟΛΗ (Schole) 18.1, 287–317.
  • Дьяконов, И.М. (1956) История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н.э. I книга. Москва, Ленинград: Изд-во АН СССР.
  • Дьяконов, М.М. (1961) Очерк Истории Древнего Ирана. Москва: Вост. лит.
  • Ксенофонт (1976) Киропедия. Москва: Наука.
  • Рак, И.В. (1997) Авеста в русских переводах (1861– 1996). Сост. и ред. И.В. Рака. Санкт-Петербург: Журнал «Нева», РХГИ.
  • Соколова, В.С. (2005) Авеста. Опыт морфологической транскрипции и перевод. И. А. Смирнова, подготовка материалов к изданию и редактирование. Санкт-Петербург: «Наука». Хрестоматия по истории Древнего мира (1950). 2 изд., т. 1, Москва: Учпедгиз.
  • Ambler, Wayne (2001) “Introduction”, in Xenophon. The Education of Cyrus. Ithaca & London: Cornell University Press.
  • Boyce, M. (1996) A history of Zoroastrianism. V. 1. The early period. 3-rd impr. with corrections. Leiden: E.J. Brill.
  • Brosius, M.A. (2021) History of Ancient Persia. The Achaemenid Empire. Wiley Blackwell.
  • Burroughs, Franklin T. (1963) “Cultural Factors in the Education of Ancient Iran,” The Journal of Educational Sociology 36. 5, 237–240.
  • The Cambridge History of Iran. Vol. 2. (1985). The Median and Achaemenian periods. Cambridge University Press.
  • Dhalla, M.N. (1922) Zoroastrian civilization. From the Earliest Times to the Downfall of the Last Zoroastrian Empire 651 A.D. New York: Oxford University Press.
  • Finkel, Irving (2013) “The Cyrus Cylinder: the Babylonian perspective,” The Cyrus Cylinder. The King of Persia’s Proclamation from Ancient Babylon. Ed. by I. Finkel. London & New York: I.B. Tauris.
  • Fuch, Andreas (2023) “The Medes and the Kingdom of Mannea,” The Oxford History of the Ancient Near East. Vol. IV: The Age of Assyria. Ed. by K Radner, N. Moeller, D.T. Potts. Oxford University Press.
  • Hintze, Almut (2014) “Monotheism the Zoroastrian Way,” Journal of the Royal Asiatic Society 24. 2, 225–249.
  • Kreyenbroek, Philip G. (2010) “Zoroastrianism under the Achaemenians: A Non-Essentialist Approach,” in The World of Achaemenid Persia. History, Art and Society in Iran and the Ancient Near East. Ed. by John Curtis and St John Simpson. London, New York: I.B.Tauris & Co Ltd.
  • Kuhrt, Amelie (2010) The Persian Empire. London & New York: Routledge.
  • Macuch, Maria (2015) “Law in Pre-Modern Zoroastrianism,” The Wiley Blackwell Companion to Zoroastrianism. Ed. by M. Stausberg et al. John Wiley & Sons, Ltd., 289–298.
  • Mitchell, Christine (2015) “The Testament of Darius (DNa/DNb) and Constructions of Kings and kingship in 1–2 Chronicles,” in Political Memory in and after the Persian Empire. Ed. by J.M. Silverman & C. Waerzeggers. Atlanta: SBL Press.
  • Prods Oktor Skjærvø (2005) Introduction to Zoroastrianism (unpubl.)
  • Salehi-Esfahani, Haideh (2008) “Rule of Law: A Comparison between Ancient Persia and Ancient Greece,” Iranian Studies 41. 5, 629–644.
  • Soudavar, Abolala (2010) “The Formation of Achaemenid Imperial Ideology and Its Impact on the Avesta,” The World of Achaemenid Persia. History, Art and Society in Iran and the Ancient Near East. Ed. by John Curtis and St John Simpson. London, New York: I.B.Tauris & Co Ltd., 111–139.
  • Waters, Matt (2010) “Cyrus and the Medes,” The world of Achaemenid Persia. Ed. by John Curtis and St. John Simpson. London & New York: I.B. Tauris, 63–74.
  • West, M.L. (2010) The Hymns of Zoroaster. A New Translation of the Most Ancient Sacred Texts of Iran. London & New York: I.B. Tauris.
  • Wiesehöfer, Josef (2013) “Law and Religion in Achaemenid Iran,” Law and Religion in the Eastern Mediterranean. From Antiquity to Early Islam. Ed. by A. Hagedorn and R. Kratzp. Oxford University Press.
  • Zaehner, R.C. (1961) The Dawn and Twilight of Zoroastrianism. New York: G.P. Putnam’s Sons.
Еще
Статья научная