Предпосылки индивидуализма (статья вторая)

Бесплатный доступ

В данной статье рассматривается вопрос о том, как личностное начало, ставшее отправной точкой движения к индивидуальному мышлению, проявилось в культуре древнего Израиля и культуре древней Индии. В статье сделана попытка описать особенности этих культур, которые, в отличие от древнеегипетской и шумеро-аккадской, позволили пройти этот путь до конца. В израильской культуре прослеживается процесс формирования монотеизма от догосударственного периода до великих пророков. Отмечается, что социально-политическая жизнь, с такой силой определявшая статус человека в ряде других ближневосточных культур, в израильской культуре была подчинена религиозной жизни, которая по-другому определяла понимание статуса человека. При этом постепенно преодолевается генотеизм. В сознании израильского народа утверждается идея полной зависимости от Бога, который открывает себя через пророков и устанавливает требование личного отношения к нему. В то же время Бог, выступающий гарантом справедливости, раскрывается через проблему теодицеи, которая может быть поставлена и осознана во всей глубине только свободной личностью. Движение мысли в древней Индии оказывается противоположным тому, что мы видим в древнем Израиле: если последний утверждается через долгое, но упорное движение к монотеизму, то индийский брахманизм принимает великое многообразие божественной реальности и через утверждение ее единства лишь умножает число ее составляющих Решающим периодом для возникновения индивидуального сознания стал период Упанишад. В это время углубленное осмысление текстов Вед приводит к тому, что над религиозным знанием надстраивается философское. Специфика индийского сознания определяется длительным периодом его устного существования, когда звучащая речь в ритуале или в процессе медитации приобретает ключевое значение в осознании единства мира. Индивидуальное сознание проявляется в процессе концентрации, направленной на понимание, а не на автоматическое воспроизведение ритуальных мантр. Не последнюю роль здесь сыграла практика аскетизма. Как и в ряде других культур в Индии в осевое время появляется реальное авторство как важный признак осознания индивидуального творчества.

Еще

Древний израиль, древняя индия, монотеизм, брахманизм, упанишады, мантры, медитация, аскетизм, авторство

Короткий адрес: https://sciup.org/147244485

IDR: 147244485   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-286-317

Список литературы Предпосылки индивидуализма (статья вторая)

  • Ассман, Ян. (2022) Политическая теология между Египтом и Израилем. Санкт-Петербург: «Владимир Даль».
  • Бирюлина, Т. (2007) «Значение понятия «правда Божия» в ветхозаветной традиции», Труды по иудаике, славистике, ориенталистике-2007, 40–54.
  • Вавилонская теодицея, пер. И. С. Клочкова. Вiblical Studies. Русские страницы. URL https://www.biblicalstudy.ru/Lib/Epigraph/12.html Дата обращения: 4.11.2023
  • Дандекар, Р.Н. (2002) От вед к индуизму. Эволюционирующая мифология. Москва: Восточная литература.
  • Древнеиндийская философия (1972) Начальный период. Второе изд. Москва: Мысль.
  • Лейбниц, Г. В. (2020) Теодицея. Перевод К. Истомина. Москва: Изд-во Юрайт.
  • Нот, М. (2014) История Древнего Израиля. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин.
  • Радхакришнан, С. (2020) Индийская философия. Москва: Академический Проект.
  • Ригведа. Мандалы IX-X (1999). Пер. Т.Я. Елизаренковой. Москва: Наука.
  • Чхандогья Упанишада (1991) Памятники письменности Востока. VI. Пер. А.Я. Сыркина. Москва: Наука.
  • Шохин, В.К. (1994) Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. Москва: «Восточная литература».
  • Эрман, В.Г. (1980) Очерк истории ведийской литературы. Москва: «Наука».
  • Ясперс, К. (1991) Смысл и назначение истории. Москва: Политиздат.
  • Alper, Harvey P. (1989) “Introduction,” Understanding Mantras. State University of New York Press, 1–14.
  • Aśvaghoşִa (2008) Life of the Buddha. NY University Press.
  • Bryant, E. (2001) The Quest for the Origins of Vedic Culture. The Indo-Aryan Migration Debate. Oxford University Press.
  • Chattopadhyaya, Debiprasad (1977) Science and society in Ancient India. Calcutta: Research India Publications.
  • Collins, J. J. (1974) “History and Tradition in the Prophet Amos,” Irish Theological Quarterly 41.2, 120–133.
  • Dijkstra, Meindert (2001) “El, the God of Israel—Israel, the people of Yhwh: on the origins of ancient Israelite yahwism,” Bob Becking et al. Only One God? Monotheism in Ancient Israel and the Veneration of the Goddess Asherah. London / New York: Sheffield Academic Press, 81–126.
  • Emmerson, Grace I. (1984) Hosea. An Izraelite prophet in Judean perspective, Journal for the Study of the Old Testament Supplement Series 28.
  • Fairservis, Walter S. (1997) “The Harappan Civiliution and the Rigveda,” Inside the texts, beyond the texts. New approaches to the study of the Vedas. Edited by M. Witzel. Cambridge, 61–69.
  • Falk, Harry (1997) “The Purpose of Rigvedic Ritual,” Inside the texts, beyond the texts. New approaches to the study of the Vedas. Edited by M. Witzel. Cambridge, 69–88.
  • Frauwallner, Erich (1973) History of Indian Philosophy. V.1. Delhi: Motilal Banarsidass.
  • Frawley, David (1992) Wisdom of the Ancient Seers. Mantras of the Rig Veda. Salt Lake Sity: Passage Press.
  • Gonda, J. (1963) The Vision of the Vedic Poets. The Hague: Mouton & Co.
  • Gray, Mark (2006) Rhetoric and social justice in Isaiah. New York / London: T & T Clark International.
  • Gupta, C. (1983) The Brahmanas of India. Delhi.
  • Hernández, Dominick S. (2022) The Prosperity of the Wicked. Gorgias Press.
  • Illman, Karl-Johan (2002) “Theodicy in Job,” Theodicy in the World of the Bible. Leiden / Boston: Brill, 304–333.
  • Jamison, W. & Witzel, M. (1992) Vedic Hinduism. Washington State University Press.
  • Lindström, F. (2003) “Theodicy in the Psalms,” Theodicy in the world of the Bible. Leiden / Boston: Brill, 256–303.
  • Loprieno, Antonio (2003) “Theodicy in Ancient Egyptian Texts,” Theodicy in the world of the Bible. Leiden / Boston: Brill, 27–56.
  • Olivelle, Patrick (2005) Manu’s Code of Law. A Critical Edition and Translation of the Manava- Dharmasastra. Oxford University Press.
  • Omer Sergi (2020) “Saul, David, and the Formation of the Israelite Monarchy: Revisiting the Historical and Literary Context of 1 Samuel 9–2 Samuel 5,” Saul, Benjamin, and the emergence of monarchy in Israel. Biblical and archaeological perspectives. SBL Press, 57–92.
  • Oswald, Wolfgang (2020) “Possible Historical Settings of the Saul-David Narrative,” Saul, Benjamin, and the emergence of monarchy in Israel. Biblical and archaeological perspectives. SBL Press.
  • Padoux, André (1989) “Mantras. What Are They?” Understanding Mantras. State University of New York Press, 295–318.
  • Pfeiffer, Robert H. (1927) “The Dual Origin of Hebrew Monotheism,” Journal of Biblical Literature 46, 193–206.
  • Rollston, Christopher A. (2010) Writing and Literacy in the World of Ancient Israel. Atlanta: Society of Biblical Literature.
  • Sérandour, Arnaud (2004) “On the Appearance of a Monotheism in the Religion of Israel (3rd Century BC or Later?)” Diogenes 205, 33–45.
  • Scharfe, Hartmut (2002) Education in Ancient India. Leiden: Brill.
  • Schumann, H.W. (2004) The Historical Buddha. The Times, Life and Teachings of the Founder of Buddhism. Transl. from German by M.O’C. Waishe. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers.
  • Staal, Frits (2009) Discovering the Vedas: Origins, Mantras, Rituals, Insights. Penguin Global.
  • Thompson, Michael E. W. (1992) “Amos – A Prophet of Hope?” The Expository Times 104, 71–76.
  • van der Toorn, Karel (2007) Scribal Culture and the Making of the Hebrew Bible. Harvard University Press.
  • van der Toorn, Karel (2003) “Theodicy in Akkadian Literature,” Theodicy in the world of the Bible. Leiden / Boston: Brill, 57–89.
  • Vriezen, T.C., Van der Woude, A.S. (2005) Ancient Israelite and Early Jewish Literature. Leiden / Boston: Brill.
  • Ward, James M. (1969) “The Message of the Prophet Hosea,” Interpretation. A Journal of Bible and Theology 23, 387–407.
  • Assman, Yan. Politicheskaya teologiya mezhdu Egiptom i Izrailem. [Political Theology between Egypt and Israel]. SPb.: «Vladimir Dal'», 2022.
  • Biryulina T. Znachenie ponyatiya «pravda Bozhiya» v vethozavetnoj tradicii [The Meaning of the Concept of "God's Truth" in the Old Testament Tradition] // TIRO. Trudy po iudaike, slavistike, orientalistike. 2007. S. 40-54.
  • Vavilonskaya teodiceya, [Babylonian Theodicy] per. Klochkova I. S. // Viblical Studies. Russkie stranicy. URL https://www.biblicalstudy.ru/Lib/Epigraph/12.html Data obrashcheniya: 4.11.2023
  • Dandekar R.N. Kul'turnyj fon vedijskoj literatury [Cultural background of vedic literature] // Dandekar R.N. Ot ved k induizmu. Evolyucioniruyushchaya mifologiya [From Vedas to Hinduism. Evolving Mythology]. M.: Vostochnaya literatura, 2002. C. 25-44.
  • Drevneindijskaya filosofiya. Nachal'nyj period. [Ancient Indian Philosophy. The Initial Period] Vtoroe izd. M.: Mysl', 1972.
  • Lejbnic, G. V. Teodiceya. [Theodicy] Per. K. Istomina. Moskva: Izd-vo Yurajt, 2020.
  • Not M. Istoriya Drevnego Izrailya. [History of Ancient Israel] SPb.: Dmitrij Bulanin, 2014.
  • Radhakrishnan S. Indijskaya filosofiya. [Indian Philosophy] M.: Akademicheskij Proekt, 2020.
  • Rigveda. Mandaly IX-X. [Rigveda. Mandalas IX-X.]. Per. T.Ya. Elizarenkovoj. M.: Nauka, 1999.
  • Chkhandog'ya Upanishada. Pamyatniki pis'mennosti Vostoka. [Documents of the Oriental Writings] VI. Per. A.Ya. Syrkina. M.: Nauka, 1991.
  • Shohin V.K. Brahmanistskaya filosofiya. Nachal'nyj i ranneklassicheskij periody. [Brahmanist Philosophy. Initial and Early Classical Periods]. M.: Izd. firma «Vostochnaya literatura» RAN, 1994.
  • Erman V.G. Ocherk istorii vedijskoj literatury. [Sketch of the History of Vedic Literature] M.: «Nauka», gl. red. vostochnoj literatury, 1980.
  • Yaspers K. Smysl i naznachenie istorii [The Meaning and Purpose of History]. M.: Politizdat, 1991.
Еще
Статья научная