Представления о "нечистой" смерти в локальной традиции украинских и белорусских переселенцев на юге Западной Сибири

Бесплатный доступ

Структура и символика народных верований во многом обусловлены языческими представлениями о смерти как переходе в иной мир и посмертном существовании в иных воплощениях. Важнейшими элементами традиционного (мифологического) мировосприятия являются вера в возможность взаимодействия живых и мертвых, способность умерших влиять на жизнь и здоровье людей, погоду, хозяйственное благополучие. Такое воздействие могло быть как позитивным, так и негативным, оно зависело от статуса мертвеца, который определялся характером смерти. Представления о «правильной» и «нечистой», «не-своей» смерти лежат в основе мифологизации умерших, с которыми связано происхождение большинства демонических образов в славянской традиции. Полевые исследования выявили большую жизнеспособность мифологических воззрений у потомков переселенцев из Полесья (прибывших в начале XX в. из Киевской, Черниговской, Могилевской губ.), компактно проживающих в ряде сел Новосибирской обл. У них хорошо сохранились представления о «чистой» и «нечистой» смерти, существовала классификация «нечистой» смерти по степени негативного статуса - в зависимости от причин, а в некоторых случаях - времени и места кончины. Умершие прежде срока своей естественной смерти становились «нечистыми» покойниками. Наиболее опасными, «ходячими» мертвецами считались покойные колдуны, ведьмы и самоубийцы, а также скончавшиеся от алкоголизма и утонувшие в результате несчастного случая. «Навещать» своих близкихмогли умершие, по которым долго горевали: неуспокоенная душа могла утянуть тоскующего человека натот свет. В некоторых местах на протяжении XXв. практиковали обряд «успокоения» заложных покойников, вбивая в могилу осиновый кол. В статье опубликованы полевые записи - яркие эмоциональные истории информантов, претендующие на достоверность.

Еще

Мифология, "заложные покойники", "нечистая" смерть, ведьмы, сибирские украинцы, сибирские белорусы

Короткий адрес: https://sciup.org/145145141

IDR: 145145141   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.742-747

Список литературы Представления о "нечистой" смерти в локальной традиции украинских и белорусских переселенцев на юге Западной Сибири

  • Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. - М.: София, 2003. - 240 с.
  • Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. - М.: Индрик, 1995. - 432 с.
  • Морозов И. А., Ткачук Л. А. "Правила смерти": концепты "неправильный мертвец" и "неправильное погребение" в инструментарии социальных и политических технологий // Этнографическое обозрение. - 2019. -№ 1. - С. 11-26.
  • Народная демонология Полесья. Публикации текстов в записях 80-90-х гг. XX века.- М.: Языки славянских культур, 2010. - Т. I: Люди со сверхъестественными свойствами / сост. Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская. -648 с. - (Studia philologica).
  • Народная демонология Полесья. Публикации текстов в записях 80-90-х гг. XX века. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. - Т. II: Демонологизация умерших людей / сост. Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская. - 800 с. - (Studia philologica).
  • Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. - М.: Индрик, 2004. - 320 с.
Статья научная