Предупреждение отклоняющегося поведения условно осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН
Автор: Рябко Д.А.
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Психолого-педагогическая коррекция состояний
Статья в выпуске: 2 (29), 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14988686
IDR: 14988686
Текст статьи Предупреждение отклоняющегося поведения условно осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН
Проблема ценностных ориентаций занимает одно из главных мест в изучении механизмов девиантного поведения (вопросы детерминации и саморегулирования поведения, предупреждение отклонений и коррекционная работа). В настоящее время имеются работы, в которых рассматриваются некоторые особенности ценностно-нормативной сферы правонарушителей. Ряд исследователей отмечают, что большинство лиц, совершивших преступные деяния, имеют представления о ценностях и нормах морали, но не всегда действуют в соответствии с этими представлениями (5; 2).
Условно осужденные правонарушители не всегда руководствуются в своем поведении общественно одобряемыми ценностно-нормативными представлениями, при этом они стараются в собственных глазах оправдать свои антиобщественные поступки. Их ценностная система деформирована. Как правило, в основе отклоняющегося поведения лиц, осужденных с испытательным сроком, лежит иная система ценностей и норм, чем та, которая закреплена в праве.
Показательно, что общественная направленность и творческая работа в ценностной иерархии у подобных девиантов занимает более низкие места, по сравнению с законопослушными представителями общества. Это проявляется не только в отклоняющемся асоциальном поведении условно осужденных, но и в деформации системы их внутренней регуляции, социальных связей, референтных и ценностных ориентаций, что затрудняет процесс проведения профилактической работы с данной категорией лиц в целях исправления и ресоциализации.
Поскольку 70,0% из числа условно осужденных составляют лица, преступившие закон в возрасте от 16 до 34 лет, можно отметить, что на их отклоняющееся поведение оказывают влияние и внешние факторы. Как точно указывает Н. Л. Москвичева, «ценностные ориентации молодых людей недостаточно устойчивы и испытывают большую зависимость от внешних факторов, социальных изменений. В условиях, когда система ценностей общества размыта, внутренне противоречива и до-
Д.А.Рябко
Санкт-Петербургский университет МВД России пускает возможность одновременного существования самых различных ориентаций, ценности родительской семьи приобретают особое значение» (цит. по: 7).
Действительно, ценностные ориентации личности являются не только значимыми, но и направляющими в ее поведении и деятельности. Правонарушающее поведение условно осужденных может быть вызвано попыткой завоевать уважение товарищей, которого они не могут достичь своими положительными качествами; быть формой протеста против сложившегося к нему отношения; реакцией на неуспех; способ утвердить себя в своем собственном мнении. Невозможность реализовать свои притязания, расхождение между уровнем притязаний и фактически занимаемым положением, выявление несоответствия между самооценкой и оценкой окружающих приводят осужденного в состояние психологического напряжения, беспокойства и соответственным формам поведения.
Необходимо отметить, что для достижения целей частной превенции целесообразно уделять внимание изучению мотивационной сферы отклоняющегося поведения, что даст возможность выявления и объяснения его причин, выработки механизмов формирования их правопослушного поведения.
Большую роль в отклоняющемся поведении условно осужденных играют потребление наркотических и сильнодействующих веществ, развивающаяся или имеющаяся зависимость от них. Научное определение типа личности, предрасположенной к потреблению психоактивных веществ, имеет большое значение для определения механизмов формирования отклоняющегося поведения. Наркомания формируется преимущественно в период становления личности у субъектов с выраженными тенденциями к самоутверждению и немедленному выполнению своих претензий. В то же время они отличаются сниженной способностью к длительной, целенаправленной деятельности, раздражительностью, склонностью к избыточному фантазированию, демонстративному проявлению чувств, подражанию и лжи. Это дает основание предположить у них нарушение рав- новесия между потребностями и возможностями. Указанное обстоятельство приводит к снижению социальной адаптации и способствует формированию асоциальных форм поведения, в том числе употреблению психоактивных веществ. Степень выраженности личностных изменений, их особенности обусловлены нарушениями (гипо- и гиперопека) родительского отношения и воспитания, а также церебральными патологиями различного генеза (4, 42-47).
У условно осужденных, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью и склонных к совершению новых правонарушений, наблюдаются выраженно слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным воздействиям; неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость и незрелость, склонность неадекватно реагировать на фрус-трирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации.
Кроме того, нельзя забывать о влиянии на личность (а в последующем и на совершаемые поступки) наследственности. Опросы условно осужденных и их семей показали, что в 47,0% случаев наследственная отягощен-ность психическими заболеваниями выступает как фактор, способствующий наркомании. Так, при общей высокой частоте злоупотребления алкоголем у родственников лиц, больных наркоманией, по мужской линии (все степени родства) наблюдается отчетливая тенденция к накоплению случаев злоупотребления алкоголем, что может свидетельствовать о конституциональной предрасположенности к проявлению этих черт, причем преимущественно по мужской линии (1). Таким образом, изучение особенностей личности условно осужденного, предрасположенного к употреблению психоактивных веществ, как и его родителей, имеет большое значение для определения механизмов формирования отклоняющегося поведения осужденного.
Для сведения к минимуму отклоняющегося поведения всех категорий условно осужденных и наиболее эффективного достижения целей частной превенции при проведении с ними социально-психологической работы целесообразно использование следующих воздействий:
-
1) по реорганизации личности, приводящей к устранению личностных дефектов, обусловивших совершение преступления;
-
2) по ресоциализирующим влияниям, обеспечивающим выработку установок и паттернов просоциаль-ного поведения;
-
3) по реабилитационным мерам, снимающим издержки изоляции от общества и организующим оптимальное вхождение в социум после освобождения (6).
Поскольку условное осуждение не связано с изоляцией осужденного от общества, то, как правило, у него сохраняется прежнее окружение. Воздействие на указанную категорию осужденных без учета их социально-психологических и индивидуальных различий приводит к конфликтным ситуациям и усилению отрицательного влияния на личность в среде его постоянного общения.
Проводя социально-психологическую работу с условно осужденными, необходимо отдавать предпочтение следующим направлениям: социально-психологической диагностике осужденных, разработке социально-психологического паспорта осужденного, выявлению «групп риска»; психопрогнозированию поведения осужденного в период испытательного срока и после освобождения, составлению индивидуальных программ работы с условно осужденным; социальной помощи и поддержке усилий самих осужденных по разрешению собственных проблем; укреплению положительных связей с семьей (10).
Таким образом, мы видим, что только точная ориентация в психологии личности условно осужденных помогает определить оптимальный путь их позитивного изменения, выбрать модели психологического воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход.
Тщательное изучение различных категорий личности условно осужденных должно завершаться составлением объективных психологических характеристик на каждого осужденного, разработкой общих и индивидуальных программ коррекции их поведения.
Как показывает практика, процесс изучения личности осужденного должен быть непрерывным и систематическим (психологическая коррекция), поскольку научный подход к организации психолого-педагогического процесса предполагает постоянные контакты с каждым из них. Без знания и учета личностных особенностей различных категорий осужденных не может быть эффективной деятельности в исправлении условно осужденного (8).
Психологическая помощь условно осужденному должна отражать, с одной стороны, уровень потребности в ней самого лица, а с другой – адекватность использования в указанных условиях модифицированных психотерапевтических методов. Установление потребности осужденного в психологической помощи и изучение психологических особенностей его личности должно вестись на основе индивидуальных бесед и наблюдения за его поведением, а также путем применения тестов, обеспечивающих учет искажающего влияния той негативной среды, в которой он продолжает вращаться. Эффективная психологическая помощь возможна лишь в сочетании с мерами организационного, экономического, педагогического плана, направленными на общее оздоровление социально-психологического климата в стране. Применительно к осужденным психологическая помощь связана с сообщением ему объективной психологической информации, полученной в результате психодиагностики (9).
Необходимыми начальными условиями оказания психологической помощи условно осужденным являются: его добровольное согласие на получение помощи; активное, исследовательское и творческое отношение человека к себе и своей проблеме; доверительное отношение к работающему с ним человеку. Все это возможно лишь при обеспечении психологической безопасности и личностного комфорта. Работнику уголовно-исполнительной инспекции необходимо создать такие условия для взаимодействия с условно осужденным, при которых он сможет найти новые способы действия, иные переживания и мысли, цели для дальнейшей жизни.
При этом необходимо использовать в своей работе выход на такие феномены, как смысл жизни, ценности, образ жизни. В этой связи психологическая помощь условно осужденным, базируясь на недирективном подходе, должна быть нацелена на развитие самосознания в процессе самонаблюдения, самоанализа, самооценки и саморегуляции. Недирективная модель исключает манипулирование, она предполагает: доверие к консультируемому, к тому, как человек воспринимает себя и свои проблемы; актуализацию человеком своих скрытых резервов, перестройку самоосознания и выход на самостоятельное решение своих проблем (3).
Конечной целью социально-психологической работы с осужденными является коррекция Я-образа личности, представлений человека о себе в будущем, своем социально-ролевом статусе, образе жизни.
Учитывая изложенное для социально-психологической работы с условно осужденными в целях изменения их самооценки и мировоззрения, что необходимо как для самой личности, так и для общества в целом, целесообразно рассмотреть вопрос о введении в штат уголовно-исполнительных инспекций специалиста-психолога.
Список литературы Предупреждение отклоняющегося поведения условно осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН
- Абшаихова У.А., Сирота Н.А. Клинико-катамнестическое исследование поведения подростков, больных гашишной наркоманией. Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
- Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 1995.
- Генайло С.П. Особенности премобида больных наркоманиями//Журнал невропатологии и психиатрии. 1990. № 2.
- Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
- Ковач Д. Проблемы психической регуляции поведения: методология, теория, эксперимент//Психологический журнал. 1981. Т. 2, № 1.
- Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия//Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 6.
- Савин Н.Ф., Ефимов М.А. Условное осуждение и условно-досрочное освобождение от наказания. М., 1963.
- Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. М., 2002.
- Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1998.