Предупреждение преступлений в сфере национальной безопасности стран СНГ
Автор: Токторов Алтынбек Эгембердиевич, Эрдолатов Чыныбек Сайпидинович
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция @vestnik-bsu-jurisprudence
Рубрика: Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
Статья в выпуске: 3, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются актуальные вопросы международного сотрудничества и роль международных организаций в предупреждении преступности в сфере национальной безопасности. Актуальность исследований преступности в сфере национальной безопасности стран СНГ и необходимость разработок мер их предупреждения на сегодняшний день приобретают особую значимость, так как организованная преступность, коррупция, терроризм, экстремизм, наркобизнес, незаконный оборот оружия и связанные с ними криминальные деяния приобретают характер экспансии транснациональной преступности. Проведен криминологический анализ наиболее опасных криминальных деяний, представляющих угрозу национальной безопасности странам СНГ. Акцентировано внимание на причинах и условиях, способствующих преступности в рассматриваемой сфере. В качестве задачи авторы рассматривают и определяют приоритетные направления предупреждения преступности, представляющей криминальную угрозу национальной безопасности, в том числе охватывающие и такие области, как экологическая и информационная безопасность. Уделено внимание вопросам роли международных организаций в предупреждении преступности в сфере национальной безопасности.
Транснациональная организованная преступность, интерпол, оперативно-разыскная информация, киберпространство и киберпреступность
Короткий адрес: https://sciup.org/148323504
IDR: 148323504 | DOI: 10.18101/2658-4409-2021-3-33-39
Текст научной статьи Предупреждение преступлений в сфере национальной безопасности стран СНГ
Токторов А. Э., Эрдолатов Ч. С. Предупреждение преступности в сфере национальной безопасности стран СНГ // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2021. Вып. 3. С. 33–39.
Предупреждение преступности — достаточно сложный и многоаспектный процесс, образующий комплекс разнообразных мер, в реализацию которых вовлечены государственные органы, общественные организации и другие субъекты, деятельность которых направлена на противодействие процессам детерминации преступности.
Как верно отмечает А. Х. Миндагулов, профилактика преступлений представляет собой специфическую область регулирования общественных отношений с позиции поиска и обнаружения комплекса причин и условий преступности, а также выработки мер по их устранению, которая, по сути, носит управленческий характер. Несомненно, особенности управления в сфере предупреждения и профилактики преступлений находятся прежде всего в зависимости от специфики субъекта, объектов воздействия, форм и методов профилактической деятельности [1, с. 7].
Как правило, преимущественная часть криминологов подразделяет предупредительную деятельность на два его уровня: общесоциальное предупреждение и специальное предупреждение. Следует отметить, что практически всеми учеными-криминологами признается, что по содержанию предупредительные меры могут быть социальными, экономическими, политическими, правовыми, организационно-управленческими, культурно-воспитательными.
Как свидетельствует контент-анализ литературы, преимущественной частью авторов в сфере предупреждения преступлений выделяются следующие основные функции государственных органов: а) определение цели и исходящих из нее задач предупреждения преступных посягательств, а также основных приоритетных направлений предупредительной деятельности, с учетом криминологической ситуации, складывающейся на данный период времени; б) планирование намеченной предупредительной деятельности; в) разработка и принятие с учетом современных реалий государственной комплексной Программы борьбы с преступностью либо по ее отдельному направлению; г) определение и координация предупредительной деятельности субъектов, на которых возложено исполнение таких функций; д) осуществление контрольных функций за деятельностью субъектов, осуществляющих предупредительную деятельность; е) организация и осуществление обмена опытом в рамках международного сотрудничества; и) решение вопросов связанных с кадровым и материально-финансовым обеспечением рассматриваемой деятельности.
Обоснована позиция К. А. Исаевой и А. А. Салиева, что «...в странах СНГ (после распада СССР) требовалось проведение коренных преобразований на основе детально выработанной стратегии и тактики в контексте моделей реформирования экономики зарубежных стран, а также специфики реальной действительности каждого отдельно взятого государства, в том числе менталитета страны. Сложившаяся ситуация в данной сфере не только привела к существенным дефектам и просчетам в области экономики, но и стала значительным криминогенным потенциалом для появления организованной преступности более широкой направленности» [2].
Все это влияет на национальную безопасность государства, причем, ни у кого не вызывает сомнений, что содержание организованной преступности в большей степени на сегодняшний день имеет экономический аспект, поскольку главным ее источником получения прибыли является экономика.
Ситуацию ухудшает и то, что в процессе эволюционного развития организованной преступности наблюдаются такие изменения, как ухудшение практически всех криминологических показателей и рост криминальной активности и трансформация его в транснациональную организованную преступность [3]. Поэтому является логичным криминологическую безопасность рассматривать не только внутри страны, но и в рамках СНГ.
Вопросы объединения усилий стран СНГ по предупреждению транснациональной преступности стали актуальными после распада советских государств, поскольку сохранилось единое криминальное пространство и тесная связь организованной преступности данных государств.
Следует отметить, что основными направлениями сотрудничества в целом в рассматриваемой нами сфере являются то, что заложено в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.), где в статье 6 определен объем правовой помощи:
-
- выполнение процессуальных и иных действий, предусмотренных соответствующим законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в частности, составления, пересылки и вручения адресату документов, производства осмотров, обысков, выемок, передачи вещественных доказательств, проведения экспертиз, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, законных представителей обвиняемых, экспертов;
-
- предъявления лица для опознания, включая и использование видеосвязи, видеозаписи и иных технических средств, розыска запрашиваемых лиц;
-
- осуществления необходимых оперативно-разыскных мероприятий по запросу одной из сторон в рамках уголовного преследования, выдачи лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, за совершенное преступление;
-
- розыска и ареста (изъятия) финансовых средств и имущества, полученных криминальным путем, а также доходов от такой деятельности, розыска имущества и денежных средств гражданских ответчиков для исполнения решений по таким делам [4].
Кроме того, Н. Н. Сулайманова в своей работе обоснованно указывает, что «...общие меры по предупреждению коррупционных преступлений представляют собой комплекс мер, направленных на повышение уровня жизни населения; укрепление и развитие экономики страны; развитие сильного гражданского общества; формирование идеологии и закрепление нравственных, культурных ценностей; политические преобразования, способствующие поддержанию условий для развития демократического государства (реформа судебной системы, правоохранительных органов); укрепление всех ветвей государственной власти; совершенствование законодательства и т. д.» [5, с. 41].
Исходя из вышеизложенного в рамках противодействия, в том числе предупреждения транснациональной преступности, представляющего национальную безопасность, на наш взгляд, необходимо выделить следующие направления: 1) системный подход к формированию государственной и межгосударственной стратегии борьбы с преступлениями, представляющими угрозу безопасности государств, а в необходимых случаях и по отдельным взаимосвязанным сферам транснациональной преступности; 2) активная разработка заинтересованными сторонами в рамках сотрудничества СНГ основополагающих нормативных правовых документов по противодействию, включая и предупреждение совершения нетрадиционных форм преступлений в сфере безопасности; 3) совместное планирование и осуществление намеченных мероприятий, в том числе и проведение «контролируемых поставок» в сфере незаконного оборота оружия, наркотических средств и т. п.; 4) выработка единообразных согласованных подходов к определению критериев при криминализации противоправных деяний транснациональными преступными формированиями на территории государств — участников СНГ; 5) действенная координация и принятие мер для осуществления слаженной работы под руководством единого управляющего центра; 6) дальнейшее развитие сотрудничества в целях обмена между странами СНГ информацией в оперативно-разыскной, криминалистической, справочной и иных сферах, представляющее взаимный интерес для расследования и раскрытия криминальных деяний, угрожающих безопасности государств; 7) систематический обмен опытом по расследованию преступлений в сфере национальной безопасности, носящий транснациональный характер, а также организация обучения специалистов в рамках ОДКБ; 8) разработка и обмен методическими рекомендациями, нормативными правовыми актами, а также проведение совместных научных изысканий по наиболее актуальным вопросам противодействия, в том числе предупреждение преступлений в сфере безопасности государств; 9) создание соответствующих условий для обеспечения участия представителей сторон при оказании правовой помощи в производстве расследования уголовного дела; 10) меры для организации эффективного сотрудничества по противодействию коррупции, в том числе путем заключения соглашения в рамках СНГ в данной сфере; 11) разработка системы оказания правовой помощи в розыске денежных средств и имущества за рубежом, нажитых в результате криминальных деяний; 12) активизация сотрудничества правоохранительных органов СНГ по выявлению и пресечению деятельности, представляющей угрозу национальной безопасности государств и исходящей от внешних деструктивных сил, которые действуют под прикрытием некоторых правозащитных организаций, благотворительных фондов, религиозных и общественных организаций; 13) создание единой межгосударственной системы контроля, т. е. полноценного банка данных по вопросам, связанным с противодействием транснациональной преступности, угрожающей всем видам безопасности, с целью повышения эффективности предупреждения и пресечения криминальной деятельности организованной преступностью. Такая информационно-поисковая система должна содержать полные сведения для расследования преступлений не только на национальном уровне, но и межгосударственном и при этом необходим сбор информации не только о лидерах и членах преступных группировок, но и о лицах, сопричастных к организованной преступности; 14) совершенствование воспитательной работы населения в духе национальной и религиозной терпимости и неприятия идеологии религиозно-политического экстремизма. В этих целях необходимы образовательные программы, которые будут направлены на формирование у детей и молодежи толерантного сознания, межкультурному диалогу; проведение социально- психологических экспертиз теле- и радиопрограмм, публикаций в СМИ; разработка методов диагностики и мониторинга проявлений экстремистских настроений в обществе; 15) сложность феномена транснациональной преступности, представляющей угрозу национальной безопасности государств, его уровень непредсказуемости и комплексный характер требуют разработки иных прогностических методов исследования, оценки состояния с учетом целого ряда факторов, влияющих на интеграцию данных опасных проявлений в международное пространство.
Как показывает контент-анализ различных источников, специалистами преимущественно выделяется три основных стратегических подхода к нейтрализации неблагоприятных последствий: а) адаптивный , предполагающий проведение работ, связанный с усилением приспосабливаемости к неблагоприятным условиям экосистем; б) оборонительный — направлен на повышение эффективности защиты экологической безопасности за счет принятия мер по снижению уязвимости экосистем государства; в) корпоративный — включает в себя деятельность, связанную с организацией международного сотрудничества по устранению причин опасных последствий. Для реализации указанных подходов считаем обоснованным, что должны быть приняты следующие основные меры:
-
1) проведение профессиональной правовой экспертизы действующего природоохранного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере экологии и охраны окружающей среды. На основе такого анализа, во-первых следует разработать и принять экологическую доктрину, где необходимо отразить совокупность официальных взглядов на приоритетную цель, задачи, требующие своего разрешения, основополагающие принципы и направления экологической безопасности. Такая доктрина станет отправной позицией для принятия ряда важных законодательных актов в сфере обеспечения экологической безопасности государства; во-вторых, выявленные в ходе правовой экспертизы противоречия либо проблемные аспекты, препятствующие реализации норм, станут основанием для выработки предложений по внесению изменений либо дополнений в соответствующие статьи природоохранного законодательства и иные нормативные правовые акты государства; в-третьих, выработать эффективную систему мониторинга для контроля за выполнением на должном уровне нормативных правовых актов со стороны соответствующих органов, на которых возложена ответственность за выполнение намеченных мероприятий и принятие решений в рассматриваемой сфере;
-
2) экологические проблемы должны разрешаться с учетом существующей экологической угрозы на межгосударственном уровне, при этом немаловажное значение должно отводиться принятию мер по нейтрализации коррупционных проявлений, поскольку в настоящее время ряд экологических преступлений носит транснациональный характер.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
-
1. Чтобы обеспечить национальную безопасность государства в целом, важно учитывать ее геополитическую позицию, глобальную и внутреннюю ситуацию, которые требуют значительного внимания.
-
2. Для обеспечения экологической безопасности необходимо принимать уголовно-правовые меры, а также нужен комплексный подход государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на сокращение уровня негативных антропогенных факторов, влияющих на окружающую среду и на население страны. Рациональное использование и восстановление природных ресурсов, создание и поддержание здоровой экологической среды — все это должно быть одним из целей социально-экономического развития в стране. Актуальная задача — экологизация законодательства, направленного на предупреждение экологических угроз и рисков, и регулирование общественных отношений для создания экосистемного подхода.
-
3. Следующим важным компонентом национальной безопасности является информационные составляющие. Поскольку разработка и внедрение новых информационных технологий приносят обществу не только положительные результаты, но и значительные угрозы национальной безопасности и информационному обеспечению государственной политики страны, то эта сфера определенно требует разработки эффективной системы противодействия угрозам, посягающим на конституционные права и свободы человека в сфере информационной деятельности, наносящим вред индивидуальному и общественному сознанию в области духовной жизни личности.
Ситуацию в государстве усложняет тот факт, что многие опасные преступные группы, представляющие угрозу национальной безопасности, поддерживают тенденцию к дальнейшему расширению влияния, что подтверждает их криминологические характеристики. Эта ситуация в странах СНГ требует системных мер по предотвращению негативных явлений, которые предлагаются в настоящей работе.
Список литературы Предупреждение преступлений в сфере национальной безопасности стран СНГ
- Миндагулов А. Х. Научные основы управления в сфере профилактики преступлений: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: 12.00.08. Москва, 1990. 476 c. Текст: непосредственный.
- Исаева К. А., Салиев А. А К вопросу об основных факторах, детерминирующих торговлю людьми, с участием организованных преступных групп // Международный журнал. URL: //https://elibrary.ru_wnload/elibrary_29712678_58339517.pdf. Текст: электронный.
- Каминский А. М. Методологические и теоретические основания построения криминалистической модели организации преступной деятельности в системе организованного преступного сообщества // "Черные дыры" в российском законодательстве: юридический журнал. Москва, 2008. № 2. С. 255-257. Текст: непосредственный.
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.). URL://https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1034672. Текст: электронный.
- Сулайманова Н. Н. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с должностными преступлениями: на материалах Кыргызской Республики: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук: 12.00.08. Бишкек, 2012. 49 с. Текст: непосредственный.