Предварительные результаты исследований на Войкарском городке в 2012 году
Автор: Новиков А.В., Слюсаренко И.Ю., Швец О.Л., Ломов П.К.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XVIII, 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521865
IDR: 14521865
Текст статьи Предварительные результаты исследований на Войкарском городке в 2012 году
Одним из ярких памятников истории коренного населения Приполярного Приобья является Войкарский городок (городище Войкар). Памятник расположен в пойме протоки р. Горная Обь, на мысу, образованном руслом протоки и безымянным ручьем, в 2,2 км к ССВ от с. Усть-Войкары. Современные рельефные признаки объекта представляют собой овальную в плане возвышенность размером приблизительно 100 х 50 м и высотой от уровня воды в ручье около 7 м. Площадь памятника покрыта обильной травянистой и кустарниковой растительностью [Косинская, Федорова 1994, с. 58–59]. Исследования 2003-2008 гг дали замечательные находки и показали исключительное значение памятника для реконструкции средневековой истории региона. Было установлено, что культурный слой Войкарского городка содержит материалы конца ХIII–ХIХ вв. (см., напр.: [Брусницына, 2003]).
В ходе мониторинга состояния объекта в 2012 г. были определены участки с удовлетворительной сохранностью поверхностных площадей культурного слоя и выявлены участки, состояние которых можно оценить как аварийное. Была проведена коррекция инструментального плана памятника и обследованы аварийные участки, общая площадь которых составила более 250 кв. м. На северном склоне объекта были выполнены работы по расчистке от густой многолетней растительности, в результате чего появилась возможность начать вскрытие культурного слоя. Раскоп в виде траншеи был прирезан по склону холма к разрушающейся восточной стенке раскопа 2008 г. Вскрытие культурного слоя было начато в верхней части траншеи, на участке размером 5 х 5 м. Основная трудность заключалась в медленном оттаивании слоя от мерзлоты (естественное оттаивание составляло около 10 см за сутки) при высокой насыщенности находками и деталями архитектурных конструкций. В результате, культурный слой на данном участке раскопа был исследован на глубину до 100 см от уровня дневной поверхности и законсервирован на этом уровне.
В ходе работ на площади раскопа были выявлены две архитектурные конструкции в виде подпрямоугольных срубов. Над каждым из срубов
Войкарский городок. Расчистка деревянных конструкций в раскопе 2012 г.
было обнаружено по одному преднамеренному (ритуальному) захоронению крупных собак. Собака над срубом № 2 была положена с кожаным ошейником, под ней лежал череп оленя. У передних лап собаки была найдена миниатюрная берестяная коробочка, а у задних лап обнаружена кожаная стелька от обуви. Каждое из погребений собак сопровождалось рогом оленя.
Сруб № 1 . Ориентирован стенами по сторонам света. Длина бревен исследованной части северной стены – 290 см, западной стены – 220 см, восточной стены – 110 см. На северной и восточной стенах зафиксировано по 2 венца, на западной – 3 венца. Наиболее хорошо сохранился СЗ угол сруба, где была зафиксирована кладка бревен в обло. Между бревен сруба обнаружены следы прокладки из бересты и хвои. Под стенами сруба № 1 обнаружена дополнительная конструкция в виде вертикально стоящих кольев, очевидно служивших для выравнивания и фиксации уровня стен, стоящих на мерзлоте и на склоне. На внутренней площади сруба № 1 (в его СВ углу) обнаружены остатки чувала в виде овального в плане скопления глины мощностью 38 см и размером 80 х 65 см. При разборке остатков чувала в нем были отмечены угольные прослойки и глина разной степени прокаленности.
Сруб № 2. Располагался в 35 см к С от сруба № 1. Судя по расположению западной стены, сруб № 2 был ориентирован стенами по сторонам света. Частично исследованы западная и южная стены сруба. Длина западной стены 190 см, южная стена сильно пострадала от огня. Ее предположительная длина 230 см. Под западной стеной зафиксирована хоро- шо сохранившаяся вымостка из небольших бревен, предназначенная для выравнивания уровня нижнего венца стены, расположенного у начала крутого склона. У южной стены сруба обнаружены остатки чувала в виде вертикально стоящих по окружности диаметром 55 см небольших кольев и скопления прокаленной глины между ними.
В раскопе 2012 г было обнаружено более 420 индивидуальных находок. Планиграфия находок демонстрирует их явное преобладание внутри площади сруба № 1 и рядом с ним. Характерной особенностью является значительное количество артефактов из органических материалов:
-
- археологически целые берестяные изделия (6 ед.), фрагменты берестяных изделий (163 ед.), из них 20 декорированы (с орнаментом или аппликацией);
-
- археологически целые деревянные изделия (10 ед.), фрагменты деревянных изделий (81 ед);
-
– изделия из кости и рога (4 ед.), из бивня мамонта (2 ед.), фрагменты костяных и роговых изделий (26 ед.);
-
– фрагменты ткани (48 ед.);
-
– фрагменты изделий из кожи (15 ед.).
Находки из неорганических материалов представлены реже:
-
– изделия из камня: оселки, абразивы, отбойники и т.д. (25 ед.);
-
– изделия из металла (19 ед.);
-
– бусы и бисер (6 ед.);
-
– отходы производства (шлак) (19 ед.).
Помимо перечисленных категорий находок была получена значительная палеозоологическая коллекция, в которой преобладают кости рыб и северного оленя, также присутствуют кости домашних животных (собака, свинья), диких животных (заяц, бобр, песец, лисица, соболь, белка) и птиц*.
Насыщенность культурного слоя памятника древесными остатками, обнаружение двух бревенчатых построек, а также хорошая сохранность древесины, благодаря многолетней мерзлоте, создали благоприятную возможность использования дендрохронологического метода для датирования обнаруженных объектов. С этой целью в процессе раскопок осуществлялся отбор образцов древесины для древесно-кольцевого анализа, результатом чего стала коллекция образцов, насчитывающая 41 экземпляр. В ходе предшествующих исследований на Усть-Войкарском городище был получен успешный опыт такого рода, когда благодаря датированию древесины по годичным кольцам, удалось установить точные даты целого ряда разновременных объектов и определить хронологический диапазон вскрытых культурных слоев памятника [Гурская, 2006].
Руководствуясь опытом предшественников и стандартной методикой отбора проб от археологической древесины, авторы старались обеспечить репрезентативность выборки за счет как количества, так и качества образцов. Образцы в виде поперечных спилов брались от всех древесных элементов, оригинальное место которых в составе конструкций можно было установить достоверно, при этом в расчет принималась общая сохранность древесины, разнообразие в местонахождении образов, возраст деревьев, наличие последнего прижизненного кольца, позволяющего зафиксировать год валки дерева и т.д. Собранная коллекция дендрохронологических образцов позволит установить даты заготовки древесины и время бытования самих построек, породы использованных деревьев и т.д.
Большая часть находок, обнаруженных в 2012 г. изготовлена из органических материалов, для работы с которыми необходимо было разработать и апробировать на практике методику полевой консервации. Трудности проведения полевой консервации были обусловлены условием залегания находок в мерзлоте, где все предметы приобретают избыточную водона-сыщенность. Для консервации мокрых фрагментов изделий и небольших предметов применялась методика замещения воды на проводник, который является растворителем консерванта. В качестве временного консерванта для изделий из железа и древесины была выбрана поливинилбутираль (ПВБ), растворителем для которой служит этиловый спирт; для изделий из рога и кости - акриловый сополимер БМК-5, растворенный в изопропиловом спирте. Удаление воды из этих предметов в замещающей жидкости (спирт) проводилось 3-4-кратным вымачиванием (сушка). Чтобы избежать возникновения плесени на предметах из древесины, вымачивание в ваннах осуществлялось с добавлением антисептика (лизоформин). По завершению вымачивания производилась консервация с последующей сушкой в естественных условиях.
Сложность работы с мокрыми предметами из бересты, кожи и ткани заключалась в их сильной смятости, деформации внешней формы изделий, хрупкости на разлом, разрыве внутренней структуры материалов, загрязненности. Наличие переизбытка воды и применение водорастворимого ПЭГа различных молекулярных масс как консерванта, дало возможность придать фрагментам и изделиям из этих материалов первоначальный вид и частично сохранить их пластичность после сушки.
Насыщенность водой позволила сразу приступить к процессу консервации. Для большинства органических материалов в качестве консерванта был использован низкомолекулярный полиэтиленгликоль – ПЭГ-400, для ткани – низкомолекулярный ПЭГ-200. Для одновременного проведения консервации и сушки использовался спиртово-водный раствор с добавлением консерванта ПЭГа и антисептика, который путем многократного распыления вводился в предметы. Фрагменты берестяных и кожаных изделий во влажном состоянии расправлялись вручную и под прессом, после чего, в естественных условиях осуществлялся процесс сушки. Целым изделиям придавалась первоначальная форма, для сохранения которой изготовлялся специальный фиксирующий жесткий каркас. Тканевые фрагменты расправлялись и сушились в естественных условиях без применения пресса. Применение вышеописанной методики работ с изделиями из бересты, кожи и ткани позволило без дополнительных травм расправить, временно укрепить внутреннюю структуру материалов, а также восстановить форму предметов, что позволит в дальнейшем на качественно более высоком уровне провести последующие реставрационные работы.
Работы 2012 г. подтвердили значение Войкарского городка как уникального объекта археологического наследия ЯНАО, требующего неотложных комплексных исследований в связи с интенсивным разрушением культурного слоя памятника под воздействием природных и антропогенных факторов.