Предварительные результаты исследований периферии больших курганов саргатской культуры в Центральной Барабе

Автор: Парцингер Г., Молодин В.И., Фассбиндер Й., Кобелева Л.С., Гасс А., Хофманн И., Ненахов Д.А.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья

Статья в выпуске: XXII, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты работ совместной российско-германской экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН и Фонда Прусского культурного наследия Германии. В полевом сезоне 2016 г. были проведены археолого-геофизические исследования на ряде археологических памятников Венгеровского р-на Новосибирской обл. При помощи цезиевого магнитометра Smartmag SM4G-Special измерялось околокурганное пространство (т.н. периферия) курганов саргатской культуры. Целью исследования было выявление наличия или отсутствия объектов, сопутствующих захоронениям (рвы, валы, схроны, поминальники, захоронения или ямы различного характера за пределами курганов). В результате исследования изучена периферия курганов саргатской культуры на четырех памятниках общей площадью ок. 2,8 га. Обнаружены различные элементы конструкции, принадлежащие к периферии кургана: двойные рвы, погребения по кругу, погребения во внутренних рвах и наличие рва подквадратной формы. Все перечисленные объемы, за исключением подквадратных рвов, на территории Центральной Барабы для курганов саргатской культуры науке уже известны и могут быть обозначены как типичные составные конструкции саргатского кургана. На территории Усть-Тартасского курганного могильника было выявлено наличие, вероятно, грунтового могильника, имеющего, возможно, более широкие хронологические рамки, чем присутствующие там курганы.

Еще

Ранний железный век, курган, саргатская культура, барабинская лесостепь, периферия кургана, геофизика, магнитометрия

Короткий адрес: https://sciup.org/14522400

IDR: 14522400

Текст научной статьи Предварительные результаты исследований периферии больших курганов саргатской культуры в Центральной Барабе

Летом 2016 г. совместная российско-германская экспедиция Института археологии и этнографии СО РАН и Фонда Прусского культурного наследия Германии проводила археолого-геофизические исследования на ряде археологических памятников Венгеровского р-на Новосибирской обл. Измерения охватывали околокурганное пространство (т.н. периферию) курганов саргатской культуры с целью выявления наличия или отсутствия объектов, сопутствующих захоронениям (рвы, валы, схроны, поминальники, захоронения или ямы различного характера за пределами курганов). Подобные целенаправленные исследования уже имели ме сто в Барабе на памятниках Погорелка-2, Сергино, Яш-кино-1. В текущем полевом сезоне измерения проводились на курганных могильниках Венгерово-6, Государево озеро-1, Тартас-2 и Усть-Тартасский.

Могильник Венгорово-6 находится на правой, второй надпойменной террасе р. Тартас, в 5 км к северу от места впадения р. Тартас в р. Омь. Был открыт В.И. Соболевым в 1973 г. [Троицкая, Моло-дин, Соболев, 1980, с. 22]. Еще два ранее не зафиксированных кургана были выявлены здесь в 2003 г. [Дейч, Софейков, 2004, с. 394]. Могильник представляет собой курганную цепь длиной ок. 230 м, ориентированную с юго-запада на северо-восток и состоящую из четырех курганов.

Могильник Государево озеро-1 выявлен в 2015 г. как одиночный курган. Памятник располагается на правом берегу второй надпойменной террасы р. Омь, в 500 м к югу от оз. Государево. Центральная часть кургана уничтожена «П-образным» разрезом неизвестного предназначения. По скольку в нижней части южной и западной стенок данного «разреза» хорошо видны следы выкида из могильной ямы, но дальнейшие «работы» не проводились, то грабительский характер «П-образного» разреза исключается.

Могильник Тартас-2 был обнаружен в 2003 г. [Дейч, Софейков, 2004]. Он располагается на правой, второй надпойменной террасе р. Тартас, в 300–550 м от правого берега реки. Памятник представляет собой как минимум две курганные группы по 3–4 кургана в каждой, ориентированных вдоль террасы с северо-северо-востока на юго-юго-запад.

Усть-Тартасский могильник – один из наиболее известных памятников саргатской культуры в Западной Сибири. Могильник расположен между с. Венгерово и оз. Большой Чуланкуль вдоль края 402

северной террасы урочища Таи. Впервые некрополь упоминается В.М. Флоринским в 1889 г. [Флоринский, 1889, с. 46–48; Чугунов, 1897, с. 139]. На протяжении 1895–1896 гг. памятник исследовался С.М. Чугуновым [Томская губерния, 1897, с. 41–42; Чугунов, 1897, с. 139; Томская губерния, 1898, с. 100–103; Чугунов, 1898, с. 219–225]. Два кургана близ оз. Большой Чуланкуль были изучены в 1982 г. Д.Г. Савиновым и Н.В. Полосьмак [Троицкая, Автушкова, 2010, с. 51].

Геофизические измерения проводились пошагово с применением цезиевого магнитометра Smartmag SM4G-Special в конфигурации total-field, способного производить до 10 измерений сигнала в секунду при чувствительности в ±10 пикотесла в сочетании с высоким пространственным разрешением порядка 25 × 25 см, как на горизонтальной, так и на наклонной поверхности [Fassbinder, 2009, с. 13; Fassbinder et al., 2015, с. 82]. При составлении итоговой магнитограммы рассчитывались и вычитались естественно-природные временные вариации актуального магнитного поля Земли и уровень сигнала коэффициента «шума» различных пород почвы.

На могильнике Венгерово-6 магнитограмма, охватившая 8 880 м2, показала остатки раскопок кургана № 1 [Молодин и др., 2011]. В 53 м к юго-западу от него четко выделился курган, видимый на современной поверхности. В центральной части его было выявлено пятно погребения со следами ограбления. Северо-восточнее от центральной камеры, практически примыкая к ней, наблюдается еще одно захоронение без следов ограбления. В радиусе 9 м от центра прослеживаются погребения по кругу (ок. 9 шт.). Подобная практика сочетания рва и погребений встречается на территории распространения саргатской культуры и довольно хорошо известна [Полосьмак, 1987, с. 10–12, рис. 4, 5; Матвеева, 1994, с. 72, рис. 43].

В 95 м северо-восточнее от кургана № 1 был выявлен курган малых размеров, также видимый на современной поверхности.

Могильник Государево озеро-1 исследовался небольшой площадью в 2 560 м2 вокруг кургана, находившегося в аварийном состоянии. Видимая на поверхности округлая в плане насыпь кургана на магнитограмме оказалась подовальной. Ее размеры по оси север – юг достигали 35,4 м, а по оси запад – восток 44 м.

Магнитограмма части Усть-Тартасского могильника.

Размер квадратов 40 × 40 м; цезиевый магнитометр Scintrex Smartmag SM4G-Special; уровень магнитного поля в Венге-рово на август 2016 г. ок. 58.840 ± 20 нТл; динамика ± 40 нТл на 256 оттенков серого; частота съемки 50 × 12,5 см; интерполяция 25 × 25 см (магнитная проспекция Й. Фассбиндера).

На расстоянии 11 м севернее от подножия кургана магнитограмма показала подпрямоугольную аномалию размером 4,4 × 3,9 м, ориентированную по линии запад-юго-запад – восток-северо-восток. Является ли данная аномалия археологическим объектом или же речь идет о следах современной сельскохозяйственной деятельности, сказать однозначно, опираясь на данные магнитометрии, невозможно.

На могильнике Тартас-2 исследовалась периферия трех находившихся на пашне курганов общей площадью 12 800 м2. Магнитограмма могильника позволила выявить, кроме трех видимых, еще два, полностью распаханных кургана. Особо выделяется самый северный курган с центральным погребением, опоясанным подквадратным рвом.

Усть-Тартасский могильник исследовался небольшой полосой вдоль края террасы площадью в 3 440 м2. Отправной точкой послужил большой курган (высота 2,0–2,5 м, диаметр ок. 35 м), стоящий в 4 км юго-восточнее с. Венгерово, вдоль т.н. «Московского тракта». Курган располагался частично в лесополосе вдоль трассы, что сделало невозможным проведение на нем геофизических измерений. С другой стороны лесополосы, на краю террасы, в 103 м юго-восточнее от большого кургана визуально фиксировался следующий курган несколько меньших размеров (высота ок. 1,5 м, диаметр ок. 20 м). Площадь исследования охватила пространство между этими двумя курганами (см. рисунок). Поскольку сам большой курган, расположенный западнее, находился в лесополосе, то измерялась лишь его юго-западная периферия, находящаяся на краю террасы. Никаких конструкций здесь выявлено не было. На восточном же кургане магнитограмма показала наличие центрального погребения со следами ограбления и двух рвов, опоясывающих его. Диаметр внутреннего рва составлял ок. 9,5 м, внешнего – ок. 14,6 м. Между этими двумя курганами был выявлен еще один курган, полностью распаханный и не видимый на поверхности. Курган представлял собой центральное погребение и окружающий его ров диаметром ок. 7,5 м. Кроме того, в межкурганном пространстве, вдоль края террасы удалось выявить как минимум семь рядов грунтовых могил от двух до пяти в ряд. Ряды ориентированы по линии запад – восток, а один ряд, самый северо-западный – по линии северо-запад – юго-восток. Грунтовые погребения на магнитограмме представляли собой подпрямоугольные конструкции более серого цвета, по сравнению с окружающими их почвами. Возможно, часть могил исчезла в ходе эрозии края террасы, а часть уничтожена лесопосадкой. По своей структуре и местонахождению грунтовый могильник на периферии больших курганов саргат-ской культуры напоминает разновременные грунтовые могильники, известные на территории Центральной Барабы, такие как Сопка-2 [Молодин, 2012, рис. 7] или Тартас-1.

Таким образом, с помощью геофизических исследований удалось изучить периферию курганов саргатской культуры на четырех памятниках общей площадью ок. 2,8 га. Были выявлены различные элементы конструкции, принадлежащие к периферии кургана: двойные рвы, погребения по кругу, погребения во внутренних рвах и ров подквадратной формы. Все перечисленные элементы, за исключением подквадратных рвов, на территории Центральной Барабы для курганов саргатской культуры науке известны и могут быть обозначены как типичные составляющие конструкции саргатского кургана.

Кроме того, на территории Усть-Тартасского курганного могильника было выявлено наличие, вероятно, грунтового могильника, имеющего, воз- можно, более широкие хронологические рамки, чем присутствующие там курганы.

Список литературы Предварительные результаты исследований периферии больших курганов саргатской культуры в Центральной Барабе

  • Дейч Б. А., Софейков О.В. Охранные работы в Новосибирской области//АО 2003 года. -М.: Наука, 2004. -С. 394-395.
  • Матвеева Н.П. Ранний железный век Приишимья. -Новосибирск: Наука, 1994. -152 с.
  • Молодин В.И. Памятник Сопка-2 на реке Оми: культурно-хронологический анализ погребальных комплексов одиновской культуры. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012. -Т. 3. -220 с.
  • Молодин В.И., Ефремова Н.С., Дураков И.А., Мыльникова Л.Н., Сальникова И.В., Борзых К.Л. Аварийные раскопки могильника саргатской культуры Венгерово-6//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. -Т. XVII. -С. 188-194.
  • Полосьмак Н.В. Бараба в эпоху раннего железа. -Новосибирск: Наука, 1987. -144 с.
  • Томская губерния. Производство археологических исследований//ОАК за 1895 год. -СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1897. -С. 41-44.
  • Томская губерния. Производство археологических раскопок и разведок//ОАК за 1896 год. -СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1898. -С. 94-103.
  • Троицкая Т.Н., Автушкова А.Л. Усть-Тартасский могильник (по материалам раскопок С. М. Чугунова)//Вестн. археологии, антропологии и этнографии. -2010. -№ 2 (13). -С. 51-61.
  • Троицкая Т.Н., Молодин В.И., Соболев В.И. Археологическая карта Новосибирской области. -Новосибирск: Наука, 1980. -184 с.
  • Флоринский В.М. Топографические сведения о курганах Западной Сибири. -Томск: Тип. Михайлова и Макушина, 1889. -72 с.
  • Чугунов С.М. Собранные С.М. Чугуновым сведения о курганах в Каинском округе Томской губернии//ОАК за 1895 год. -СПб.: Тип. Главного управления уделов,1897. -С. 138-140.
  • Чугунов С.М. Отчет С.М. Чугунова о раскопках его, в 1896 году, в Каинском уезде Томской губернии//ОАК за 1896 год. -СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1898. -С. 219-225.
  • Fassbinder J.W.E. Geophysikalische Prospektionsmethoden -Chancen für das archäologische Erbe//Toccare -Non Toccare. ICOMOS. Hefte des Deutschen Nationalkomitees. -München: Siegl, 2009. -No. 47. -S. 8-30.
  • Fassbinder J.W.E., Gass A., Hofmann I., Belinskij A.B., Parzinger H. Early Iron Age kurgans and their periphery: Latest findings and interpretations from the northern Caucasus//Виртуальная археология (эффективность методов). Мат-лы Второй Междунар. конф., состоявшейся в Гос. Эрмитаже 1-3 июня 2015 г -СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. -С. 81-88.
Еще
Статья научная