Предыстория и предпосылки создания Марийского национального театра (1907-1919 гг.)

Автор: Юзыкайн Эрик Алексеевич

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 3 т.12, 2020 года.

Бесплатный доступ

Введение. Результатом развития марийского культурного национализма в начале ХХ в. помимо прочих культурных инициатив стало складывание театрального движения как предтечи создания Марийского национального театра. Цель данной статьи - рассмотреть факты предыстории появления Марийского национального театра, созданного в ноябре 1919 г., факторы и особенности развития театрального движения среди марийцев. Материалы и методы. Для достижения цели было проведено изучение первых марийских периодических изданий, исследований и публикаций по истории марийского театра и развитию национального движения, протоколы марийских съездов. Применение системного анализа источников по изучаемому периоду, попытка восстановления событий в хронологической динамике позволили сформулировать максимально объективные ответы на исследовательские вопросы. Результаты исследования и их обсуждение. Одним из ключевых факторов, повлиявших на развитие марийского театрального движения, формирование народного интереса к театру, стало постепенно развивавшееся с начала ХХ в. движение по национально-культурному просвещению и развитию марийского народа, инициированное марийскими культурными националистами. Предыстория создания Марийского национального театра в ноябре 1919 г. насчитывает около десяти лет и связана с изданием первого периодического издания на марийском языке “Марла календарь”, развитием литературного творчества на марийском языке, первыми самодеятельными инициативами по постановке спектаклей. Кульминацией предыстории стали решения театрального вопроса на первых марийских форумах и бурное развитие интереса к театру в народной среде в 1917-1919 гг. Наряду с этим фактором важнейшую роль сыграли культурная и социальная специфика марийцев: наличие традиции театрализации в празднично-обрядовой сфере, низкий уровень грамотности народа в этот период. Заключение. Процессы зарождения современной марийской национальной культуры, начавшиеся с издания “Марла календаря”, являются судьбоносными для всего марийского народа. Назревавшие с приходом советской власти идеологические противоречия в среде марийской интеллигенции не сразу стали влиять на творчество первых марийских драматургов. Сторонники разных идеологических направлений хотя и имели разногласия, но действовали в едином русле в вопросах национального развития родного народа, в частности поддержки театрального движения. Газетные публикации и активизировавшееся драматургическое творчество ясно свидетельствуют в пользу того, что марийский актив интуитивно, а иногда и целенаправленно подогревал интерес к театру, способствовал и тем самым предварял появление собственного национального профессионального театра.

Еще

Национальный театр, мари, черемисы, культурный национализм, марийская драматургия, марийский театр, народный театр, народная драма

Короткий адрес: https://sciup.org/147217987

IDR: 147217987   |   DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.03.332-343

Список литературы Предыстория и предпосылки создания Марийского национального театра (1907-1919 гг.)

  • Акцорин В. А. Марийская народная драма. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1976. 200 с.
  • Басханова Х. И. Современный чеченский 4. театр и формирование этнокультурной идентичности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=16902 5. (дата обращения: 21.06.2020).
  • Васин К. Н. С. Мухинын кок том дене лук-мо произведенийже-влак нерген (умыл-тарымаш) // Мухин Н. С. Пьеса-влак, 6. проза, публицистика. Йошкар-Ола, 1968. С. 226-231. (Ойырен налме произведений-влак; т. 2).
  • Васин К., Александров А. Владимир Алексеевич Мухин-Сави // Сави В. Эрык муро: поэма, почеламутвлак, ойлымаш, очерк. Йошкар-Ола, 1978. С. 154-165.
  • Георгина М. А. Марийский драматический театр:страницы истории (19171978 годы). Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1979. 188 с.
  • Зайниев Г. Шум-чон воштончыш. М. Шкетан лумеш Марий театр: 100 ияш корнын йыжынлаже. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2019. 288 с.
  • Иванов А. Е. Марийская драматургия: основные этапы развития. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1969. 276 с.
  • Кокунина Л. К. Сербский национальный театр во второй половине XIX в.: между Нови Садом и Белградом // Вестник славянских культур. 2014. № 4 (34). С. 11-21.
  • Мухин В. Сергей Григорьевич Чавайн // У вий. 1935. № 11/12. С. 53-67.
  • Пайдуш П. Мари искусство (очерк) // У вий. 1931. № 6. С. 51-60.
  • Савченко О. М. Театр и формирование чешской национальной идентичности // Лингвострановедение: методы анализа, технологии обучения: XV межвуз. семинар по лингвострановедению: докл. и материалы. Москва, 2018. Ч. 2. С. 76-83.
  • Сануков К. Н. Марийская автономия. 2-е изд., доп. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2010. 176 с.
  • Сануков К. Н. «Марийскому календарю» 100 лет // Финно-угроведение. 2007. № 1. С. 70-80.
  • Смит Э. Д. Национализм и модернизм: критический обзор современных теорий наций и национализма. Москва: Праксис, 2004. 464 с.
  • Чузаев Р. И. Легитимация эндоэтнонима «мари» в первой четверти ХХ в. // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 1. С. 73-80. DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.01.073080
  • Шабдар О. Основные этапы развития марийской литературы // Пролэтар культур вэрч. 1935. № 3-4. С. 44-47.
  • Hutchinson J. The Dynamics of Cultural Nationalism: The Gaelic Revival and the Creation of the Irish Nation State. London: Alien & Unwin, 1987. 343 p.
  • Smith A. The Cultural Foundations of Nations: Hierarchy, Covenant, and Republic. Oxford: Blackwell Publishing, 2008. 264 p.
Еще
Статья научная