Презумпция образования в процессе жизнедеятельности и предпринимательской деятельности твердых коммунальных отходов как основа взимания платы за оказание услуг в сфере их обращения
Автор: Мухамадеева Гузель Айдаровна
Журнал: Вестник Института права Башкирского государственного университета @vestnik-ip
Рубрика: Земельное право, природоресурсное право, экологическое право, аграрное право
Статья в выпуске: 1 (3), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается правовая проблема отсутствия законодательно установленной презумпции образования твердых коммунальных отходов гражданами и предприятиями, что порождает невозможность в ряде случаев взыскания региональными операторами платы за их обращение.
Твердые коммунальные отходы, плата, региональный оператор по обращению твердых коммунальных отходов, плата за обращение твердых коммунальных отходов, мусорная реформа
Короткий адрес: https://sciup.org/142232114
IDR: 142232114
Текст научной статьи Презумпция образования в процессе жизнедеятельности и предпринимательской деятельности твердых коммунальных отходов как основа взимания платы за оказание услуг в сфере их обращения
В январе 2019 г. вступили в силу новые положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», которые ознаменовали реализа‐ цию так называемой мусорной реформы. Ключевые изменения в сфере обра‐ щения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) вкратце сводятся к тому, что на территории субъектов Российской Федерации начали свою дея‐ тельность региональные операторы по обращению с ТКО. Региональные опе‐ раторы избираются компетентными органами государственной власти субъек‐ тов Российской Федерации на конкурсной основе, результатом чего становит‐ ся заключение соглашения. Далее региональный оператор заключает догово‐ ры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями – гражданами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ор‐ ганизовывает свою деятельность региональный оператор, привлекая операто‐ ров по обращению (транспортированию) ТКО и операторов, предоставляющих услуги по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО.
Главной целью реформирования деятельности по обращению с ТКО, на наш взгляд и по документам, сопровождающим законотворческий про‐ цесс, является упорядочение деятельности лиц, осуществляющих обращение с ТКО, введение обязательной сортировки отходов перед их захоронением, а также более качественная организация процесса вывоза коммунальных отходов, особенно из сельской местности. Реформированию подверглась не только сама система организации сбора отходов, но также и система право‐ вого регулирования отношений, связанных с заключением и исполнением договоров, регулирующих отношения регионального оператора с профес‐ сиональными участниками рынка обращения с ТКО и с потребителями. Так, правилами обращения с ТКО установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ними, а также его типовая форма.
Одной из главных проблем, которые сопровождают любую предпринимательскую деятельность в нашей стране, стала работа с дебиторской задолженностью. Низкая взыскиваемость долгов за оказание услуг по обращению с ТКО стала в том числе следствием несовершенства законодательст‐ ва в указанной сфере.
Первый год «пилотной» реализации мусорной реформы в таких регионах, как Краснодарский край, Ивановская область, Республика Чувашия, показал, что при рассмотрении исков региональных операторов к потребителям о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО воз‐ никают проблемы с доказыванием объема вывезенных отходов, факта их вывоза, а также факта образования ТКО. Последнее является особенно острым и концептуальным.
Не вдаваясь в дискуссию о том, что такое презумпция, автор разделяет мнение В.К. Бабаева, который понимал под презумпцией закрепленное в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридических фактов, основанное на связи между ними и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом [1, с. 12].
Экологическое законодательство, одной из составных частей которого является законодательство об отходах, не содержит большого количества презумпций. В законодательстве об охране окружающей среды наиболее ярко выделяется лишь презумпция экологической опасности. Отсутствие в законодательстве об отходах нормы, в соответствии с которой презюмируется, что процесс жизнедеятельности любого человека, а также деятельность любого предприятия и индивидуального предпринимателя неизбежно вле‐ кут за собой образование твердых коммунальных отходов, приводит к тому, что региональные операторы вынуждены доказывать очевидные вещи. В действительности же аргументация оппонентов зачастую достаточно про‐ стая. Потребители основывают свои правовые позиции в судах на следующем: осуществляли вывоз отходов своими силами, не проживаем по названному адресу, не ведем деятельность по названному адресу, оператор не доказал, что осуществлял вывоз по настоящему адресу, и др.
Споры с потребителями‐гражданами о взыскании задолженности по оплате услуг в сфере обращения с ТКО, в которых звучат подобные возражения со стороны ответчиков, как правило, имеют положительный исход для истца. И в этой ситуации аргументом в пользу позиции регионального оператора становится запрет на прием отходов от лиц, не обладающих статусом операторов по обращению с ТКО. Кроме того, суды нередко используют в своих актах следующие формулировки: «ответчик проживает в жилом доме, расположенном по определенному адресу, следовательно, в процессе жизнедеятельности ... образуются твердые бытовые отходы, которые они не имеют право утилизировать самостоятельно» (решение мирового судьи су‐ дебного участка № 7 г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от 18 июля 2018 г. по делу № 2‐1430‐07‐425/2018). По сути, практика гражданского судопроизводства определила, что презумпция образования твердых коммунальных отходов гражданами в процессе их жизнедеятель‐ ности существует, хотя и не закреплена законодательно.
Однако решения арбитражных судов не отличаются такой строгостью суждений. Полагаем, что это связано со сложностью и нетиповым характе‐ ром споров, вытекающих из предпринимательской деятельности. Так, в процессе взыскания платы за оказание услуг по обращению ТКО потребите‐ ли, как правило, сводят спор к тому, что деятельность по указанному адресу не осуществляется, не доказан факт вывоза отходов с предприятия‐ответ‐ чика, не доказан объем вывезенных отходов. Если вопрос доказывания объ‐ емов вывезенного мусора не относится к теме настоящего исследования, то вопрос о доказывании фактов образования и вывоза отходов у ответчика имеет действительно фатальное значение для деятельности регионального оператора, которая и так не отличается особой доходностью в контексте та‐ рифной политики государства.
Уклонение субъектами, осуществляющими предпринимательскую дея‐ тельность, от представления региональному оператору заявки потребителя и заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО приводит к тому, что в отсутствие договорных отношений региональный оператор фак‐ тически теряет реальную правовую возможность удовлетворения своих ис‐ ковых требований. Практика, складывающаяся в арбитражных судах регио‐ нов, где реформа стартовала в 2018 г., подтверждает этот тезис.
На основании изложенного полагаем, что Федеральный закон «Об от‐ ходах производства и потребления» должен быть дополнен нормой, в соот‐ ветствии с которой потребители – физические лица в процессе своей жизне‐ деятельности, а также юридические лица и индивидуальные предпринимате‐ ли в процессе своей деятельности образуют твердые коммунальные отходы.
Список литературы Презумпция образования в процессе жизнедеятельности и предпринимательской деятельности твердых коммунальных отходов как основа взимания платы за оказание услуг в сфере их обращения
- Бабаев В.К. Презумпции в советском праве. Горький, 1974. 124 с.