Причины иконографической трансформации в древнерусской живописи ХVI века

Бесплатный доступ

В статье анализируются причины трансформации иконографии в древнерусской живописи ХVI века. Сначала авторы останавливаются на рассмотрении возникновения подходов к изучению древнерусской иконописи, подчеркивая вклад каждой из исследовательских школ. Далее ретроспективно прослеживается формирование иконописных подлинников в Византии и их функциональная значимость для иконописцев. Авторы подчеркивают, что наличие подобных сборников не могло полностью исключить возможность проявления индивидуальной манеры мастера, они лишь направляли иконописца. В древнерусском искусстве рубежа ХV ХVI вв. происходили изменения, вызванные комплексом причин, среди которых указываются феодальная раздробленность и нашествие монголо татар. Подробно авторы останавливаются на воздействии исихазма на мировоззрение древнерусских людей того периода, сопоставляются подходы к иконописи Андрея Рублева и Дионисия. Отмечено, что в творчестве Дионисия можно заметить отход от традиционных сюжетов и почти всегда подчеркнутую декоративность, которая свидетельствует о зарождении в русском искусстве парадно репрезентативного начала. Происходившие в изобразительном искусстве изменения приводят к их обсуждению, что и нашло отражение в «Послании иконописцу» Иосифа Волоцкого. В заключении статьи подчеркивается, что «Послание иконописцу» Иосифа Волоцкого можно рассматривать, как попытку сохранить не только неизменность иконографических сюжетов, но и богословское содержание изображения.

Еще

Иконопись, древнерусская живопись, иконографические подлинники, исихазм, андрей рублев, дионисий, иосиф волоцкий

Короткий адрес: https://sciup.org/144163063

IDR: 144163063   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2024-2118-102-108

Список литературы Причины иконографической трансформации в древнерусской живописи ХVI века

  • Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. Москва: Издательство «Искусство», 1978. 310 с.
  • Громов М. Н. Культура Древней Руси в системе мировой цивилизации // Цивилизации. Выпуск 2. Москва: Наука, 1993. С. 162-166.
  • Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: В 2 кн. Кн. 1. Москва: Искусство, 1996. 345 с.
  • Еремина Т. С. Мир русских икон: История, предания. Москва: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. 352 с.
  • Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси в XIV-начала XVI века. Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1955. 573 с.
  • Кокорин А. Древнерусская икона и культура Запада: заметки художника. Москва: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. 134 с.
  • Кондаков Н. Русская икона. Москва: Международный фонд славянской культуры и письменности, 2004. 677 с.
  • Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. Москва: Искусство, 1983. 395 с.
  • Лосский В. Н., Успенский Л. А. Смысл икон. Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет: Эксмо, 2014. 336 с.
  • Синявина Н. В. Влияние исихазма на русскую художественную культуры рубежа XIV-XV вв. // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 2018. № 3. С. 5-12.
  • Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. Москва: Изд-во западноевропейского экзархата, 1996. 345 с.
Еще
Статья научная