Причины развития гипогалактии и перевода на искусственное вскармливание детей г. Челябинска - промышленного центра Южного Урала

Автор: Узунова Анна Николаевна, Глущенкова Алена Сергеевна, Кокшарова Ирина Сергеевна, Лошагина Екатерина Игоревна, Ефанова Анна Сергеевна

Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu

Рубрика: Клиническая и экспериментальная медицина

Статья в выпуске: 3 т.17, 2017 года.

Бесплатный доступ

Цель. На основании анализа ряда факторов, определяющих состояние здоровья населения, выявить наиболее значимые причины, способствующие развитию гипогалактии у женщин и переводу детей г. Челябинска на искусственное вскармливание. Организация и методы исследования. Методом случайной выборки проанализировано 335 амбулаторных карт детей первого года жизни и 218 специально составленных анкет, заполненных при интервьюировании матерей младенцев (респондентов), для уточнения отсутствующих в медицинских документах данных. Все семьи проживали в разных районах г. Челябинска - мегаполиса с устойчивым повышенным уровнем загрязнения атмосферы и почвы солями тяжелых металлов. Проведена оценка степени влияния на причины перевода детей на искусственное вскармливание, развитие гипогалактии ряда социально-экономических и медико-биологических факторов. Результаты исследования. На развитие гипогалактии у женщин наибольшее влияние оказывает наличие неполной семьи и табакокурение, предшествующие аборты, позднее прикладывание ребенка к груди матери, экстракорпоральный тип оплодотворения. Основными причинами перевода детей на искусственное вскармливание являются гипогалактия, отказ ребенка от груди матери и нежелание матери кормить грудью своего младенца. Заключение. Малое количество грудного молока как причину перевода детей на искусственное вскармливание указало самое большое количество респондентов (47,7 %). Настораживает тот факт, что 5,8 % детей вскармливались искусственно в связи с нежеланием матери вскармливать своих младенцев и 4,1 % - в связи с невозможностью кормить грудью. В какой-то мере, как нам представляется, это может быть связано с недостаточной просветительной работой с беременными в условиях женских консультаций и в детских поликлиник, под наблюдение врачей которых поступают дети по выписке из родильных домов.

Еще

Искусственное вскармливание, гипогалактия, социально-экономические факторы, медико-биологические факторы

Короткий адрес: https://sciup.org/147153362

IDR: 147153362   |   DOI: 10.14529/hsm170305

Текст научной статьи Причины развития гипогалактии и перевода на искусственное вскармливание детей г. Челябинска - промышленного центра Южного Урала

Введение. Секреторные процессы и регуляция лактации – это сложные физиологические процессы. Трудно переоценить пользу грудного вскармливания [7]. По своей питательной ценности, сбалансированности химического состава и степени усвояемости пищевых веществ грудное молоко не может сравниться ни с одной самой совершенной, по сегодняшним представлениям, молочной смесью, предназначенной для искусственного вскармливания младенцев [13]. Пищевая ценность грудного молока обеспечивает бурные темпы роста и развития ребенка первого года жизни [5]. Грудное вскармливание способствует становлению микробиоты кишечника [15, 16].

Под эгидой ВОЗ, еще в 1990 году, была принята «Декларация младенчества», где отмечено, что грудное вскармливание является уникальным процессом, который обеспечивает идеальное питание для детей раннего возраста. Грудное вскармливание уменьшает частоту и тяжесть инфекционных заболеваний у детей, а следовательно, заболеваемость и детскую смертность [4, 6, 8]. Преимущества грудного вскармливания для матери кроме всего прочего заключаются в снижении заболеваемости раком грудной железы и яичников в продолжительности интервалов между беременностями и др. [1, 3]. Несмотря на всю очевидность пользы грудного молока, значительный процент женщин не вскармливает своих детей грудью по различным причинам. Одной из причин является гипогалактия. Проведенные в основных регионах России многоцентровые исследования свидетельствуют о том, что искусственное вскармливание с рождения получают 2,5 % детей, в возрасте 1 мес. -11,6 %, в 2 мес. - 18,5 % и в 3 мес. - 26,2 % (данные 2010 г.) [7].

Для увеличения количества детей, находящихся на грудном вскармливании и уменьшения женщин, страдающих гипогалактией, очень важным является проведение анализа причин, способствующих переводу младенцев на искусственное вскармливание [6]. Нами в городе Челябинске проводились такие исследования в 2000 г., в результате которых выявлено, что в 95 % случаев поводом для перевода детей на искусственное вскармливание являлась гипогалактия (15,6 % - первичная, 79,4 % - вторичная). На формирование первичной гипогалактии у родильниц основополагающее влияние оказывал возраст матерей, наличие патологии щитовидной железы и ожирения. Вторичная гипогалактия у 76 % женщин г. Челябинска была обусловлена сочетанием психологических, физиологических и социальных факторов. Наиболее значимыми по влиянию на развитие вторичной гипо-галактии оказались зарегистрированные самопроизвольные и медицинские прерывания беременности (46,4 %), возраст женщин младше 18 и старше 30 лет, позднее прикладывание младенцев к груди [9-12].

Нам представилось важным проследить динамику причин гипогалактии и перевода детей г. Челябинска на искусственное вскармливание через 17 лет.

Цель. На основании оценки ряда факторов, определяющих здоровье населения, выявить наиболее значимые причины, способствующие развитию гипогалактии у женщин и переводу детей г. Челябинска на искусственное вскармливание.

Материалы и методы. Методом случайной выборки проанализировано 335 амбулаторных карт детей первого года жизни (форма 112/У) и данных 218 специально составлен -ных анкет, заполненных при интервьюировании матерей младенцев (респондентов), для уточнения отсутствующих в медицинских документах данных.

Все дети наблюдались в условиях детских поликлиник № 7, 8, 9 г. Челябинска, расположенных в разных районах города, проживали в приблизительно одинаковых по экологическим характеристикам районах промышленного мегаполиса с устойчивым повышенным уровнем загрязнения атмосферы и почвы солями тяжелых металлов. Кроме автотранспорта, количество которого увеличивается ежегодно приблизительно на 7-10 %, на территории города расположено более 143 крупных промышленных предприятия, основными из которых являются предприятия черной и цветной металлургии, электроэнергетики, машиностроения, стройиндустрии и др. Все остальные анализируемые факторы были подразделены на социально-экономические (социальный статус, образование матери, жилищные условия, полнота семьи, вредные привычки матери и др.) и медико-биологические (возраст матери и отца, особенности акушерского анамнеза, течение беременности, родов, возраст ребенка при переводе на искусственное вскармливание, причина перевода ребенка на искусственное вскармливание и др.)

Для оценки влияния различных факторов на развитие гипогалактии у матерей, имеющих детей 1-го года жизни, было создано две группы сравнения. 1-ю группу составили респонденты, дети которых находились на искусственном вскармливании - 172 младенца (51,3 %), 2-ю - дети которых находились на естественном вскармливании - 163 ребенка (48,7 %). Для выявления статистически значимых различий использовался критерий Х-квадрат. Различия считали статистически значимыми при уровне Р < 0,05.

Результаты. Социально-экономическая характеристика респондентов, имеющих детей первого года жизни, представлена в табл. 1.

Как следует из представленных данных табл. 1, социальный статус женщин был различным. Наибольшее число респондентов 1-й группы сравнения было представлено рабочими и домохозяйками, имеющими среднеспециальное и высшее образование и по данным характеристикам практически не отличалось от такового во 2-й группе женщин, вскармливающих своих детей грудью.

О материальном обеспечении семей судить невозможно, так как женщины отказывались озвучивать свои доходы. Большинство семей в группах сравнения были полными. Однако среди респондентов с гипогалактией неполные семьи регистрировались чаще. Так, в группе детей, находящихся на искус -ственном вскармливании, зарегистрировано

Таблица 1

Table 1

Социально-экономическая характеристика семей

Social-economic profile of families

Основные показатели Main parameters

Группы наблюдения Observation groups

Р (достоверность различий) (significance of differences)

1 группа (n = 172) Group 1

2 группа (n = 163) Group 2

Абсолютное число / % Absolute value / %

Абсолютное число / % Absolute value / %

Социальный статус / Social status: – студентка / student

11 / 6,4

9 / 5,5

> 0,05

– служащая / office employee

17 / 9,9

13 / 8,0

> 0,05

– рабочая / worker

91 / 52,9

103 / 63,2

> 0,05

– домохозяйка / housewife

53 / 30,8

38 / 23,3

> 0,05

Образование матери / Mother's education: – среднее / secondary-level

21 / 12,2

12 / 7,4

> 0,05

– среднеспециальное / specialized secondary

64 / 37,2

59 / 36,2

> 0,05

– высшее / higher

87 / 50,6

92 / 56,4

> 0,05

Полнота семьи / Family status: – полная / two-parent

149 / 86,6

152 / 93,3

> 0,05

– неполная / single-parent

23 / 13,4

11 / 6,7

< 0,05

Вредные привычки у матери / Mother's bad habits:

– курение / smoking

19 / 11,1

6 / 3,7

< 0,05

– алкоголизм / alcohol addiction

1 / 0,6

1 / 0,6

> 0,05

Жилищные условия / Living conditions: – отдельная квартира / individual apartments – отдельная комната / individual room

136 / 79,1

131 / 80,4

> 0,05

– общежитие / hostel

10 / 5,8

9 / 5,5

> 0,05

– проживание с родителями / living

9 / 5,2

5 / 3,1

> 0,05

with parents

17 / 9,9

18 / 11,0

> 0,05

Помощь мужа по уходу за ребенком / Husband's help with babysitting:

– помогает / helps

140 / 81,4

141 / 86,5

> 0,05

– не помогает / does not help

32 / 18,6

22 / 13,5

> 0,05

Таблица 2

Table 2

Основные показатели Main parameters

Группы наблюдения Observation groups

Р (достоверность различий) (significance of differences)

1 группа (n = 172) Group 1

2 группа (n = 163) Group 2

Абсолютное число / % Absolute value / %

Абсолютное число / % Absolute value / %

Возраст матери / Mother's age: – до 18 лет / under 18

0 / 0

2 / 1,2

> 0,05

– до 20 лет / under 20

14 / 8,1

6 / 3,7

> 0,05

– до 25 лет / under 25

55 / 32,0

44 / 27,0

> 0,05

– старше 25 лет / older than 25

103 / 59,9

111 / 68,1

> 0,05

Возраст отца / Father's age: – до 18 лет / under 18

0 / 0

0 / 0

> 0,05

– до 20 лет / under 20

5 / 2,9

2 / 1,2

> 0,05

– до 25 лет / under 25

32 / 18,6

27 / 16,6

> 0,05

– до 30 лет / under 30

50 / 29,1

42 / 25,8

> 0,05

– старше 30 лет / older than 30

77 / 44,8

90 / 55,2

> 0,05

– не указан / not specified

8 / 4,6

2 / 1,2

> 0,05

Беременность запланирована / Planned pregnancy:

– да / yes

141 / 82,0

140 / 85,9

> 0,05

– нет / no

31 / 18,0

23 / 14,1

> 0,05

Отягощенный акушерский анамнез / Burdened obstetric history:

– предшествующие медицинские прерывания беременности (аборты) / preceding abortions:

0

121 / 70,4

118 / 72,4

> 0,05

1

24 / 13,9

34 / 20,8

> 0,05

2

23 / 13,4

6 / 3,7

< 0,05

более 2 / over 2

4 / 2,3

5 / 3,1

> 0,05

Самопроизвольные прерывания беременности (выкидыши) / Inevitable miscarriages:

0

146 / 84,9

150 / 92,0

> 0,05

1

19 / 11,1

12 / 7,4

> 0,05

2

4 / 2,3

1 / 0,6

> 0,05

более 2 / over 2

3 / 1,7

0 / 0

> 0,05

Наблюдение у гинеколога по поводу бесплодия / Gynecological supervision due to infertility:

да / yes

18 / 10,5

11 / 6,7

> 0,05

нет / no

154 / 89,5

152 / 93,3

> 0,05

ЭКО / IVF: да / yes

8 / 4,6

4 / 2,4

> 0,05

нет / no

164 / 95,4

159 / 97,6

> 0,05

Порядковый номер беременности / Number of pregnancy

1

67 / 39,0

65 / 39,8

> 0,05

2

42 / 24,4

63 / 38,7

> 0,05

3

37 / 21,5

22 / 13,5

> 0,05

более 3 / over 3

26 / 15,1

13 / 8,0

> 0,05

Окончание табл. 2

Table 2 (end)

Основные показатели Main parameters

Группы наблюдения Observation groups

Р (достоверность различий) (significance of differences)

1 группа (n = 172) Group 1

2 группа (n = 163) Group 2

Абсолютное число / % Absolute value / %

Абсолютное число / % Absolute value / %

Роды / Birth:

физиологические / natural

123/71,5

124/76,1

> 0,05

кесарево сечение / C-section

49/28,5

39/23,9

> 0,05

Течение беременности / Gestation

course:

– преэклампсия / preeclampsia

59/34,3

72/44,2

> 0,05

– эклампсия / eclampsia

10/5,8

16/9,8

> 0,05

– без токсикоза / no gestational toxicosis

103/59,9

75/46,0

> 0,05

– острые заболевания во время беременности / acute diseases during

62/36,1

45/27,6

> 0,05

pregnancy

– диспансерный учет по поводу хронических заболеваний / dispensary for chronic diseases

49/28,5

35/21,5

> 0,05

Таблица 3

Table 3

Основной показатель Main parameter

1 группа (n = 172) Group 1

2 группа (n = 163) Group 2

Р (достоверность различий) (significance of differences)

Абсолютное число / % Absolute value / %

Абсолютное число / % Absolute value / %

Приложен к груди в родильном зале / First latching in the labor ward – да / yes – нет / no

121 / 70,3

51 / 29,7

142/87,1 21/12,9

> 0,05

< 0,05

Использование соски / Pacifier used: – да / yes – нет / no

101 / 58,7

71 / 41,3

77/47,2

86/52,8

> 0,05

> 0,05

Допаивание / Supplemental drink giving: – нет / no

– да (вода) / yes (water)

– да (молоко) / yes (milk)

– да (другое) / yes (other)

60 / 34,9

94 / 54,6

11 / 6,4

7 / 4,1

79/48,5 69/42,3 9/5,5 6/3,7

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

Возраст перевода ребенка на искусственное вскармливание / Time of transition to bottle feeding:

– с рождения / since birth

– 1 мес / 1 month

– 2 мес / 2 months

– 3 мес / 3 months

– 4 мес / 4 months

– 5 мес / 5 months

– 6 мес и >/ = / 6 months and >/ =

38 / 22,1

26 / 15,1

34 / 19,8

33 / 19,2

15 / 8,7

12 / 7,0

14 / 8,1

Причина перевода ребенка на искусственное вскармливание / Reasons of bottle feeding: – отсутствие молока у матери после родов / post-birth agalactia

– мало молока у матери / hypogalactia

– малая прибавка в массе у ребенка / small gain in weight of the baby

– отказ ребенка от груди матери / nursing strike

– нежелание матери кормить грудью / mother's unwillingness to breastfeed

– невозможность кормить грудью / inability to breastfeed

– болезнь матери / mother's disease

14 / 8,1

82 / 47,7

34 / 19,8

21 / 12,2

10 / 5,8

7 / 4,1

4 / 2,3

  • 6.    Малое количество грудного молока как причину перевода детей на искусственное вскармливание указывает наибольшее количество респондентов (47,7 %).

Список литературы Причины развития гипогалактии и перевода на искусственное вскармливание детей г. Челябинска - промышленного центра Южного Урала

  • Алферов, В.П. Питание детей первого года жизни/В.П. Алферов, Э.П. Романюк, Л.Н. Пройда. -СПб., 2005. -46 с.
  • Воронцов, И.М. Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка: учебное пособие для студентов и врачей/И.М. Воронцов, Е.М. Фатеева. -СПб.: Фолиант, 1998. -254 с.
  • Давыдовская, А.А. Скрытые опасности при введении искусственной смеси в рацион ребенка: пути минимизации негативных воздействий/А.А. Давыдовская, С.Г. Грибакин, Т.И. Гаранкина//Вопросы современной педиатрии. -2013. -Т. 12, № 6. -С. 50-57.
  • Захарова, И.Н. Микробиоценоз кишечника у детей: современные представления/И.Н. Захарова, Ю.А. Дмитриева//Педиатрия. -2013. -№ 3. -С. 74-79.
  • Кешищян, Е.С. Вскармливание детей первого года жизни/Е.С. Кешищян, И.И. Рюмина//Рос. вестник перинатологии и педиатрии. -2007. -№ 1 -С.45.
  • Конь, И.Я. Комментарий российских специалистов к «Рекомендациям по питанию детей грудного и раннего возраста (от 0 до 24 мес.)»/И.Я. Конь, Т.Э. Боровик, Е.И. Прахин и др.//Вопросы детской диетологии: науч.-практ. журнал союза педиатров России и Всерос. ассоциации врачей-диетологов. -2006. -Т. 4, № 3. -С. 75-77.
  • Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. -М.: Союз педиатров России, 2011. -68 с.
  • Санникова, Н.Е. Роль функциональных компонентов адаптированных молочных смесей в коррекции нарушений пищеварительного тракта у детей, рожденных путем кесарева сечения/Н.Е. Санникова, Т.В. Бородулина, Е.Ю. Тиунова и др.//Лечащий врач. -2016. -№ 11. -С. 3-6.
  • Узунова, А.Н. Вскармливание ребенка первого года жизни/А.Н. Узунова. -Челябинск: ПИРС, 2009. -216 с.
  • Узунова, А.Н. Искусственное вскармливание детей/А.Н. Узунова, С.В. Неряхина//Актуальные проблемы медицинской науки, технологий и профессионального образования: сб. науч. тр. -Челябинск, 2005. -Т. 2. -С. 22-26.
  • Узунова, А.Н. Анализ причин гипогалактии у женщин промышленного центра Южного Урала/А.Н. Узунова, С.В. Неряхина//I Всероссийский конгресс «Питание детей: XXI век»: сб. материалов. -М., 2000. -С. 56-61.
  • Узунова, А.Н. Анализ основных причин развития гипогалактии у женщин/А.Н. Узунова, С.В. Неряхина, Л.С. Панова, А.М. Дубровская//Сборник научно-практических трудов II съезда акушеров-гинекологов и педиатров Челябинской области. -Челябинск: ЮУГМУ, 2005. -С. 151-154.
  • Feldman-Winter, L. Evidence based interventions to support breastfeeding/L. Feldman-Winter//Pediatr. Clin. North Am. -2013. -Vol. 60 (1). -Р. 169-187.
  • Jungersen, M. The sciense behind the Probiotic Strain Bifidobacterium animals subsp/M. Jungersen, A. Wind, E. Johansen, J.E. Christensen et al.//Lactis BB-12. Microorganisms. -2014. -№ 2. -P. 92-110.
  • Peres, P.E. Bacterial imprinting of the neonatal immune system: lessons from material cells?/P.E. Peres, J. Wore, M. Ledere et al.//Pediatrics. -2007. -Vol. 6. -P. 724-732.
  • Vendt, N. Jrouth during the first 6 monthe of life in infanted using formula enriched with B. rhamnosus GG: double -blind, randomized trial/N. Vendt, H. Grunberg, J. Juure et al.//J. Human Nutr. and dietetics. -2006. -Vol. 19, № 1. -P. 51-58.
Еще
Статья научная