Приемы создания визуального эффекта объема при изготовлении железной торевтики малых форм аскизской культуры конца X - XII века

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты исследования приемов создания визуального эффекта объема, которые применялись при изготовлении железной торевтики малых форм енисейских кыргызов в конце X XII в. Использованы материалы пяти погребальных памятников начала II тыс. н.э., расположенных в южной части Красноярского края: могильников Эйдиктыр-кыр, Мутная-1, Большой Телек, Монашка, одиночного кургана Булыгино. Учтено 260 предметов: ременные наконечники, накладки, бляхи, ременные обоймы, распределители ремней, седельные обкладки и пробои. Техники, используемые при создании изделий, реконструированы в рамках экспериментально-трасологического анализа. Визуальный эффект объема при изготовлении изделия достигается на этапе создания корпуса предмета двумя операциями. Первая формирование профиля заготовки воздействием на обратную сторону. Вторая обработка кромки заготовки. Выявлено 6 способов формирования профиля предметов (два варианта чеканки; без воздействия (плоский профиль); два варианта дифовки (выколотки); ковка по стержню-основе) и 4 варианта формы кромки (вертикальная; сложный профиль; наклонная к лицевой стороне; треугольная). Закономерности степени изгиба обратной поверхности предметов (индекс профиля), формы и угла наклона кромок исследованы методами математической статистики (Mann-Whitney U test, Spearman’s rs). Установлена положительная корреляция между индексом профиля и углом наклона кромки. Выявлена разница между углом наклонной части у кромок второго и третьего вариантов формы. Сделан вывод, что визуальный эффект объема при изготовлении железной торевтики малых форм аскизской культуры концаX-XII в. достигался либо чеканкой или дифовкой (получением реального изогнутого профиля), либо, в большинстве случаев, наклоном кромки изделий. Данные приемы могли дополнять друг друга. Создание эффекта объема являлось частью общей тенденции к сохранению в железной торевтике аскизской культуры визуальной эстетики литой бронзовой торевтики конца I тыс. н.э.

Еще

Южная сибирь, аскизская культура, енисейские кыргызы, металлообработка, торевтика, методы статистики

Короткий адрес: https://sciup.org/145146690

IDR: 145146690   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0568-0574

Список литературы Приемы создания визуального эффекта объема при изготовлении железной торевтики малых форм аскизской культуры конца X - XII века

  • Грач А.Д., Савинов Д.Г., Длужневская Г.В. Енисейские кыргызы в Центре Тувы. Эйлиг-Хем III как источник по средневековой истории Тувы. - М.: Фундамента-Пресс, 1998. - 84 с. EDN: VQYLTN
  • Давыдов РВ. Технология изготовления чеканной железной торевтики малых форм (по материалам погребальных памятников енисейских кыргызов) // Древние культуры Монголии, Южной Сибири и Северного Китая: Мат-лы XI Междунар. научн. конф. (Абакан, 08-11 сентября 2021 года). - Абакан: Изд-во ИИМК РАН, 2021. - С. 199-206. -. DOI: 10.31600/978-5-907298-19-4.199-206 EDN: GOZXWF
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. -М.: Физматлит, 2006. - 816 с. EDN: QJQKBH
  • Конькова Л.В., Король Г.Г. Формирование и развитие традиций в обработке художественного металла в степной Евразии эпохи Средневековья // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2001. - № 1. - С. 94-100. EDN: VBZECB
  • Кызласов И.Л. Аскизская культура Южной Сибири XXIV вв. Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е3-18. - М.: Наука, 1983. - 128 с.
Статья научная