Применение лицевой биометрии для информационно-аналитической поддержки розыскных мероприятий
Автор: Чаплыгина Виктория Николаевна, Москвичев Алексей Александрович
Журнал: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра @kriminalistika-vsz
Рубрика: Криминалистика. Судебно-экспертная деятельность. Оперативно-розыскная деятельность
Статья в выпуске: 1 (21), 2022 года.
Бесплатный доступ
За прошедшие годы было разработано множество подходов к обеспечению безопасности, которые помогают обеспечить защиту конфиденциальных данных и снизить вероятность нарушения безопасности. Распознавание лиц, которое является одним из немногих биометрических методов, обладающих достоинствами как высокой точности, так и низкой навязчивости, представляет собой компьютерную программу, которая использует лицо человека для автоматической идентификации и проверки личности по цифровому изображению или видеокадру из видеоисточника. Она (программа) сравнивает выбранные черты лица с изображением и базой данных лиц, или это также может быть аппаратное обеспечение, которое используется для аутентификации человека. Эта технология представляет собой широко используемую биометрическую систему для аутентификации, авторизации, верификации и идентификации. В этой связи её использование правоохранительными органами быстро растет. Сегодня сотрудники органов внутренних дел могут использовать стационарные и мобильные передвижные устройства, чтобы делать готовые к распознаванию изображения людей. Камеры видеонаблюдения позволяют полиции мгновенно получать доступ к сотням тысяч изображений лиц граждан. В некоторых странах полиция использует распознавание лиц с помощью нательных камер, чтобы идентифицировать людей в темноте, сопоставлять человека с имеющимся фотороботом или даже создавать изображение лица человека из небольшого образца его лица. Использование органами правопорядка технологии распознавания лиц, хотя и не является новой практикой, но привлекает повышенное внимание со стороны общественности. В частности, сохраняются проблемы: достоверности технологий; гендерных и возрастных погрешностей; процесса сбора, сохранения и защиты изображений, содержащихся в различных «лицевых» базах данных распознавания; публичного уведомления об использовании распознавания лиц и других технологий; правил, стандартов регулирования и использования данных систем правоохранительными органами. Несмотря на это, технология распознавания лиц может быть ценным инструментом расследования для выявления и предотвращения преступной деятельности, уменьшения непосредственной угрозы здоровью или безопасности граждан, помощи в поиске лиц, пропавших без вести или находящихся в розыске. Статья посвящена изучению технологии лицевой биометрии, позволяющей решать важные задачи, стоящие перед правоохранительными органами, в части: мгновенной идентификации правонарушителей; установления местонахождения разыскиваемых лиц; накопления массивов «больших данных», необходимых для планирования и проведения массовых мероприятий.
Система распознавания лиц, биометрия, нейросети, видеоаналитика
Короткий адрес: https://sciup.org/143178598
IDR: 143178598
Текст научной статьи Применение лицевой биометрии для информационно-аналитической поддержки розыскных мероприятий
История биометрии берет свое начало со времен Л. Даггера и А. Бертильона. Большинство современных специалистов определяют биометрию как «способ измерения характеристик человека для проверки его личности» 1 . Такие характеристики можно классифицировать на статические, которые присущи человеку на протяжении всей его жизни (геометрия лица и строение папиллярных линий на руках, радужная оболочка глаз, рисунок вен и др.) и динамические, которые оценивают уникальное поведение и подсознательные движения человека (голос, рукописный почерк, походку др.). Для успешного сравнения и сопоставления с существующими базами биометрические данные должны быть уникальными, постоянными и собираемыми.
Методы распознавания лиц «условно делятся на две группы: использующие локальные и глобальные признаки лица. При использовании локальных — алгоритм выделяет отдельные части (глаза, нос, рот и др.) и уже по ним распознает лицо. При использовании глобальных — оперирует со всем лицом в целом. Количество существующих методов выделения признаков и их классификации велико, но одни и те же методы используются для выделения как локальных, так и глобальных призна-ков»2.
Среди наиболее эффективных методов распознавания лиц можно выделить нейросетевой, который давно перестал быть предметом научной фантастики и благополучно перешел в реальный мир, став при этом одним из самых популярных изобретений в области программного обеспечения для анализа изображений. За счет использования сверхточных нейронных сетей «распознавание становится менее зависимым от поведения людей» [1, с. 433], «снижаются требования к монтажу камер, улучшается качество распознавания в широком диапазоне внешних условий, включая изменяющуюся освещенность»3. Система сначала преобразует лицо в массив точек, а затем в числа, об- рабатываемые математическими алгоритмами. На выходе получается биометрическая модель — файл с определенной последовательностью чисел.
Основная часть
В настоящее время без современных технологий раскрытие и расследование преступлений крайне затруднительно [2, с. 150]. Так, например, существует система распознавания лиц — программа, созданная для распознавания и идентификации человеческих лиц на изображениях или видео, которая позволяет после формирования отпечатка лица найти правильные совпадения с ним в большом массиве данных.
Идентифицирование биометрических черт происходит в несколько этапов:
-
1. Обнаружение. Система распознавания лиц, соединенная с камерами в одну инфраструктуру, сканирует поле видеозахвата на предмет, по очертаниям и контуру напоминающий лицо. Данные системы устанавливаются в так называемых чистых зонах — местах, где человек в кадре находится один или в местах большого скопления людей (в условиях толпы). Поскольку человек часто жестикулирует, делает повороты головы, не всегда держит осанку прямо и пр., его лицо не всегда попадет в кадр в правильном ракурсе. В таком случае нейросеть переходит к следующему этапу, на котором оцениваются положение, ориентация и размер головы.
-
2. Стандартизация. Исходное изображение последовательно
-
3. Представление. После формирования лицевой подписи система преобразовывает ее в сложный математический код индивидуальной идентичности, который облегчает вычислительное сравнение вновь полученной информации с сохраненными базами ранее записанных данных.
-
4. Сопоставление. Логическим этапом завершения цепочки алгоритма идентификации личности по видеоизображению является сравнение полученных данных лица с сохраненными ранее. В случае совпадения с одним из изображений программное обеспечение уведомляет об этом конечного пользо-вателя 1 .
масштабируется (получается пирамида, состоящая из пяти изображений, которые сравниваются между собой путем наложения друг на друга для дальнейшей группировки в кластеры) и поворачивается таким образом, чтобы его можно было конвертировать в формат, требуемый для последующей регистрации. Таким образом, нейронная сеть извлекает характеристики изображения, выделяя ключевые факторы, такие как: расстояние между глазами, подбородком и лбом, толщину губ и носа и т. д. Результатом обработки данных характеристик является создание лицевой подписи.
Существуют две основные задачи, которые призваны решать программные продукты по лицевой биометрии:
— верификация (хорошим примером является разблокировка смартфонов по идентификации лица);
— распознавание (часто используется в системах безопасности и наблюдения, в том числе сотрудниками правоохранительных органов).
Ведущей страной в области биометрических технологий является Китай, где соблюдение законов на всей территории страны почти полностью контролирует искусственный интеллект. В 2015 году министерство общественной безопасности этой страны начало свою работу по созданию самой обширной в мире базы данных распознавания лиц, а уже сегодня частота ошибок нейросетей составляет лишь 0,008 %, т. е. только 8 из 100 тыс. сканирований могут быть идентифицированы неверно. Более того, китайские полицейские в своей повседневной служебной деятельности используют «портативные ситуационные видеорегистраторы, которые по размеру чуть меньше рации. Устройство располагается поверх одежды сотрудника и анализирует видеопоток, выделяя из него лица людей, данные о которых через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (в устройство можно вставить сим-карту) отправляются на сервер» [1, с. 435].
В России в рассматриваемой области пока нет столь масштабных экспериментов национального уровня. Вместе с тем с начала 2020 г. в г. Москве развернута сеть мощных серверов, которая анализирует данные более чем 189 тыс. городских видеокамер, установленных в автобусах, метро, на светофорах, во дворах и на подъездах многоквартирных домов. С помощью системы видеофиксации, названной «АПК «Безопасный город», только за 10 дней новогодних праздников удалось задержать в столице 34 злоумышленников, находившихся в федеральном розыске1.
За 6 месяцев 2020 года в г. Москве с помощью данной системы видеонаблюдения раскрыто более 2400 тяжких и особо тяжких преступлений 2 . Система показала свою эффективность при контроле за соблюдением карантинного режима. С момента его объявления в г. Москве было выявлено более 200 случаев нарушения режима изоляции (самоизоляции).
Существуют ведомственные (МВД России, ФСБ России) фото-или видеобазы данных субъектов оперативной заинтересованности, которые направлены: на установление (подтверждение) личности задержанных, доставленных в ДЧ; идентификацию лиц, подозреваемых в причастности к совершению преступлений и правонарушений; идентификацию трупов. В МВД России основной способ использования таких фото- или видеоматериалов — визуальный просмотр, т. е. сотрудники ОВД или эксперты просматривают фотомассив или видеофрагмент, пытаясь получить из него оперативно значимую информацию. Данные вопросы обсуждаются и в литературе [3, 4, 5, 6]
Вместе с тем появилась и активно внедряется так называемая интеллектуальная аналитика на основе распознавания лиц, которая путем обработки оперативных фото- и видеоматериалов, изъятых с мест преступлений (происшествий), дает возможность: а) автоматически распознавать лиц субъектов, подозреваемых в причастности к совершению преступления с сохранением всех данных во временные каталоги («открытые дела»); б) биометрически сопоставлять лиц в расследуемом деле с постоянным фотобанком фигурантов по другим делам, для установления личности, объединять различные эпизоды в общее производство; в) устанавливать причастность задержанных, доставленных в дежурную часть лиц к совершению преступлений по зарегистрированным открытым делам [7, с. 87].
Интеграция ведомственных баз данных в концепцию «умных городов», позволяет:
-
1. Устанавливать местонахождение (постоянное пребывание, привычные маршруты) субъекта оперативной заинтересованности.
-
2. Проводить биометрический мониторинг — мгновенное реагирование на появление субъекта в поле зрения камер.
-
3. Накапливать статистику (время и место обнаружения субъекта) без ограничений по глубине хранения данных.
-
4. Выявлять новые оперативно-значимые сведения, устанавливать социальные связи, контакты ближнего круга, потенциальных сообщников и др.
-
5. Обеспечивать охрану общественного порядка на культурно-массовых мероприятиях при помощи передвижных биометрических комплексов (ПБК).
-
6. Проводить биометрическую идентификацию на маршрутах патрулирования при помощи мобильных устройств с приложением интеллектуальной системы аналитики.
-
7. Выявлять оперативно значимые сведения с использованием OSINT (изображения в открытых источниках).
Примером положительного опыта использования вышеописанного информационно-аналитического симбиоза является прошедший не так давно в нашей стране чемпионат мира по футболу FIFA-2018. Команда экспертов в области искусственных нейронных сетей и машинного обучения NtechLab, чьи алгоритмы использовались на спортивных объектах (спортивная арена «Лужники» — 224 камеры на входных КПП, фан-зона на Воробьевых горах — 58 камер на входных КПП и 12 камер на выходных КПП, стадион «Открытие Арена» — 74 камеры на входных КПП) совместно с ГУ МВД России по г. Москве, при поддержке департамента информационных технологий столицы, продемонстрировали слаженную работу в части обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
ГУ МВД России по г. Москве предоставила специалистам из NtechLab базу данных для мониторинга более 50 тыс. лиц по следующим шаблонам: федеральный розыск, поднадзорный, экстремист, карманник, «запрет-чик» и др. Системе интеллектуальной видеоаналитики требовалось менее 2 секунд для идентификации подозрительного лица и уведомления об этом службы безопасности.
По результатам совместной работы за июнь-июль 2018 г. на указанных объектах было задержано более 100 человек, из которых на фестивале болельщиков: 19 находившихся в федеральном розыске; 9 так называемых «запретчи-ков»; 7 поднадзорных лиц; 49 футбольных фанатов в том числе 1 иностранный; 1 экстремист; 8 карманников. На спортивной арене «Лужники» было задержано 11 футбольных фанатов, других категорий не выявлено, поскольку вход осуществлялся по паспорту болельщика (FAN ID) — персонифицированной карте зрителя, которая явля- лась частью системы идентификации футбольных болельщиков, в то время как в фан-зоне такого документа не требовалось1.
Помимо стационарной интеллектуальной видеоаналитики, как было сказано выше, существуют передвижные биометрические комплексы (ПБК), позволяющие контролировать проход лиц в зону проведения массового мероприятия на открытых участках местности, которые включают в себя:
-
1) сервер видеоаналитики — размещается на шасси транспортного средства (микроавтобус, автобус) в изолированном контуре без подключения к публичным сетям передачи данных. В зависимости от конфигурации, к одному серверу может быть подключено от 8 до 24 камер наблюдения;
-
2) камеры наблюдения — монтируются на рамки-металлодетекторы, чтобы снимать лица граждан, проходящих в зону проведения массового мероприятия. Видеопотоки с камер транслируются на сервер видеоаналитики по закрытой беспроводной сети (если это допустимо режимным мероприятием) или бронированному кабелю.
В дальнейшем лицо каждого проходящего через рамку гражданина распознается в видеопотоке и сопоставляется с загруженной на сервер видеоаналитики базой лиц, т.е. идентифицируется. При обнаружении совпадения дежурному в автобусе выдается уведомление, после чего он принимает оперативные меры. Важность использования таких методов обсуждается и в исследованиях авторов [8, 9, 10].
Передвижной биометрический комплекс, в качестве пилотного проекта, успешно зарекомендовал себя на службе в УМВД по Рязанской области и использовался для идентификации лиц, подозреваемых в нарушении миграционного законодательства и режима пребывания в Российской Федерации. Так, во время празднования Ураза-байрама в июле 2018 г. в регионе выявлено свыше 50 таких нарушителей, 17 из которых подготовлены к принудительной депортации за пределы Российской Фе-дерации 1 .
Выводы и заключение
Несмотря на очевидные преимущества лицевой биометрии, во время процесса распознавания на изображениях или видео неизбежно возникают различные проблемы, которые нелегко преодолеть, а именно: а) освещение — в зависимости от освещения, система может не сработать должным образом; б) поза — иногда из-за позы, которую человек принимает во время захвата изображения, лицо не попадает в кадр; в) возраст — некоторые части лица продолжают расти на протяжении всей жизни, поэтому лицо одного и того же человека в разном возрасте, возможно, будет отличаться на фотографиях, имеющихся в базе; г) окклюзия — из-за маски, солнцезащитных очков, прически, бороды, косметики и т. д. могут быть частично скрыты некоторые черты лица; д) качество изображений — если изображения взяты из различных источников и стандартизированы, то, вполне вероятно, придется изменить разрешение для некоторых из них, что негативно скажется на их качестве. Чтобы справиться со всеми этими проблемами, конкретный способ распознавания лиц чаще всего использует несколько алгоритмов и методов для стандартизации данных и улучшения возможностей распознавания [11, с. 132] .
Есть основания надеяться на то, что многие вышеописанные проблемы будут преодолены, интеллектуальная видеоаналитика будет и дальше решать важные вопросы биометрической идентификации личности, помогая правоохранительным органам в раскрытии преступлений и правонарушений, а объединение данных о биометрических параметрах в единую систему позволит перейти на качественно новый уровень обеспечения общественной безопасности в России.
Список литературы Применение лицевой биометрии для информационно-аналитической поддержки розыскных мероприятий
- Носова Ю. С. Общее представление о распознавании лиц: метод глобальных точек, локальных признаков, алгоритмы и проблемы / Ю. С. Носова, Н. Г. Терехов, Ф. В. Сычев // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник): научный мультидисциплинный журнал. — 2019. — № 4. — С. 431—436.
- Грибунов О. П. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: отдельные аспекты современного состояния / О.П. Грибунов // Криминалистические чтения на Байкале — 2015: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». — 2015. — С. 150—154.
- Колычева А. Н. Следственные ошибки в стадии предварительного расследования / А. Н. Колычева // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2021. — № 2(87). — С. 124—129.
- Морозова Н. В. Криминалистические методики расследования преступлений. Основания и принципы формирования / Н. В. Морозова // Закон и право. — 2020. — № 8. — С. 150—151.
- Морозова Н. В. Общетеоретические аспекты проведения осмотра места происшествия при расследовании преступлений / Н. В. Морозова // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2021. — № 4 (89). — С. 48—52.
- Колычева А. Н. Отдельные аспекты судебной компьютерной экспертизы, назначаемой при расследовании преступлений, совершенных с использованием сети интернет / А. Н. Колычева, В. Ф. Васюков // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2019. — № 3 (25). — С. 119—122.
- Сучков А. И. Актуальность использования специализированного бланка протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия / А. И. Сучков // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени
- В. В. Лукьянова. — 2021. — № 3 (88). — С. 86—96.
- Сретенцев А. Н. Возможности и перспективы внедрения систем автомтического распознавания лица человека в процесс раскрытия и расследования преступлений / А. Н. Сретенцев // Российский следователь. — 2021. — № 1. — С. 17—20.
- Сретенцев А. Н. Перспективы внедрения передовых приемов и средств фиксации в деятельность по осмотру места происшествия / А. Н. Сретенцев, О. Ю. Машурова // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2019. — № 3 (80). — С. 107—111.
- Харламова Н. Д. Тактические аспекты применения приемов психологического воздействия при производстве допроса и очной ставки / Н. Д. Харламова, Д. А. Бадиков // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2019. — № 2 (79). — С. 92—95.
- Бадиков Д. А. Некоторые аспекты подготовки иллюстрационной таблицы к протоколу осмотра места происшествия / Д. А. Бадиков // Закон и право. — 2022. — № 3. — С. 131—133.