Принцип «ars imitatur naturam» в генезисе философско-образовательных концепций Яна Амоса Коменского и Григория Сковороды

Автор: Степанова Анна Сергеевна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию вопроса о роли и модификации аристотелевского принципа ars imitatur naturam в формировании концепции чешского мыслителя, педагога и теолога Яна Амоса Коменского. Многообразие подходов протестантских мыслителей к принципу Аристотеля, рождавшихся в дискуссии, позволило Коменскому подойти к нему критически, осмыслив его всесторонне и распространив понятие искусства на сферу образования. Идеи Кампанеллы подвигли Коменского снять гриф неопределенности с природы, способствовали пониманию ее как дружественного и творческого начала. Отмечается своеобразие истолкования Коменским указанного принципа, придание ему смысла универсального природно-гуманитарного механизма, что наиболее полно отвечало его концепции пансофийности. Проводится аналогия между трактовками аристотелевского тезиса Коменским и Г. Сковородой, развивавшим концепты сродности и премудрости в свете идей просвещения, заложившими тем самым основы гуманистической философии и педагогики Нового времени и эпохи Просвещения.

Еще

Аристотель, Филипп Меланхтон, Ян Амос Коменский, Григорий Саввич Сковорода, Томазо Кампанелла, гуманистическая педагогика, пансофия, Премудрость, сродность, принцип ars imitatur naturam

Короткий адрес: https://sciup.org/147237628

IDR: 147237628   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-1-172-190

Список литературы Принцип «ars imitatur naturam» в генезисе философско-образовательных концепций Яна Амоса Коменского и Григория Сковороды

  • Дильтей, В. (2000) Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. Левина, М. И., пер. Москва-Иерусалим.
  • Горфункель, А. Х. (1977) Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. Москва: Мысль.
  • Горфункель, А. Х. (1980) Философия эпохи Возрождения. Москва: Высшая школа.
  • Горфункель, А. Х., пер. (1981) Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х томах. Т. 2. Москва: Искусство.
  • Золотухина, А. И., пер. с лат., Марчукова, С.М., прим. (2018) «Я. А. Коменский. Обозрение физики, преображенной в согласии с божественным светом», Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем 4, 105–119.
  • Карпов, В. П., Брагинская, Н. В., пер. с древнегреч. (1981) Аристотель. Физика. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Серия: Философское наследие. Москва: Мысль.
  • Кассирер, Э. (2000) Избранное: Индивид и космос. Гаджикурбанова, А. Г., пер. с нем. Москва, Санкт-Петербург: Университетская книга.
  • Красновский, А. А., ред. Коменский, Я. А. (1939) Великая дидактика. Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения. Москва: Государственное Учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА.
  • Марченко, О. В. (2018) Григорий Сковорода, его жизнь, сочинения и учение. Сковорода Г. Наставления бродячего философа. Полное собрание текстов. Прим. О. В. Марченко. Москва: Издательство Аст, 5–21.
  • Марчукова, С. М. (2008) Ян Амос Коменский: приглашение к диалогу. Санкт-Петербург: Европейский дом.
  • Марчукова, С. М. (2013) Эвристический потенциал идеи пансофийности в педагогическом наследии Я. А. Коменского. Санкт-Петербург.: ФГНУ ИПООВ РАО.
  • Мельников, Г. П. (1997) «Автопортрет ученого XVII века. Ян Амос Коменский в зеркале своих сочинений», Материалы работы Международного симпозиума «Человек – культура – общество в концепции Яна Амоса Коменского». Москва, 119–120.
  • Милованов, К. Ю., Никитина, Е.Е. (2017) «Ян Амос Коменский и историческая система протестантской учености», Отечественная и зарубежная педагогика 5 (43), 8–22.
  • Сковорода Г. (2018) Наставления бродячего философа. Полное собрание текстов. Прим. и комм. О. В. Марченко. Москва: издательство Аст.
  • Скорвид, С.С., пер. с чешск. (2000) Коменский, Я. А. Единственно необходимое. Я. А. Коменский. Лабиринт света и рай сердца. Москва: издательство «МИК», 213–304.
  • Степанов Н. П., пер. с чешск. Коменский, Я. А. (1997) Предвестник всеобщей мудрости. Коменский Я. А. Сочинения. Сер. Памятники философской мысли. Москва: Наука.
  • Цыбенко, О. П., пер. с древнегреч. (2007) Аристотель. Поэтика. Аристотель. Риторика. Поэтика. Новый перевод. Москва: Лабиринт.
  • Чижевський, Д. И. (2004) Фiлософiя Сковороди. Харьков: Акта.
  • Шольцова, К. (2017) «Учение Яна Амоса Коменского в контексте теологии XVII века», Отечественная и зарубежная педагогика 5 (43), 23–35.
  • Эрн, В. Ф. (1912) Сковорода. Жизнь и учение. Москва: Товарищество типографии А. И. Мамонтова.
  • Alstedius Johannus-Henricus. Tecnnologiae. Alstedii Johannis-Henrici Scientiarum omnium Encyclopediae, tomus primus. Lucduni, 1649.
  • Блашкiв, О. (2007) «Типологiа чеського та украинского бароко в працях Чижевського», in Jan Amos Komenski. A kultura Epoki Baroku. Siedlce, 2007, 259–272.
  • Beneš, J. (2014) “Pojem harmonie u W. Ratkeho a u J. A. Komenského – blizké pojmy, vzdálená východiska,” in Idea harmonie v dile Jana Amose Komenského. Ed. V. Schifferova, A. Prázný, K. Šolková. Červení Kostelec: Pavel Mervart, 91–96.
  • Melanchton Philipp (1550) Initia doctrinae physicae, dictata in Academia Witebergensi. Witebergae. Ed. Johannem Lufte, 2- ed., 1550.
  • Sousedik S. (1983) „Comenius Prinzip der Naturlichkeit der Erziehung und sein philosophischer Hintegrund,“ Theologie und Philosophie. Ig. 58. Freiburg; Basel; Wien, 34–47.
  • Timpler Clemens (1613) Physicae seu Philosophie naturalis. Clementi Timpleri Physicae seu Philosophie naturalis systema methodicum, in tres partes digestum. Pars Prima / Completum Hannoviae apud Haeredes Guilielmi Antonii.
  • Timpler Clemens (1616). Technologia seu Tractatus generalis de natura et differentiis atrium liberalium. Clementi Timpleri Metaphysicae systema methodicum, Libris quinque, Per theoremata et problemata selecta concinnatum. Ed. Rodolphi Goclenii. Hanoviae, 1616.
Еще
Статья научная