Принцип монтажа в режиссёрском решении
Автор: Левшин Кирилл Николаевич
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Искусствознание
Статья в выпуске: 2 (64), 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются принципы монтажа, описанные Сергеем Эйзенштейном в статье «Монтаж аттракционов», в свете теории, изложенной в книге Ханс-Тиса Лемана «Постдраматический театр». Леман, так же как и многие практики театра, наблюдает новые отношения литературного текста и пространства сцены вследствие развития театра. Само понятие «драма» на подмостках сегодня часто отвергается во имя обнаружения театральной природы самой сцены. искать театр, описанный Аристотелем в «Поэтике», сегодня часто бессмысленно. Текст современной («новой») пьесы часто утрачивает свои основные драматургические свойства: завязка, кульминация, развязка; в нём часто отсутствует действие с его линейным развитием и интригой. Такой текст в большей степени становится не пьесой, а «текстом для театра». Условно можно назвать состояние современного театра как пейзаж жизни, в котором человеческая судьба рассматривается наряду с общими законами природы, мироустройства и который может включать в себя драму - частную судьбу, а может обходиться без неё - всё в распоряжении режиссёра. Возможности и театра, и режиссёра неизмеримо расширяются. Все перечисленные тенденции требуют от театральной педагогики методического осмысления. В статье обосновывается возможность нового способа анализа спектакля (а вслед за этим и новых методов обучения режиссуре), созданного по собственным законам, часто радикально отличным от традиционных понятий школы психологического театра. Начать такой новый разговор о композиционном разборе предлагается с принципа монтажа в важнейшем пункте профессии - режиссёрском решении спектакля.
Постдраматический театр, режиссёрское решение, принципы монтажа
Короткий адрес: https://sciup.org/144160418
IDR: 144160418
Список литературы Принцип монтажа в режиссёрском решении
- Буткевич М. М. К игровому театру: Лирический трактат. Москва: ГИТИС, 2002. 699, [2] с. ил., табл.
- Исаева Н. Театр и его сумерки. О книге Ханс-Тиса Лемана «Постдраматический Театр» // Театр. 2013. № 10. С. 36-42.
- Колязин В. О постдраматическом театре и его месте на современной европейской сцене // Вопросы театра/ PROSCAENIUM. 2011. Вып. 1-2. С. 86-99.
- Трубочкин Д. В. Античность и «актуальность». Об уроках древности и лихорадке новизны // Вопросы театра Вопросы театра/PROSCAENIUM. 2011. Вып. 1-2. С. 6-30.
- Леман Х.-Т. Постдраматический театр. Москва: ABCdesign, 2013. 311 с.
- Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: в 6 томах / [вступ. статья Р. Юренева]; [глав. ред. С. И. Юткевич]. Москва: Искусство, 1964-1971. Т. 3.