Принципы взаимодействия национального и международного уголовного законодательства
Автор: Кегембаева Жанара Аманжановна
Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd
Рубрика: Зарубежный опыт
Статья в выпуске: 2 (6), 2010 года.
Бесплатный доступ
Автор рассматривает вопросы усовершенствования национального уголовного законодательства в соответствии с международными правовыми принципами.
Международное уголовное законодательство, принципы международного уголовного права, имплементация норм между/народного права, принцип приоритета международных договоров
Короткий адрес: https://sciup.org/140195972
IDR: 140195972
Текст научной статьи Принципы взаимодействия национального и международного уголовного законодательства
Вопросы взаимодействия международного и национального уголовного законодательства имеют для Республики Казахстан большое значение.
Имплементация норм, принципов и стандартов международного уголовного права создает фундамент для противодействия росту преступности, реализации ответственности за транснациональные преступления, обеспечения общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В деле международно-правового сотрудничества государств ведущую роль играют, несомненно, принципы международного права. При этом под принципами обычно понимаются «исторически обусловленные основополагающие общепринятые нормы, выражающие главное содержание международного права, его характерные черты, обладающие высшей, императивной юридической силой и представляющие собой нормативное выражение важнейших закономерностей и устоев современной системы международных отношений и международного права. Они пронизыва ют структуру международного права, регламентируя характер связей ее элементов, и определяющим образом влияют на механизм взаимодействия этого права с иными социальными системами и, прежде всего, с системой межгосударственных отношений»1.
Помимо Женевских и Гаагских конвенций, действие которых рассчитано исключительно на военное время, можно отметить и такие значимые международные правовые акты, как Пакты о правах человека 1966 г., другие акты, направленные на обеспечение и защиту отдельных категорий права.
Подобные международные договоры непосредственно связаны с международным уголовным правом, поскольку эффективно способствуют установлению и реализации международной уголовной ответственности за нарушения отдельных категорий прав человека, установленных в этих договорах.
Внутреннее уголовное законодательство любого государства имеет свои особенно-

сти, обусловленные целями правовой политики, историческим опытом, национальным менталитетом и пр. Однако в различных системах уголовного законодательства остаются неизменные схожие черты, вытекающие из единства понимания сущности преступления, наказания, а также общности проблем превенции преступлений.
Формирование же общих международно-правовых принципов в сфере уголовного законодательства позволяет унифицировать системы уголовных деяний, дает возможность государству эффективнее использовать накопленный международный опыт по борьбе с преступностью.
Казахстан за сравнительно короткий исторический период самостоятельной внешнеполитической деятельности проявил активность и готовность к дальнейшему эффективному международному сотрудничеству.
Вместе с тем при имплементации международных норм возникают определенные юридические проблемы.
Так, Казахстан, присоединившись к Женевским конвенциям 1949 г., регулирующим защиту прав человека в период вооруженных конфликтов, и Дополнительным протоколам к ним 1977 г., составляющим основу современного международного гуманитарного права, тем самым взял на себя обязательства по имплементации этих актов и закрепленных ими принципов в национальное законодательство.
Согласно п.3 ст.4 Конституции Республики Казахстан международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Таким образом, Основной Закон говорит о приоритете, которым обладают только ратифицированные международные акты. Проблема же исполнения договоров , которые Казахстан признал путем присоединения, осталась нерешенной.
Казахстанские ученые обратили внимание на эту проблему. Н.О.Толкумбекова отмечает, что «необходимо установить приоритет перед национальным законодательством международных договоров, признанных для Казахстана обязательными не только в форме ратификации, но и в других формах, что позволит достичь полного соответствия национального права Республики Казахстан требованиям международного права, а также укрепить международно-правовую основу правосубъектности Республики Казахстан на международной арене», и предлагает новую формулировку конституционной нормы: «Международные договоры, вступившие в законную силу и ставшие обязательными для Республики Казахстан, имеют приоритет перед ее законами...»2.
Следовательно, одна из основных проблем имплементации норм международного гуманитарного права в национальное законодательство Казахстана заложена уже на уровне конституционного регулирования.
Надо отметить, однако, что указанные конвенции были признаны Казахстаном в период действия Конституции 1993 г. , которая допускала форму признания для международных актов, касающихся прав и свобод человека. Тем не менее по Конституции 1995 г. Женевские конвенции де-юре не имеют приоритета перед национальным законодательством, поскольку согласие на их обязательность было выражено путем присоединения, а не ратификации.
Наилучшим решением, на наш взгляд, было бы решение вопроса Конституционным советом Республики Казахстан путем расширительного толкования конституционной нормы и распространения принципа приоритета международных договоров на все соглашения, в той или другой форме официально признанные Казахстаном.
Список литературы Принципы взаимодействия национального и международного уголовного законодательства
- Курс международного права: в 7 т. Т. 2. Основные принципы международного права/отв. ред. И.И.Лукашук. М., 1989. С.5.
- Толкумбекова Н.О. Актуальные проблемы развития международной правосубъектности Республики Казахстан: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Алматы, 2002. С.9.