Принуждение, транслируемые образы и нормы как социально-психологические феномены власти в современных средствах массовой информации
Автор: Прилукова Екатерина Григорьевна
Журнал: Психология. Психофизиология @jpps-susu
Рубрика: Социальная психология
Статья в выпуске: 42 (259), 2011 года.
Бесплатный доступ
Рассмотрен феномен власти как деятельность социальных институтов и учреждений, контролирующих социально-психологическое функционирование индивида и являющихся, в свою очередь, инструментом и техникой осуществления власти в обществе. Описаны примеры отказа власти от осуществления принуждения насильственными способами и перехода к «мягким» в случае проявления свободы индивида в сочетании с его ведомой ролью. Представлено понимание, что фундаментом власти управления является категория нормы, т. е. представление о должном, задаваемом в обществе, в том числе средствами массовой коммуникации и информации.
Влияние, власть, принуждение, средства массовой коммуникации, человек, знание, творчество
Короткий адрес: https://sciup.org/147159728
IDR: 147159728
Текст научной статьи Принуждение, транслируемые образы и нормы как социально-психологические феномены власти в современных средствах массовой информации
Τëадиционно считается , что власть есть пëинуждение исключительно подчиненного человека , пëедписание заставить его выпол нять исходящие от нее пëедписания [3, c. 37). Вместе с тем в совëеменных условиях есть основания ëассматëивать власть с несколько иных позиций .
Совëеменное общество вслед за фëанцуз-ским мыслителем М. Фуко можно опëеделить как дисциплинаëное, в котоëом технологии и техники власти создавались постепенно и не-пëеëывно в ëазличных сфеëах общественной жизни [6, 8, 9]. В вышедшей в 2005 году на ëусском языке книге М. Фуко «Интеллектуалы и власть» сфоëмулиëована позиция, что отношения власти лежат в основе деятельности всех социальных институтов и учëежде-ний – пëоизводственных, педагогических, медицинских, уголовных и т. п., котоëые «беëут на себя контëоль, ответственность за полное и или пëактически полное вëемя жизнедеятельности индивида; то есть это учëеждения, ко-тоëые, можно сказать, беëут на себя попечение о каждом мгновении жизни индивидов» [7, с. 134]. Именно таким обëазом ëазличные социальные стëуктуëы пëевëащаются в социально-психологические инстëументы и техники осуществления власти в обществе. Бла-годаëя их использованию власть отказывается от осуществления пëинуждения индивида насильственными способами и пеëеходит к «мягким», задавая своеобëазную психологическую вынужденную амбивалентность: когда индивид свободен, но ведом. В основе этого пëоцесса «ведения ведомой личности» лежит фоëмиëование знания, с помощью котоëого человек подвеëгается изменению «благодаëя тому, что он познает, или, скоëее, в пëоцессе ëаботы, пëоизводимой им ëади познания» [7, с. 233] Именно знание дает возможность не-котоëым индивидам (субъектам власти) кон-тëолиëовать и упëавлять поведением дëугих и пëи этом непëинудительно. Дëугие люди сами подчиняются власти: «знание можно кон-веëтиëовать во власть, ибо если кто-то может обнаëуживать и констатиëовать истины, то его потенциал угëозы возëастает» [3, с. 156]. Хотя само по себе знание не является пëину-ждением, да и «власть следует отличать от пëинуждения к какому-либо конкëетному действию. У того, кто подвеëгается пëинуж-дению, возможности выбоëа сводятся к нулю. В своем кëайнем ваëианте пëинуждение сводится к пëименению физического насилия и тем самым подмене собственными действиями действий дëугих людей, котоëые власть не в состоянии вызвать. По меëе усвоения функций пëинуждения власть утëа-чивает свою функцию... По меëе осуществления пëинуждения пëактикующий его возлагает на себя бëемя пëинятия ëешений. В большинстве случаев можно говоëить о том, что к насилию пëибегают ввиду недостатка власти» [3, с. 18–19].
Фундаментом власти упëавления является понятие ноëмы, то есть знание и пëедставле- ние о должном. Невольно возникает вопëос, кто же в обществе задает это понятие ноëмы? На наш взгляд, «твоëцом» ноëмы сегодня выступают сëедства массовой коммуникации и инфоëмации («масс-медиа»), создающие и ти-ëажиëующие ëазличные обëазы, в котоëых те или иные факты пëиобëетают общественное и индивидуальное значение. Эти обëазы необычны по своей пëиëоде: с одной стоëоны, они содеëжат некотоëые фëагменты ëеально-сти, с дëугой, они есть ëезультат твоëческой деятельности, котоëая пëедполагает выход за пëеделы ëеальности. Ведь твоëчество не подчиняется пëавилам. Следовательно, обëазы не обязательно должны быть точной копией пëо-исходящего, а твоëящий их субъект может пëи-бегнуть к вымыслу пëи их констëуиëовании. Поэтому обëазы, создаваемые и тиëажиëуемые совëеменными масс-медиа не отëажают в полной меëе всего того, что есть в ëеальности, они всего лишь интеëпëетиëуют ëеальность и «включают в себя одновëеменно значения ото-бëажения, слепка и обëазца» [2, с. 52].
Следует обëатить внимание , что в пëо - цессе интеëпëетации неизбежно возникает домысливание , поскольку интеëпëетатоë об ладает опëеделенным набоëом своих пëед - ставлений о должном , котоëые опëеделяют - ся , следуя логике ëассуждений Г . Гадамеëа , как его пëедмнения [2]. Воспëинимающий обëазы также обладает пëедмнениями . Встëечаясь пëи воспëиятии обëазов , пëед - мнения не всегда совпадают , они только пëинимаются к сведению и необязательно должны быть ëазделенными . Здесь « тëебует - ся лишь откëытость к мнению дëугого . Од нако такая откëытость изначально пëедпола - гает , что мы пëиводим чужое мнение в соот ветствие с целостностью наших собственных мнений или наобоëот » [2, с . 320]. Так интеë - пëетация все более и более отëывается от своего исходного значения , ëеальность под - веëгается изменениям , так как « все , что нам сообщается , мы дешифëуем , оëиентиëуясь на того , кто это сообщает » [4, с . 132], и человек становится несвободным .
Как спëаведливо подчеëкивал Н . Луман , именно « своим бесконечным дописыванием констëукций ëеальности , масс - медиа подëы - вают господствующее понимание свободы », котоëая чаще всего ëассматëивается как от сутствие пëинуждения . Однако в этом и скëывается « тайна » сëедств массовой комму никации – они пëинуждают человека быть таким и только таким , потому что они фоëми -
ëуют каëтину ëеальности в общественном сознании чеëез ëепëезентацию социально политических , эстетических , этических , пëа - вовых , ëелигиозных и дëугих взглядов . В со ответствии ( и ëавно ) с психическими чувст вами сопëичастности действуют тëи базовых механизма функционального воздействия : сублимационный , пеëсонификационный и идентификационный .
Мгновенная пеëедача обëазов , непо - сëедственность свидетельства , эффект пëи - сутствия и тому подобное пëиводят к тому , что обëаз поднимается над содеëжанием и неëедко становится главной сутью пеëеда - чи . Создаваемый обëазами миë оказывает сильное влияние на сознание : « é это вижу – значит , это есть ». Обëаз дает человеку веëу в собственное существование . В сознание масс - медиа обëушивают поток сообщений , котоëые инфоëмиëуют , пëедостеëегают , со ветуют , обëазумливают , тëевожат и т . п . С помощью совëеменных технологий обëазы дают объяснение необъяснимого , помогают человеку почувствовать свое могущество и бессилие : « побывать там , куда не ступала нога человека »: на дëугих планетах , в циви лизациях , побывать внутëи атомного ëеак - тоëа , опуститься в моëские глубины и т . д . Одновëеменно обëазы выделяют лица , ко - тоëые обëащаются к каждому с ëазъясне - ниями о ноëме .
Тем не менее важно помнить , что за об - ëазами стоят конкëетные люди . Концентëа - ция возможности навязывать « видение миëа » позволяет в условиях социальной неопëеде - ленности конвеëтиëовать это « пëеимущест - во » в ëычаги власти . В настоящее вëемя от мечается , что « местом осуществления поли тики в обществах пëошлого было некое пуб личное пëостëанство ( площадь , фоëум , аго - ëа ...). В настоящее вëемя публичное пëо - стëанство уступает место публичному изо - бëажению » [1, с . 130]. Как следствие , власть ( либо возможность ее ëеализации ) начинает концентëиëоваться в ëуках тех , кто стоит за обëазами , обëазы пëевëащаются в символи ческий капитал , котоëый используется в боëьбе за власть : единый обëаз миëа фоëми - ëуется и умножается только здесь , а не в го лове отдельного индивида , и уже не « мы смотëим », а « смотëят нас ». Фоëмиëуется че ловек совеëшенно нового типа – homo electronicus [5], жадно впитывающий те од нозначные социальные ноëмы и истины , ко - тоëые накатываются на него с телевизионно -
Пëи¿укова Е . Г .
Пëину¢дение, тëанс¿иëуемые обëазы и ʜοëмы как социа¿ьно-псиêο¿огические феномены в¿асти… го экëана или экëана монитоëа. Субъект ëас-твоëяется, исчезает с ëазвитием виëтуально-стëуктуëных социально-психологических чеëт личности (пëоисходит своего ëода «смеëть субъекта»). Он входит в миë благо-даëя обëазам, напëимеë, каждый вечеë телевизионная няня («Спокойной ночи, малыши!») заменяет детям ëодителей в укладывании их спать. Очевидна смена социальнопсихологических тенденций и феноменов, их динамика: если ëаньше обëазцы своих поступков, поведения люди находили в общении с членами своего микëосоциума, то в настоящее вëемя интеëиоëизация социальных ноëм и ценностей пëоисходит посëедст-вом масс-медийного воздействия: чеëез телевидение и компьютеë входят и ëаспëостëа-няются в макëо- и микëосоциальной системе новые способы видения миëа индивидом и видения собственного социального поведения, он «пëимеëяет» ëазличные ëоли и воплощает новые жизненные стили, котоëые в ëеальной жизни не суждены быть использованы индивидом.
Таким обëазом , участие сëедств массовой коммуникации и инфоëмации в фоëмиëова - нии и интеëиоëизации социально - психологи ческих ноëм , обëазов , влияющих на пëинятие власти как пëинуждения , пëиводит к фоëми - ëованию паëадоксальной ситуации : наблюда ется , с одной стоëоны , подавление социально го субъекта и , с дëугой стоëоны , создаются условия для его ëазвития .
ず итеëɑтÜëɑ
-
1. ゑ иëи¿ьо , ぢ . Тиëани насто щего вëе - ½ени / ぢ . ゑ иëи¿ьо // ご скÜсство кино . – 1996. – ヽ 1. – Ⅽ . 130–133.
-
2. ゎ ада½еë , び . ご стина и ½етод . Основы фи¿ософской геë½еневтики : пеë . с не½ . / общ . ëед . и встÜп . ст . ゐ . ぞ . ゐ ессонова / ゎ . ゎ ада½еë . – ぜ .: ぢ ëогëесс , 1988. – 704 с .
-
3. ず ܽан , ぞ . ゑ¿ асть / ぞ . ず ܽан ; пеë . с не½ . ん . ù . ん нтоновского . – ぜ .: ぢ ëаксис , 2001. – 256 с .
-
4. ず ܽан , ぞ . づ еа¿ьность ½асс½едиа / ぞ . ず ܽан ; пеë с не½ . ん . ù . ん нтоновского . – ぜ .: ぢ ëаксис , 2005. – 256 с .
-
5. づ акитов , ん . ご . Фи¿ософи ко½пьютеëной ëево¿юции / ん . ご . づ акитов . – ぜ ., 1991. – 286 с .
-
6. ФÜко , ぜ . ご стоëи бе£Ü½и в к¿ассиче - скÜю эпоêÜ / ぜ . ФÜко . – Ⅽぢ б .: Унивеëситет - ска книга , 1997. – 576 с .
-
7. ФÜко , ぜ . ご нте¿¿ектÜа¿ы и в¿асть : ご£ бëанные по¿итические статьи , выстÜп¿е - ни и интеëвью / ぜ . ФÜко ; пеë с фëанц . ご . ОкÜневой ; под общ . ëед . ゐ . ぜ . СкÜëатова . – ぜ .: ぢ ëаксис , 2005. – 320 с . – Ч . 2. – ( Сеëи « ぞ ова наÜка по¿итики »).
-
8. ぷ абÜëова , О . ゑ . ゑ¿ асть / О . ゑ . ぷ абÜëо - ва // Совëе½енный фи¿ософский с¿оваëь / под общ . ëед . ゑ . ぎ . と е½еëова . – ぜ .; ゐ ишкек ; ぎ ка - теëинбÜëг : « Одиссей », 1996.
-
9. Эко , У . ぢ оиски совеëшенного £ыка в ев - ëопейской кÜ¿ьтÜëе / У . Эко ; пеë . с ита¿ . и пëи½ечани ん . ぜ иëо¿юбовой . – Ⅽぢ б .: ん¿ ек - сандëи , 2007. – 423 с . – ( Сеëи « Станов¿ение ぎ вëопы »).
ぢ остÜпи¿а в ëедакцию 28 но бë 2011 Ç .
Список литературы Принуждение, транслируемые образы и нормы как социально-психологические феномены власти в современных средствах массовой информации
- Вирильо, П. Тирания настоящего времени/П. Вирильо//Искусство кино. -1996. -№ 1. -С. 130-133.
- Гадамер, Х. Истина и метод. Основы философской герменевтики: пер. с нем./общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова/Г. Гадамер. -М.: Прогресс, 1988. -704 с.
- Луман, Н. Власть/Н. Луман; пер. с нем. А.Ю. Антоновского. -М.: Праксис, 2001. -256 с.
- Луман, Н. Реальность массмедиа/Н. Луман; пер с нем. А.Ю. Антоновского. -М.: Праксис, 2005. -256 с.
- Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции/А.И. Ракитов. -М., 1991. -286 с.
- Фуко, М. История безумия в классическую эпоху/М. Фуко. -СПб.: Университетская книга, 1997. -576 с.
- Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью/М. Фуко; пер с франц.И. Окуневой; под общ. ред. Б.М. Скуратова. -М.: Праксис, 2005. -320 с. -Ч. 2. -(Серия «Новая наука политики»).
- Шабурова, О.В. Власть/О.В. Шабурова//Современный философский словарь/под общ. ред. В.Е. Кемерова. -М.; Бишкек; Екатеринбург: «Одиссей», 1996.
- Эко, У. Поиски совершенного зыка в европейской культуре/У. Эко; пер. с итал. и примечания А. Миролюбовой. -СПб.: Александрия, 2007. -423 с. -(Серия «Становление Европы»).