Природа и генезис философской поэзии

Автор: Койчуманова Гульжан Кадыровна

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Филологические науки

Статья в выпуске: 1 т.8, 2022 года.

Бесплатный доступ

Актуальность: философская поэзия расширяет уровень не только поэта, но и читателя, обогащает его внутренний мир, приучает к короткой, ясной, образной речи, показывая силу словесного искусства. Цель исследования: рассмотреть особенности философской поэзии, взаимосвязь философии и философской поэзии. Философская поэзия фокусируется на философском смысле бытия, человека и философских взглядах лирического персонажа. Методы и материалы исследования: предпринимаются попытки изучить мировоззренческие ориентации и философские проблемы на основе их художественного наследия. В статье также характеризуется природа и основа философской поэзии. Изучаются философские антропологические концепции, взгляды и идеи поэтов. Рассматривается отличие от философии, философский лиризм выражает поэтическое художественное восприятие поэтом поэтического мира. Результаты исследования: непосредственный контакт автора с читателем, как к старому другу, разделяющему вместе с ним добро и зло, радость и печаль, создает между ними близкую и доверительную атмосферу. Выводы: несмотря на эту универсальность, философский лиризм отражает фундаментальные черты национального мировоззрения.

Еще

Генезис, поэтика, поэзия, философия, мировоззрение, антропология, мысль, проблема

Короткий адрес: https://sciup.org/14121657

IDR: 14121657   |   DOI: 10.33619/2414-2948/74/44

Текст научной статьи Природа и генезис философской поэзии

УДК 82.145                                         

Философская поэзия фокусируется на философском смысле бытия, человека и философских взглядах лирического персонажа. Характеристика философской поэзии

  • –    художественная направленность изучения важных вопросов бытия, времени и пространства;

  • –    преобладание логически обобщенных образов;

  • –    медитация как способ лирического осмысления действительности, специфического расширения субъективного мышления;

  • –    максимум художественного времени и художественного пространства;

  • –    обобщение онтологического конфликта и дуализма мысли и чувства, конкретных понятий над общими понятиями;

  • –    понимание и восприятие кардинальных экзистенциальных противоречий, единства прошлого, настоящего и будущего;

  • –    эмоциональная спецификация и образное свидетельство любой идеи или факта;

  • –    важная роль в соответствующей творческой практике [1].

Иногда философская поэзия совпадает с понятием научной поэзии. Однако научную поэзию следует понимать как отдельную, самостоятельную форму творчества, потому что в таких произведениях обычно распространяются научные достижения, новые открытия, отмеченные поэтическим мышлением. Также научная поэзия в какой-то мере прикована к жестким рамкам тематической классификации, а философское определение стиха показывает ряд особенностей: от особенностей психологического типа художника до масштабов поэтического пространства.

Хотя философская поэзия сегодня не имеет ничего общего с дидактической поэзией, обе они находятся в одной концепции исторического развития древних времен (Гесиод, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Лукреций). Генезис философской поэзии в литературе (Веды, древняя японская, китайская поэзия (Ли Бо, Ду Фу), средневековая итальянская литература (Ф. Петрарка, Д. Алигьери)). Очевидно, что немецкая поэзия 1930-х годов (которая еще недостаточно изучена) свидетельствует о том, что в разное время определенная часть поэзии зародилась в философии.

В украинской литературе Григорий Сковорода одним из первых обратился к философскому лиризму. В XIX и XX вв. Новая активизация философской литературы, прежде всего, в рамках двух стилистических течений подчеркивает скрытую сложность содержания и выражения: первое-не повседневную лексику, сложную композицию и хронотоп (Новалис, У. Уитман, Р. М. М. Рильке, К. С. Элиот, первый П. Тычина, Б. И. Антонич, П. Селан), а второе сосредоточено на методе прозрачного выражения, поскольку сложность сводится к подчеркнутой простоте (И. В. фон Гете, В. Свидзинский, Н. Зеров, Н. Бажан) [2].

Связь философии и философской поэзии

В философской поэзии остро стоят вопросы выбора жизненных принципов. Открытие идеологической концепции в основном основано на ассоциативном влиянии. В философской поэзии нет однозначных ответов или формул. Это познание реализуется через особое восприятие мира, не укладывающегося в сферу логического сознания. Философская поэзия часто рассматривается как форма неформальной философии, специально анализирующая вопросы смерти и бессмертия, уникальности духовного мира. В отличие от философии, философский лиризм выражает поэтическое художественное восприятие поэтом поэтического мира. Несмотря на эту универсальность, философский лиризм отражает фундаментальные черты и национального мировоззрения. Философская поэзия отражает иррациональность искусства и стремление философски осмыслить мировой конфликт, но большинство исследователей философского лиризма отмечают в нем гармоничное сосуществование рациональных и эмоциональных начал.

Среди художественных средств философских стихотворений преобладают живые метафоры. Часто используется прием антитезисов (например, противопоставления зима– лето, холод–жар, боль–радость). Для восприятия поэзии в целом велико субтекстуальное значение чтения. Философский лиризм проявляется в разных жанрах (сонеты, рубаи, эссе, специальные этюды, гимны, элегии, эклоги, эпитафии и т. д.).

«Поэзия была универсальным и широко распространенным наставником человечества и сохранилась до наших дней. Следовательно, философское и эстетическое понимание природы поэзии, в частности ее лирического жанра, обусловлено художественными, познавательными и практическими образовательными потребностями общественного развития. Лирическая поэзия, являющаяся душой поэтического искусства, отличается художественным осмыслением, отражающая особые отношения между субъектом и объектом. Здесь субъект опирается на самопознание поэта, его индивидуальную мыслительную деятельность, факты, раскрытие своей личности через его собственную точку зрения. Субъект-поэт выражает явления жизни в глубоко усваиваемой форме через эмоциональное восприятие, подчеркивая уникальный индивидуальный предмет переживаемого состояния.

В статье предпринимаются попытки изучить мировоззренческие ориентации и философские проблемы на основе их художественного наследия; характеризуется природа и основа философской поэзии. Изучены философские антропологические концепции, взгляды и идеи поэтов.

С открытием многомерности и укрупненное мира связи его с человеком осложнились. На этой «волне» перед художником возникла необходимость не только воссоздания действительности в художественных образах, но и взять на себя задачу мыслителя, акцентировав внимание на вечных вопросах человеческого бытия. С незапамятных времен известно, что одним из основных объектов изучения философии является человек. Человеческая проблема — это фундаментальная проблема философии, которая еще не решена полностью. Рассмотрим идеи древних мыслителей о человеке, его роли и месте в жизни. Греческий философ Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей», а древнекитайский философ Лао-Цзы однажды сказал: «Тот, кто знает людей, мудр, Тот, кто знает себя, ясен духом». Согласно учению индийской философии, буддизм всегда стремился спасти людей от страданий [3]. Мыслителям не безразличны философские концепции и идеи, проблема человека и его историческое развитие. В результате диалога философии и мифологии и на основе их сформированных понятий, идей и образов была заложена основа философского понимания человека.

С незапамятных времен мудрецы и мыслители пытались внушить нам умные мысли и выразить свой духовный мир, образ жизни, гражданское видение, жизнь народа на поэтическом языке. Их духовное мировоззрение - особая тайна, незаменимая ценность. В этом философском центре как мыслителя-мудреца была проблема Человека. Поэтический Человек, осознавая свой гражданский долг, сознательно делал новые открытия, прилагал особые усилия, делал множество открытий в науке антропологии. Основная цель философии

Человека в поэзии — поднять человека на высшую ступень и раскрыть онтологическую и аксиологическую сущность совершенства.

Великий ученый М. Ауэзов изучая поэтическое «Я» Абая Кунанбаева, пришел к выводу, что «основная цель педагогических и социальных требований Абая — избавить людей от зла и тем самым изменить общество и людей своего времени». Философ раскрывает причину возврата поэта к нравственному воспитанию и основанному на нем моральной философии. Философ-поэт постоянно думал о прошлом, настоящем и будущем своего народа, о путях совершенствования его традиций и духовной культуры, воспитания нравственности у молодежи [4]. Философ вращался вокруг культуры мысли, менталитета поэта, природы существования и того, как преодолеть его врожденные недостатки. Он смог найти в человеке всю его душу, его знания и жизненный опыт, его поэзию и прозу, его мысли и философию. Он использовал свой характер, знания и мудрость не только для заботы о стране, но и для воспитания человека, заботящегося о целях всего человечества и имеющего собственное мировоззрение. Великого гения особенно интересовали значение человеческой жизни, чести и природы. Он говорит:

Природа смертна, вечен человек Он умер или нет — не кончен век.

Он не знает, что «я» и «мое» потеряно, оно не возвращается и не играет вновь, и говорит, что «все это смерть» [5].

Поэт следует определенным порядкам, который он создал в своей жизни, которые часто не следуют процедурам, воспринимаемым умом. Поэт все знает, анализирует и понимает. Мысли и действия поэта зависят от данных ему природой качеств. Они подчеркивают личность, судьбу, душу и опыт человека. Ценятся человеческая проблема, ее особенности и свобода. Таким образом раскрывается душа поэта, неподвластная разуму, не привыкшая к воле, подверженная непонятным чувствам. Поэт выполняет свой человеческий долг через образ человека, который он создал, и поэтизируется, впадая в транс, в дополнение к своему природному таланту [6].

Таким образом, философ-поэт — духовная и физическая сущность, уникальная единица, которая характеризует особого человека, обладающего сознанием «Я», и является субъектом жизнедеятельности, отвечает за независимость, свободу и свою жизнь. По характеру поэт — автор отдельной субъективной жизни, субъекта идеалов, целей и мыслей особого вида литературы. Он касается тайн человеческого сердца и тонких его струн. Эффективность его поэтики зависит от того, насколько хорошо автор знает жизнь и насколько глубоко он может раскрыть реалии жизни и человека. Чем выше идеал поэта, чем глубже он понимает жизнь, тем эффективнее и убедительнее он ее описывает. Чем богаче духовные интересы поэта, тем точнее он делает выводы из жизненного опыта, создает типичные рассказы и образы, а главное, его произведения понятны и имеют влияние на широкую публику. Лирика больше всех пробуждает человеческий разум, нежели любой другой жанр и в этом ее преимущество и трудность в понимании.

Философская поэзия расширяет уровень не только поэта, но и читателя, обогащает его внутренний мир, приучает к короткой, ясной, образной речи, показывая силу словесного искусства. Непосредственный контакт автора с читателем, как к старому другу, разделяющему вместе с ним добро и зло, радость и печаль, создает между ними близкую и доверительную атмосферу.

Список литературы Природа и генезис философской поэзии

  • Азарова Н. М. Язык философии и язык поэзии - движение навстречу (грамматика, лексика, текст). М.: Логос, 2010. 496 с.
  • Серебряков И. Д. О философской поэме «Сунесар» // Бахтавар. Сунесар. М., 1976. С. 3-18.
  • Лебедев А. В. Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв? // Индоевропейское языкознание и классическая филология: Чтения памяти И. М. Тронского. СПб., 2010. С. 101-110.
  • Ма И. С. Критическое прочтение философских поэм Роберта Фроста // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2007. №147. С. 198-200.
  • Столович Л. Н. Философия в поэзии и поэзия в философии // Вопросы философии. 2009. №7. С. 67-77.
  • Данильчик О. А. Интерпретация жанра философской поэзии в Италии конца XIX в // Веснік БДУ. Серыя 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2015. №3. С. 5-8.
Статья научная