Прискиан Лидийский и его «Разрешения апорий Хосрова, царя персов»
Автор: Абдуллаев Евгений
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Переводы
Статья в выпуске: 1 т.7, 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию малоизвестного трактата неоплатоника Прискиана Лидийского Разрешения апорий Хосрова, царя персов, представляющего ответы на вопросы-апории иранского шахиншаха Хосрова Ануширвана, при дворе которого Прискиан побывал вместе с другими афинскими неоплатониками в начале 30-х годов VI в. н. э. Рассмотрено место этого сочинения (прежде всего, его философской части, содержащей учение о душе) в неоплатонической традиции и его возможное влияние на развитие зороастрийской догматики в позднесасанидский период. С учетом предложенной датировки Разрешений подвергается критике сообщение Агафия (Hist. 2.28, 30–31) о «персидском исходе» Прискиана и других афинских неоплатоников. В виде приложения публикуется перевод введения и первой главы Разрешений.
Афинская школа неоплатонизма, ее закрытие, античная психология, доказательство бессмертия души
Короткий адрес: https://sciup.org/147103351
IDR: 147103351
Список литературы Прискиан Лидийский и его «Разрешения апорий Хосрова, царя персов»
- Абдуллаев, Е. В. (2007) Идеи Платона между Элладой и Согдианой: очерки ранней истории платонизма на Среднем Востоке. Петербург.
- Bailey, H. W. (1971) Zoroastrian Problems in the Ninth-Century Books. Oxford.
- Beaucamp, J. (2002) «Le philosophe et le joueur. La date de la fermeture de l’école d’Athènes», Mélanges Gilbert Dagron (Travaux et Mémoires 14) 21-35.
- Bechtle, G. (2000) Review on: Rainer Thiel, “Simplikios und das Ende der neuplatonischen Schule in Athen.” Stuttgart, 1999, Bryn Mawr Classical Review (posted 19 Apr. 2000) (URL: bmcr.brynmawr.edu/2000/2000-04-19.html).
- Bossier, F. and Steel C. (1972) «Priscianus Lydus en de In de anima van Pseudo(?)-Simplicius», Tijdschrift voor filosofie 34, 761-822.
- Bucci, O. (1987) «La politica culturale di Cosroe Anusirvan (539-579). La chiusura delle Scuole di Atene (529) e l’esilio degli ultimi maestri pagani in Persia», Studi in onore di Arnaldo Biscardi. Milano, t. 6, 507-552.
- D’Alverny, M. Th. (1977) «Les “Solutiones ad Chosroem” de Priscianus Lydus et Jean Scot», R. Roques, ed., Jean Scot Érigène et l’histoire de la philosophie. Paris: 145-160.
- De Haas, F. A. J. (2010) «Priscian of Lydia and Pseudo-Simplicius on the soul», L. P. Gerson, ed., Cambridge History of Philosophy in Late Antiquity. Cambridge, vol. 2: 756-764.
- Dodge, B. (1970) al-Nadim. The Fihrist, a tenth-Century Survey of Muslim Culture. New York and London.
- Dörrie, H. (1959) Porphyrios’ “Symmikta Zetēmata”. Ihre Stellung in System und Geschichte des Neuplatonismus nebst einem Kommentar zu den Fragmenten (Zetemata Monographien zur klassischen Altertumswissenschaft, 20). München.
- Duneau, J.-F. (1966) «Quelques aspects de la penetration de l’hellénisme dans l’Empire perse sasanide (IVe -VIIe siècles)», in Mélanges offert à René Crozet. Poitiers, Bd. 1, 13-22.
- Etienne, A. (1991) Les “Solutiones ad Chosroes” de Priscianus Lydus. Fribourg. Greatrex, G. (1998) Rome and Persia at war, 502-532. Leeds.
- Hadot, I. (2007) «Dans quel lieu le néoplatonicien Simplicius a-t-il fondé son ecole de mathématiques, et où a pu avoir lieu son entretien avec un manichéen? (À Michel Tardieu pour son 70ème anniversaire)», The International Journal of the Platonic Tradition 1, 42-107.
- Hällström, G. (1994) «The Closing of the Neoplatonic School in A.D. 529: An Additional Aspect», P. Castrén, ed., Post-Herulian Athens. Helsinki: 141-160.
- Hartmann, U. (2002) «Geist im Exil: Römische Philosophen am Hof der Sassaniden», M. Schuol, U. Hartmann, A. Luther, hrsg., Grenzüberschreitungen: Formen des Kontakts Zwischen Orient und Okzident Im Altertum. Stuttgart: 123-160.
- Hauser, M., Klimkeit H.-J. (1998) «The Manichaean doctrine of the old and the new man», Hauser, M. and Klimkeit, H.-J. Studies in Manichean literature and art. Leiden: 123-141.
- Huby, P. M. (1993) «Priscian of Lydia as Evidence for Iamblichus», H. J. Blumenthal and G. Clark, eds. The Divine Iamblichus. London: 5-23.
- Marcotte, D. (2007) «Le Corpus Géographique de Heidelberg (Palat. Heidelb. Gr. 398) et les origines de la “Collection Philosophique”», The Libraries of the Neoplatonists: Proceedings of the Meeting of the European Science Foundation Network "Late Antiquity and Arabic Thought. Patterns in the Constitution of European Culture", Strasbourg, March 12-14, 2004. Leiden: 167-176.
- Momigliano, А. (1975). Alien Wisdom: the Limits of Hellenization. Cambridge. Perkams, M. (2005) «Priscian of Lydia, commentator on the De Anima in the tradition of Iamblichus», Mnemosyne 58.4, 510-530.
- Quicherat, J. (1853) «Solution des problèmes proposés par Chosroës: traité inédit de Priscien le philosophe», Bibliothèque de l'école des chartes 14, 248-263. (www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/bec_0373-6237_1853_num_14_1_445133).
- Ricklin, Th. (1998) Der Traum der Philosophie im 12. Jahrundert: Traumtheorien zwischen Constantinus Africanus und Aristoteles. Leiden. Shaki, M. (2012) «Greek Influence on Persian Thought», E. Yarshater, ed., Encyclopedia Iranica XI, Fasc. 3, London: 321-326 (www.iranicaonline.org/articles/greece-iv).
- Sharples, R. W. (1988) Some aspects of secondary tradition of Theophrastus’ Opuscula, Fortenbaugh W. W., Sharples R. W. Theophrastean Studies On Natural Science, Physics and Metaphysics, Ethics, Religion and Rhetoric. New Brunswick: 41-64.
- Steel, C. G. (1978) The Changing Self. A Study on the Soul in Later Neoplatonism: Iamblichus, Damascius and Priscianus. Brüssel. Tardieu, M. (1986). «Sābiens coraniques et ‘Sābiens’ de Ḥarrān», Journal Asiatique 274, 1-44.
- Tardieu, M. (1987). «Les calendriers en usage a Ḥarrān d’apres les sources arabes et le commentaire de Simplicius a la Physique d’Aristote», I. Hadot, ed., Simplicius -Sa vie, son oeuvre, sa survie. Berlin and New York: 40-57.
- Tardieu, M. (1990) Les paysages reliques. Routes et haltes syriennes d’Isidore a Simplicius. Louvain.
- Theiler, W. (1966) Forschungen zum Neuplatonismus. Berlin. Thiel, R. (1999) Simplikios und das Ende der neuplatonischen Schule in Athen. Stuttgart. Watts, E. (2005) «Where to Live the Philosophical Life in the Sixth Century? Damascius, Simplicius, and the Return from Persia», Greek, Roman, and Byzantine Studies 45, 285-315.
- Westerink, L. G. (1973) «Proclus on Plato's three Proofs of Immortality», Zetesis. Album amicorum door vrienden en collega's aangeboden aan Prof. dr. E. de Strycker Antwerpen and Utrecht: 296-306.
- Wiesehöfer, J. (1996) Ancient Persia: from 550 BC to 650 AD. London and New York.
- Wildberg, Ch. (2005) «Philosophy in the Age of Justinian», Maas, M., ed. The Cambridge Companion to the Age of Justinian. New York: 316-340.
- Zeller, E. (1923) Die Philosophie der Griechen in Ihere Geschichtlichen Entwicklung. Leipzig.