Присвоение и растрата: общие вопросы разграничения со смежными составами преступления

Бесплатный доступ

Работа посвящена обзору некоторых аспектов законодательства в части разграничения состава преступления, предусмотренного статьей 160 Уголовного кодекса РФ, со смежными составами преступления

Присвоение, растрата, вверенное имущество

Короткий адрес: https://sciup.org/143179991

IDR: 143179991   |   DOI: 10.38161/2618-9526-2023-2-132-135

Текст научной статьи Присвоение и растрата: общие вопросы разграничения со смежными составами преступления

Преступления против собственности, согласно статистическим сведениям, имеют достаточно большой удельный вес среди зарегистрированных преступлений за январь-март 2023 года и составляют 49,9%. Всего за отчетный период было зарегистрировано 2061 преступление, предусмотренное статьей 160 Уголовного кодекса РФ [1]. Отслеживая динамику раскрытия данного вида преступления, можно сделать вывод о том, что его раскрываемость снизилась на 3,7% (из числа преступлений, дела и материалы, о которых находились в производстве в отчетном периоде). Вместе с тем, количество выявленных преступлений выросло на 5,8% [8].

Статистические показатели свидетельствуют об актуальности исследуемой темы, поэтому для правильной квалификации состава преступления, предусмотренного статьей 160 УК РФ, полагаем необходимым рассмотреть некоторые вопросы, касающиеся его квалификации.

УК РФ определяет присвоение или растрату как хищение чужого имущества, вверенного виновному. Предметом состава преступления является чужое имущество -имущество, собственником которого является иное лицо. Вверение имущества, как правило, происходит путем правомерной передачи вещного права на имущество виновному собственником либо законным владельцем.

Основанием передачи имущества могут выступать сделка, распоряжение органа власти или управления, а также приказы и распоряжения работодателя. Как правило, передача имущества виновному всегда сопровождается оформлением передаточным актом, в роли которого могут выступать договор и обозначенные выше распоряжения и указы при условии содержания в них указания на совершенную фактическую передачу имущества.

Анализ положения части 1 статьи 160 УК РФ, показывает, что уголовная ответственность по данному виду состава преступления наступает при совершении присвоения или растраты. Так, согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» [4] под присвоением понимается безвозмездное противоправном обращении лицом вверенного ему имущества в свою пользу против воли собственника. Обязательным криминообразующим условием при присвоении является наличие корыстной цели.

Состав является формальным и считается оконченным с момента, когда владение имуществом становится незаконным, и виновное лицо стало совершать действия по обращению имущества в свою пользу.

Под растратой понимается преступление, совершенное в корыстных целях, характеризующееся издержанием вверенного виновному лицу чужого имущества против воли собственника. Форма растраты может проявляться в различных вариациях: от потребления имущества самим виновным лицом и до передачи такого имущества третьим лицам. Таким образом преступление считается оконченным с момента начала противоправного издержания вверенного ему имущества.

При достаточно отличном друг от друга составах преступления в правоприменительной практике в указанной части все же возникают споры по их разграничению и наличии оснований для привлечения к уголовной ответственности.

Основанием привлечения лица к уголовной ответственности является наличие всех признаков состава преступления. Указанное требование содержится в статье 8 УК РФ.

При разграничении преступлений, предусмотренных статьей 160 УК РФ, от других форм хищения важно знать, что противоправные деяния могут быть совершены в отношении любого имущества, которое не является собственностью виновного лица.

Объективную сторону присвоения как самостоятельной формы хищения составляют противоправные действия, направленные на безвозмездное обращение вверенного имущества виновным в свою пользу против воли титульного владельца (в т.ч. собственника).

Противоправность выражается в переходе права собственности на чужую вещь виновному без законных на то оснований. При этом виновный должен распоряжаться вверенным ему имуществом как своим собственным.

Поэтому одним из самых главных проблемных вопросов при квалификации преступления по статье 160 УК РФ является установление наличия у виновного законных оснований для вверения ему такого имущества [9]. Так, в соответствии с гражданским законодательством, владение может возникать из гражданско-правовых сделок [7]. Исходя из трудового законодательства работнику может быть вверено имущество в силу его служебных полномочий, занимаемой должности [5] либо как материально-ответственному лицу на основании распоряжения или приказа работодателя [3].

При этом важно указать, что просьба соседа присмотреть за вещами и дача им согласия не является вверением по смыслу, придаваемом ему статьей 160 УК РФ, поскольку между сторонами не складываются правовые отношения. Равным образом необходимо расценивать и отсутствие признаков вверения имущества носильщику при заселении в отель.

Также не всегда деяния, хоть и подпадающие под признаки присвоения, характеризуют наличие состава рассматриваемого преступления. Речь идет об удержании кредитором имущества, которое выступает в роли обеспечения исполнения обязательства должником. Данный вид деяний не образует состава преступления, поскольку отсутствует корысть и безвозмездное приобретение имущества, которое должно быть использовано во благо собственника. В данном случае удержание происходит по возмездной сделке, при которой собственник имущества не исполняет встречные обязательства.

Также от присвоения следует отграничивать иной состав преступления, предусмотренный статьей 330 УК РФ. Так, под самоуправством понимается самовольное совершение подлежащих оспариванию действий вопреки установленному в надлежащей форме порядку. Часто указанное случается в случае невыплаты материальноответственному лицу заработной платы, который удовлетворил свои требования за счет реализации вверенного ему имуществу. Таким образом, в субъективной стороне состава преступления, предусмотренного статьей 330 УК РФ, появляется мотив – удовлетворение имущественного требования виновного за счет чужого имущества не предусмотренным законом либо правовые актом путем.

Также присвоение и растрату необходимо отличать от другой самостоятельной формы хищения – кражи. Главным отличительным признаком присвоения и растраты от кражи является наделение виновного лица правомочием по владению вверенного ему имущества, тогда как при краже указанного не происходит – собственник имущества не предполагает, что его вещью незаконно завладевают. На этот счет высказывался и Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 30.11.2017 № 48 (пункт 23).

Не менее редким явлением является ошибочная квалификация деяния, имеющего признаки преступления, предусмотренного статьей 160 УК РФ, на преступление, предусмотренное статьей 159 УК РФ – мошенничество. Так, апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 17.07.2019 г. по делу № 10-11074/2019 изменен приговор Хорошевского районного суда от 22.03.2019 г., которым деяния осужденной переквалифицированы с ч.1,3 ст.159 УК РФ на ч.1,3 ст.160 УК РФ. Изменяя приговор в указанной части, апелляционная инстанция указала, что С.Н., осуществляя трудовую деятельность в должности фармацевта, осуществляла реализацию вверенного ей товара, принадлежащего Обществу, при этом покупки в кассовом аппарате за продажу товара не отображала, имея корыстную цель, денежные средства, принадлежащие организации за продажу указанного товара, присваивала себе против воли собственника [6].

Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать несколько выводов. Одним из важных признаков наличия состава преступления является предмет – имущество, вверенное виновному лицу. При этом вверение имущества должно быть осуществлено по воле и велению собственника. Как присвоение подлежат квалификации противоправные действия лица, которое безвозмездно, с корыстной целью, противоправно обратило вверенное ему имущество в свою пользу против воли собственника. Как растрата подлежат квалификации противоправные действия лица, которое в корыстных целях истратило вверенное ему имущество против воли собственника путем потребления этого имущества, его расходования или передачи другим лицам.

Список литературы Присвоение и растрата: общие вопросы разграничения со смежными составами преступления

  • Уголовный кодекс РФ: принят Государственной Думой РФ 24.05.1996 г. / СЗ РФ 1996. № 25, ст. 2954.
  • Гражданский кодекс РФ. Часть 1: принят Государственной Думой РФ 21.10.1994 г. СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301.
  • Трудовой кодекс РФ: принят Государственной Думой РФ 21.12.2001 г. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
  • О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48. Бюллетень Верховного Суда РФ. № 2. 2018.
  • Архив Кировского районного суда г. Екатеринбурга за 2015г. Дело № 1-11/2015;.
  • Архив Московского городского суда за 2019 год. Дело № 10-11074/2019.
  • Архив Советского районного суда г. Астрахани за 2013 год. Дело № 1-407/2013.
  • Статистические сведения о состоянии преступности за I квартал 2023 года // URL: https://мвд.рф (дата обращения 01.04.2023 г.).
Статья научная