Прижизненные травмы черепа у скотоводов Горного Алтая скифского и гунно-сарматского времени (V в. до н.э. - V в. н.э.)

Бесплатный доступ

В статье анализируются прижизненные травмы черепа, частота которых может характеризовать уровень межличностного насилия, направленного не на убийство, а на ранение противника. Исследованы краниологические материалы пазырыкской (V-III вв. до н.э.) и булан-кобинской (II в. до н.э. - Vв. н.э.) культур, в общей сложности более 500 черепов взрослых индивидов. По меркам мирового масштаба общий уровень нелетального травматизма черепа у древних скотоводов Горного Алтая средний (у мужчин - 25,5 %, у женщин - 9,1 %), однако по этому показателю отмечаются существенные различия между южной и северной половиной пазырыкского ареала (у мужчин - 35,7 против 15,3 %, у женщин - 16,7 против 5,6 %), а также между ранним и поздним периодами булан-кобинской культуры (у мужчин - 32,7 против 22,1 %, у женщин - 10,0 против 6,3 %). Широкое распространение прижизненных травм черепа у «пазырыкцев» в высокогорных долинах Юго-Восточного и Южного Алтая могло быть результатом борьбы за ограниченные природные ресурсы в условиях сурового климата, у ранних «булан-кобинцев» скорее было связано с появлением мигрантов. В гунно-сарматское время по сравнению со скифским среди мужчин участились случаи «травматического рецидивизма». В межличностных конфликтах алтайских скотоводов главной мишенью при нанесении ударов было лицо противника, только в столкновениях «булан-кобинских» мужчин удары по голове были менее избирательными. Зажившие травмы лица у женщин являлись, по-видимому, результатом семейного насилия.

Еще

Прижизненные травмы черепа, насилие, скотоводы, эпоха раннего железа, пазырыкская и булан-кобинская культуры, горный алтай

Короткий адрес: https://sciup.org/145145933

IDR: 145145933   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.2.148-157

Список литературы Прижизненные травмы черепа у скотоводов Горного Алтая скифского и гунно-сарматского времени (V в. до н.э. - V в. н.э.)

  • Горбунов Б.В. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских: историко-этнографическое исследование. – М.: ИЭА РАН, 1999. – 379 с.
  • Першиц А.И. Война и мир на пороге цивилизации: кочевые скотоводы // Война и мир в ранней истории человечества. – М.: ИЭА РАН, 1994. – Т. 2, ч. 3. – С. 129–247.
  • Серегин Н.Н., Матренин С.С. Погребальный обряд кочевников Алтая во II в. до н.э. – XI в. н.э. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016. – 272 с.
  • Тишкин А.А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2007. – 356 с.
  • Тур С.С., Матренин С.С., Соенов В.И. Вооруженное насилие у скотоводов Горного Алтая гунно-сарматского времени // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2018. – Т. 46, № 4. – С. 132–139.
  • Abbink J. Ritual and Political Forms of Violent Practice among the Suri of Southern Ethiopia // Cahiers d’Études africaines. – 1998. – Vol. 38, N 150–152. – P. 271–295.
  • Allen T., Novak S.A., Bench L.L. Patterns of Injuries: Accident or Abuse // Violence Against Women. – 2007. – Vol. 13, N 8. – Р. 802–816.
  • Baustian K.M., Harrod R.P., Osterholtz A.J., Martin D.L. Battered and abused: Analysis of trauma at Grasshopper Pueblo (AD 1275–1400) // Intern. J. of Paleopathol. – 2012. – Vol. 2, iss. 2/3. – P. 102–111.
  • Brickley M., Smith M. Culturally Determined Patterns of Violence: Biological Anthropological Investigations at a Historic Urban Cemetery // Am. Anthropologist. – 2006. – Vol. 108, N 1. – P. 63–177.
  • Chagnon N.A. Life histories, blood revenge, and warfare in a tribal population // Science. – 1988. – Vol. 239. – P. 985–992.
  • Сohen H., Sarie I., Medlej B., Bocquentin F., Toledano T., Hershkovitz I., Slon V. Trauma to the Skull: A Historical Perspective from the Southern Levant (4300 BCE – 1917 CE) // Intern. J. of Osteoarchaeol. – 2014. – Vol. 24, N. 6. – P. 722–736.
  • DeGrood M.P. Skull Fractures // Injuries of the Brain and Skull. – N. Y.: American Elsevier, 1975. – Pt. I. – P. 387–402.
  • Dobash R.E., Dobash R. Violence against Wives: A Case against the Patriarchy. – N. Y.: Free Press, 1979. – 339 p.
  • Ember C.R., Ember M. War, Socialization, and Interpersonal Violence: A Cross-Cultural Study // J. of Confl ict Resolution. – 1994. – Vol. 38, N 4. – P. 620–646.
  • Fonseka S. A Study of Wife-beating in the Camberwell Area // British J. of Clinical Practice. – 1974. – Vol. 28, iss. 12. – P. 400–402.
  • Greene D., Maas C.S., Carvalho G., Raven R. Epidemiology of Facial Injury in Female Blunt Assault Trauma Cases // Archives of Facial Plastic Surgery. – 1999. – Vol. 1, N 4. – Р. 288–291.
  • Harrod R.P., Liénard P., Martin D.L. Deciphering Violence in Past Societies: Ethnography and the Interpretation of Archaeological Populations // The Bioarchaeology of Violence. – Gainesville: Univ. Press of Florida, 2012. – Ch. 3. – P. 63–80.
  • Harrod R.P., Willett A.Y., Kincaid M.A., Woods A.R. Injury and Re-injury among the Ancestral Pueblo and Fremont // Broken Bones, Broken Bodies: Bioarchaeological and Forensic Approaches for Accumulative Trauma and Violence / eds. C.E. Tegtmeyer, D.L. Martin. – Lanham: Lexington Books, 2017. – Ch. 4. – P. 61–79.
  • Herdt G. The Sambia: Ritual, Sexuality, and Change in Papua New Guinea. – Belmont: Wadsworth, 2006. – 178 p.
  • Hussain K., Wijetunge D., Grubnic S., Jackson I. A comprehensive analysis of craniofacial trauma // J. of Trauma. – 1994. – Vol. 36, iss. 1. – P. 34–47.
  • Jordana X., Galtés I., Turbat T., Batsukh D., García C., Isidro A., Giscard P.-H., Malgosa A. The warriors of the steppes: osteological evidence of warfare and violence from Pazyryk tumuli in the Mongolian Altai // J. Archaeol. Sci. – 2009. – Vol. 36, iss. 7. – P. 1319–1327.
  • Knüsel C., Smith M.J. The Osteology of Conflict: What does it all mean? // The Routledge Handbook of the Bioarchaeology of Human Confl ict. – L.; N. Y.: Taylor & Francis Group, 2014. – Р. 656–694.
  • Lessa A., Mendonça de Souza S.M.F. Broken Noses for the Gods: Ritual Battles in the Atacama Desert during the Tiwanaku Period // Memórias do Instituto Oswaldo Cruz. – 2006. – Vol. 101, suppl. II. – P. 133–138.
  • Martin D.L., Harrod R.P. Bioarchaeological Contributions to the Study of Violence // Am. J. Phys. Anthropol. – 2015. – Vol. 156. – P. 116–145.
  • Maxeiner H., Ehrlich E. Site, Number and Depth of Wound on the Scalp in Falls and Blows – a contribution to the validity of the so-called hat brim rule // Archiv für Kriminologie. – 2000. – Vol. 205, N 3/4. – P. 82–91.
  • Monge J., Selinsky P. Patterns of violence against women in the Iron Age Town of Hasanlu, Solduz Valley, Iran // Women in Antiquity: Real Women across the Ancient World. – L.; N. Y.: Routledge; Taylor & Francis Group, 2016. – Ch. 10. – P. 138–155.
  • Novak S.A. Beneath the Façade: A Skeletal Model of Domestic Violence // Social Archaeology of Funerary Remains / eds. R. Gowland, C. Knüsel. – Oxford: Alden Press, 2006. – Ch. 16. – P. 238–252.
  • Sheperd J.P., Shapland M., Pearce N.X., Scully C. Pattern, severity and aetiology of injuries in victims of assault // J. of the Royal Society of Medicine. – 1990. – Vol. 83, iss. 2. – P. 75−78.
  • Standards for Data Collection from Human Skeletal Remains / eds. J.E. Buikstra, D.H. Ubelaker. – Fayetteville: Arkansas Archeological Survey, 1994. – 218 р. – (Arkansas Archeological Survey Research Ser.; N 44).
  • Walker P. Cranial Injuries as Evidence of Violence in Prehistoric Southern California // Am. J. Phys. Anthropol. – 1989. – Vol. 80. – P. 313–323.
  • Walker P.L. Wife Beating, Boxing, and Broken Noses: Skeletal Evidence for the Cultural Patterning of Violence // Troubled Times: Violence and Warfare in the Past. – Amsterdam: Gordon and Breach, 1997. – Ch. 6. – P. 145–175.
Еще
Статья научная