Признание Конституционным Судом Российской Федерации акта или его отдельных положений неконституционными как мера конституционной ответственности
Автор: Табаков В.А., Зайцева Е.Р.
Журнал: Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ @social-kgau
Рубрика: Право и социальные отношения
Статья в выпуске: 4 (10), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается вопрос, является ли мерой консти- туционно-правовой ответственности признание акта или его от- дельных положений неконституционными. Исследованы различные подходы к рассмотрению данного вопроса в научной литературе. Ряд авторов не относят отмену незаконных актов к мерам конституци- онной ответственности, так как нет ограничений или ущемлений материального или юридического характера для тех, кто их издал. Сторонники такого подхода предлагают понимать отмену незакон- ного акта не как самостоятельную санкцию, а как промежуточное звено, необходимое для реализации ответственности. Другие при- знают отмену незаконных актов одной из мер конституционной от- ветственности, поскольку налицо негативная государственно- правовая оценка деятельности по изданию незаконного акта и пресе- чение в виде отмены акта. Очевидно, что издание неконституцион- ного акта наносит не только существенный урон правовому порядку, но и свидетельствует о низкой правовой культуре, а также подрыва- ет доверие граждан к власти и к законодательству в целом...
Конституционно-правовая ответственность, нормативно-правовой акт, юридическая сила, мера ответственности, законность
Короткий адрес: https://sciup.org/140244026
IDR: 140244026
Текст научной статьи Признание Конституционным Судом Российской Федерации акта или его отдельных положений неконституционными как мера конституционной ответственности
Конституционно-правовая ответственность является инструментом поддержания правового порядка, утверждения режима законности, защиты прав и свобод граждан и как следствие - неотъемлемым условием укрепления и развития демократии.
Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности может быть использована для решения таких важных задач, как охрана конституции, обеспечение действенности конституционно-правовых норм, усиление влияния конституционного права на общественно-политическую практику, развитие у субъектов конституци- онно-правовых отношений уважения к конституции и закону, повышение эффективности функционирования государственных институтов.
Для решения обозначенных задач одной из мер конституционноправовой ответственности может выступать признание Конституционным Судом Российской Федерации (далее – КС РФ) акта или его отдельных положений неконституционными.
Постановлением КС РФ от 11.04.2000 № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 17.04.2000. № 16. Ст. 1774.) [1] было установлено, что «...согласно статье 125 Конституции Российской Федерации проверка конституционности нормативных актов и лишение их юридической силы в случае противоречия Конституции Российской Федерации осуществляются в порядке конституционного судопроизводства, что является юридической гарантией высшей юридической силы Конституции Российской Федерации, провозглашенной в ее статье 15 (часть 1)... суды общей юрисдикции, по смыслу статей 76, 118, 120, 125, 126, 127 и 128 Конституции Российской Федерации, не могут признавать законы субъектов Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации и на этом основании утрачивающими юридическую силу. Данное полномочие в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации относится к компетенции только Конституционного Суда Российской Федерации. Суд общей юрисдикции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закону субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке его конституционности».
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – ФКЗ-1) содержит ряд положений, регулирующих вопросы, связанные с последствиями признания неконституционным нормативного правового акта или его части в отношении аналогичных правовых актов. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 43 ФКЗ-1 КС РФ отказывает в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения им ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Кроме того, признание нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными, в том числе актов органов государственной власти других субъектов РФ (ч. 2, 3 ст. 87 ФКЗ-1), что соответствует принципу обязательности решений КС РФ на всей территории Российской Фе- 148
дерации, в том числе для всех органов государственной власти (ст. 6 ФКЗ-1).
Данные нормы законодательства находят отражение в ряде решений, в которых КС РФ указал, что в случае, если при рассмотрении обращения он придет к выводу о том, что в обращении оспариваются такие же нормативные положения, какие ранее были признаны им не соответствующими Конституции РФ, он своим решением в форме определения подтверждает, что эти положения также являются не соответствующими Конституции РФ и как таковые не могут иметь юридической силы (п. 4 мотивировочной части Определения от 14.05.2002 № 88-О [2], п. 6 мотивировочной части Определения от 10.12.2002 № 284-О) [3]. Позднее КС РФ несколько расширил эту позицию и признал за собой право без рассмотрения по существу и вынесения постановления подтверждать неконституционность положений, являющихся, по сути, такими же и регулирующих аналогичный круг правоотношений (п. 4 мотивировочной части Определения от 01.12.2005 № 428-О) [4].
Вместе с тем в теории существуют различные подходы к рассмотрению вопроса признания акта или его отдельных положений неконституционными как меры конституционно-правовой ответственности.
По мнению Д.И. Назарова и И.С. Назаровой, конституционными санкциями является в том числе признание КС РФ неконституционными законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других нормативных правовых актов [5].
Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин среди мер конституционно-правовой ответственности предлагали выделять признание неконституционным, незаконным нормативный правовой акт с его последующей отменой [6].
Признание законов не соответствующими Конституции РФ предлагает относить к мерам ответственности по конституционному праву также А.А. Кондрашев. Лишение юридической силы нормативного правового акта он предлагает рассматривать как меры, в основе которых лежат средства косвенного, опосредованного правовой процедурой принуждения; меры ответственности, связанные с противоправной деятельностью государственных органов власти; пресекательные меры, которые связаны с выявлением и скоротечным воздействием в целях прекращения правонарушения [7].
Однако, по мнению В.М. Ведяхина и Т.Б. Шубиной, признание нормативных правовых актов неконституционными необходимо относить к мерам защиты, а не к мерам юридической ответственности [8].
Аналогичной позиции придерживаются Д.А. Лапинский и А.А. Му-саткина, полагая, что выводы о том, что отмена и приостановление действия нормативных правовых актов относятся к мерам конституционной ответственности, сделаны без учета теоретических положений о разграничении мер юридической ответственности и мер защиты, а также оснований юридической ответственности. По их мнению, признание норма- тивно-правового акта незаконным выступает условием для наступления гражданско-правовой ответственности государства [9].
Н.В. Витрук обращает внимание, что «отмена неконституционного нормативного правового акта означает устранение ошибки в законотворчестве и представляет собой по своей юридической природе средство защиты, восстановления конституционности, имеет своей целью понудить законодателя заново отрегулировать общественные отношения с учетом требований Конституции РФ и правовых позиций Конституционного Суда РФ» [10].
Одним из отличительных признаков мер защиты от мер юридической ответственности является наличие неблагоприятных последствий, которые несет правонарушитель. Таковые при признании нормативного правового акта неконституционным отсутствуют, считает М.А. Краснов. У органа, принявшего данный акт, возникает лишь обязанность отменить его, приостановить или внести соответствующие изменения. Такая обязанность не несет в себе карательного потенциала. «Отмену незаконного акта необходимо понимать не как самостоятельную санкцию, а как промежуточное звено, необходимое для реализации ответственности» [11].
Возможно, обе эти позиции имеют право на существование, поскольку в законодательстве признание акта неконституционным четко не названо мерой ответственности. Для ясности в данном вопросе предпочтительным бы стало урегулирование на федеральном уровне норм, содержащих перечень мер ответственности, применяемых к органам власти и должностным лицам в публично-правовых отношениях.
Список литературы Признание Конституционным Судом Российской Федерации акта или его отдельных положений неконституционными как мера конституционной ответственности
- Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22
- Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. -17.04.2000. -№ 16. -Ст. 1774.
- Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2002 № 88-О «По запросу Думы Приморского края о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в редакции от 24 января 2001 года)»//Собрание законодательства РФ. -10.06.2002. -№ 23. -Ст. 2249.
- Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи
- Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. -30.12.2002. -№ 52 (2 ч.). -Ст. 5290.
- Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 № 428-О «По жалобе гражданина Шеховцова Егора Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 30 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»//Собрание законодательства РФ. -16.01.2006. -№ 3. -Ст. 341.
- Назаров Д.И., Назарова И.С. Ответственность в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. - 2000. - № 1. - С. 16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб- ник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - С. 57. Кондрашев А.А. Меры конституционно-правовой ответственности в современном конституционном праве: основания классификации и виды санкций // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 7. - С. 45-51.
- Ведяхин В.М., Шубина Т.Б. Защита права как правовая категория//Правоведение. -1998. -№ 1.
- Липинский Д.А., Мусаткина А.А. О санкциях конституционной ответственности и мерах защиты//Конституционное и муниципальное право. -2014. -№ 12. -С. 15-18.
- Конституционное право Российской Федерации/под общ. ред. Н.В. Витрука. -М.: Норма; Инфра-М, 2010.
- Краснов М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона//Государство и право. -1993. -№ 6.