Проблема андрогинного идеала человека в философии пола В.В. Розанова
Автор: Иванова Татьяна Александровна
Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1 (45), 2021 года.
Бесплатный доступ
Целью данной статьи является философско-антропологический анализ идеала андрогина в метафизике пола В.В. Розанова. Основное внимание уделяется сопоставлению деструктивной и конструктивной форм андрогина в его философии. К деструктивным формам он относит людей «лунного света» или «третьего пола», которые, по мнению философа, являются основателями новозаветного христианства, отрицающего жизнь плоти. Конструктивными формами для него являются андрогинизм ребенка и андрогинность супружеской пары, которая раскрывается в любви, динамике, взаимном дополнении мужчины и женщины. Проводятся параллели между диаметрально противоположными по направленности мысли, но имеющими общие смыслы концепциями андрогина у Н.А. Бердяева и В.В. Розанова. Делается вывод о том, что сходство между ними состоит в осмыслении пола как динамического и метафизического начала, которое пронизывает не только телесную, но и душевно-духовную жизнь человека, а потому не может быть отвергнуто, а также в проведении границы между андрогином и гермафродитом, из которых первый является идеалом человеческой целостности, а второй представляет собой неудачную попытку его достижения. Различия между этими философами заключается в приоритете духовной любви у Бердяева и земной, телесной любви у Розанова, а также в разном понимании процесса порождения андрогина в человеке, который у Бердяева является индивидуальным и возникающим в каждом из любящих друг друга людей, а у Розанова достижим исключительно в паре. Уделяется внимание авторской теологии Розанова, которая возрождает ветхозаветные семейные идеалы, обновляя их представлениями о Боге как о «половом» существе и предлагая рассматривать супружеский акт любви как священное таинство, соединяющее человека с Богом в сотворчестве. Проведенное исследование позволяет переосмыслить современные проблемы гендерного самоопределения человека, вернувшись к метафизическим основаниям русской философии пола, главной задачей которой был синтез духовного и телесного начал в человеке.
Андрогин, метафизика пола, философия любви, философская антропология, христианство, эрос
Короткий адрес: https://sciup.org/147229624
ID: 147229624 | DOI: 10.17072/2078-7898/2021-1-55-62
Список литературы Проблема андрогинного идеала человека в философии пола В.В. Розанова
- Андреева Н.И. Формирование гендерной культуры в современном обществе: философско-культурологический анализ: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2005. 285 с.
- Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: АСТ, 2007. 384 с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж: УМКА-Рге88, 1931. 320 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608 с.
- Гиренок Ф.И. Фигуры и складки. М.: Академ. проект, 2014. 244 с.
- Платон. Диалоги. Апология Сократа. М.: АСТ, 2019. 352 с.
- Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1904. 358 с.
- Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., 1911. 199 с.
- Розанов В.В. Собрание сочинений. Т. 6: В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов. М.: Республика, 1995. 464 с.
- Розанов В.В. Уединенное. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени. Статьи о русских писателях. М.: Слово, 2001. 776 с.
- ЧистоваМ.В. Концепт андрогина в жизнетворчестве З.Н. Гиппиус: дис. ... канд. филос. наук. Кострома, 2004. 188 с.
- Чуковский К.И. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 7: Литературная критика. 1908-1915. М.: Агентство ФТМ, Лтд, 2017. 736 с.
- Шестаков В.П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. М.: Республика; ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. 464 с.
- Шкловский В.Б. Розанов: из книги «Сюжет как явление стиля». Б.м.: Salamandra P.V.V., 2015. 32 c.
- Эриугена И.С. О разделении природы // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья: в 2 т. СПб.: Изд-во Рус. Христ. гуманит. ин-та, 2001. T. 1. С.166-189.